Как хОчу, так и говОрю?

Безграмотность против культуры речи: победит сильнейший.

Безграмотность против культуры речи: победит сильнейший.

Трогательные интимные воркования по мобильным телефонам в забитом до отказа  общественном транспорте — не счесть им числа! Но этот случай мне запомнился надолго. Возможно, просто потому, что не только переполнил мою чашу терпения, но и изрядно потрепал нервы интеллигентным с виду пассажирам автобуса. Очаровательная барышня двадцати с хвостиком лет сообщала (как водится, на весь салон — даже водитель вынужден был прислушиваться!) “мобильному собеседнику” о своих дальнейших планах на утро нового дня. “Дорогой, денег на телефоне совсем нет, ты не заплОтишь?.. Ну ладно, тогда я сейчас еду к главпочтамПу, буду через полчаса... ПозвОнишь сам, хорошо?.. Спасибки, очень О тебе скучаю-у...” — “Интересно, а ее друг понимает, что она ему говорит?” — хмыкнул сидевший рядом со мной парень, как только доморощенный иоанн златоуст в юбке и гламурных сапожках вышла на своей остановке. “Понимает, — грустно вздохнула дама постбальзаковского возраста напротив. — Они сейчас все так разговаривают. А в мое время было стыдно коверкать слова. Сразу обзывали “колхозницей”...”
Мы живем в стране, где официально признаны два государственных языка, однако большинство из нас толком не знает ни русского, ни белорусского. Достаточно стать свидетелем вот таких повседневных разговоров в общественных местах, поднять из офисного архива объяснительные записки сотрудников, в которых они пишут, почему опАздали на работу или не смогли приДти вовремя; зачитать указанные в меню “салат из помидоР”, “салат “Белые роССы”; послушать, как приятный мужской баритон объявляет остановку: “Наступны прыпынак — вуліца КедышкА”; ознакомиться с официальными документами, присланными из весьма серьезных структур, в которых подчиненным предлагают “посоветоваТСЯ”, “обсудить НАИБОЛЕЕ ЛУЧШИЙ вариант”; пролистать газеты и — отдельная наболевшая тема! — посетить интернет-форумы.  В виртуальном мире, как в бане, все равны. И вот уже ответственный товарищ на высокой должности находит общий язык с тинейджером-недоучкой. В их переписке — “редакторА, инспекторА, договорА” (ну не нравится людям по какой-то причине окончание -ы у существительных множественного числа), “щасливая жизнь”, “жУри, брошУра, крыжЕвник и ужОс”... “Ты ничего не понимаешь! — возмутилась моя бывшая одноклассница, в свое время успешно участвовавшая в школьной олимпиаде по русскому языку. — Это в онлайн-переписке так принято — свой собственный сленг. Здесь, например, пишут не “сейчас”, а “щаз”. Хотелось бы верить, только что-то мне подсказывает, что “собственный сленг” довольно успешно перекочевал из виртуального в реальный мир и сейчас бороздит просторы школьных тетрадок, офисных документов, городских билбордов. Кстати, о последних. Не так давно в центре столицы появился плакат с надписью “Это, мой город!” Думаете, многие обратили внимание на позорную запятую? Как бы не так. Пятеро из десяти прохожих, отвечая на провокационный вопрос журналиста, признались, что понятия не имеют, какой знак препинания нужно (и нужно ли вообще!) ставить после слова “это”. А один шустрый молодой человек ничтоже сумняшеся заявил: “Может, тот, кто писал, так и думал?”
Ах, как ликовали приверженцы словосочетания “моЁ день рождения” и числительного “двУХтысячедесятый”, когда существительное “кофе” было наконец официально разрешено употреблять в среднем роде! Это же настоящая победа безграмотности над культурой речи! Осталось узаконить жАлюзи, но не жалюзИ, килОметр вместо киломЕтр, обеспечЕние, но не обеспЕчение, и раз и навсегда постановить “возбУдить — но не возбудИть! — уголовное дело!”
Орфографии и пунктуации нас всех обучали еще в школе. Впрочем, как и физике, и математике, и биологии. Не факт, конечно, что, дожив до 30 лет, мы помним доказательство теоремы Фалеса или с ходу можем объяснить, в чем суть теории относительности. Но мы умеем читать! Это значит, что де-юре, проглатывая страницу за страницей какой-нибудь увлекательной книги, мы должны на подсознательном уровне запоминать правописание тех или иных слов. Однако де-факто получается, что потоки информации плавно минуют рецепторы мозга, отвечающие за анализ и запоминание. То ли потому, что серьезную литературу прошлых десятилетий заменили бульварные романы, сюжет которых забывается еще по ходу чтения, то ли потому, что книжки пишут и редактируют те, кто отмечает “своЁ день рождения”, “ЛОЖИТ подаренные деньги на депозиты”, а потом “оТдалживает десятку до зарплаты”?..
“Ни в коем случае нельзя напрямую указывать человеку на его вопиющую необразованность! — советуют психологи. — Это не делает чести тому, кто отстаивает свою точку зрения. Будьте деликатны. И на фразу “Я так О тебе соскучилась!” — ответьте просто: “Я тоже ПО тебе скучал!”
Грамотных вам собеседников!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter