Как карта ляжет у банкиров?..

По количеству сделок купли-продажи этот год выдался урожайным для отечественного банковского сектора. Со скоростью горячих пирожков контрольные пакеты акций продавались иностранным инвесторам: российским, украинским, казахстанским…

По количеству сделок купли-продажи этот год выдался урожайным для отечественного банковского сектора. Со скоростью горячих пирожков контрольные пакеты акций продавались иностранным инвесторам: российским, украинским, казахстанским… Но, несмотря на внушительную динамику роста импортного капитала в банковской системе, финансовой революции не произошло. Вполне возможно, что и в ближайшие несколько лет иностранные активы будут играть второстепенную роль в нашей экономике. По крайней мере, пока никто из «молодых инвесторов» не заявил претензий на серьезный передел белорусского рынка финансовых услуг. 

Судя по всему, вместо «резкого старта» наши банки с иностранным капиталом выбрали стратегию поступательную — планомерного развития. В том числе и по финансовым соображениям. Ведь первая четверка белорусских банков контролирует более 90 % рынка финансовых услуг. Корпоративный сегмент практически полностью поделен. Правда, остается относительно свободной ниша инвестиционного кредитования. Но небольшие проекты, стоимостью в несколько миллионов долларов, успешно находят поддержку у банков-лидеров. А для присутствия в сегменте глобальных проектов в несколько десятков и сотен миллионов долларов «длинных денег» требуют от банка ресурсной базы в несколько миллиардов. Навряд ли кто-то из пришедших инвесторов готов скоропалительно вкладывать такие средства в отечественную экономику. 

Имея несколько сотен миллионов долларов, можно стать серьезным конкурентом на рынке розничных услуг. Но для успешной работы с населением необходимо иметь развитую инфраструктуру. Ни один из приобретенных белорусских банков не может похвастаться развитой сетью. Чтобы ее создать, необходимы время и немало финансовых затрат. По некоторым оценкам, чтобы конкурировать в розничном сегменте, надо иметь около сотни расчетно-кассовых центров и филиалов по всей республике. Каждая точка обходится в 2—10 миллионов долларов. Словом, для серьезного входа на рынок нужно вложить около миллиарда долларов в инфраструктуру. 

Рискну предположить, что появление в Беларуси «дочек» крупных финансовых структур из стран СНГ – свидетельство интереса других стратегических инвесторов к нашей экономике. Как показывает практика, крупные коммерческие компании рискуют выйти на рынок соседней страны, если там работает банк с «родным» уставным капиталом. Например, до недавнего времени в республике не было украинского банка, и ежегодный «обмен инвестициями» с этой страной не дотягивал и до миллиона долларов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter