Как изменить психологию?

Каждый стремится к достатку. Кто–то работает на двух работах, кто–то уезжает на «шабашки». И все ради чего? Может, проще провести ревизию своих потребностей? Действительно ли только на необходимое и полезное мы отдаем свои кровные? По–моему, нет. Зачастую мы не умеем не только экономить, но даже тратить...
Каждый стремится к достатку. Кто–то работает на двух работах, кто–то уезжает на «шабашки». И все ради чего? Может, проще провести ревизию своих потребностей? Действительно ли только на необходимое и полезное мы отдаем свои кровные? По–моему, нет. Зачастую мы не умеем не только экономить, но даже тратить.

Состоятельные европейцы, в отличие от нас, просто помешаны на экономии. У них, например, для технических нужд в квартирах предусмотрен отдельный кран с неочищенной водой, а у нас питьевая — на все случаи жизни. Немцы моются под душем, моют посуду, бреются, заткнув раковину пробкой, а у нас полная ванна в сутки для каждого — норма. Эти «скопидомы» используют даже тепло сбрасываемой в канализацию воды. У них ничего лишнего — ни в холодильнике, ни в шкафах. И на работу на велосипеде чиновник ездит, чтобы не тратиться на бензин... Может, потому они и богаче, что умеют экономить даже на воде и на спичках. Умудряются еще и помогать бедным странам, представители которых нередко приезжают на «Мерседесах» просить помощи... Это не про нас, но подумать есть о чем.

Экономить можно на всем. Каждое утро, идя на работу, просто диву даешься, сколько пакетов, бумаги, бутылок валяется вокруг. А сколько надо дворников и коммунальной техники, чтобы обслуживать это элементарное разгильдяйство? Каждый год зима начинается с незаклеенных окон, незакрывающихся дверей подъездов, где днем горят лампочки, и бесконечных разговоров вокруг подорожания коммунальных услуг. Хотя мы потребляем больше, чем нам нужно, воды, тепла, газа, электроэнергии, частично оплачиваемых за счет государства. И не считая, сколько, чего и кто использовал. Групповые счетчики — это ведь психологический самообман. Нам нужны счетчики тепла в каждой квартире, причем с регуляторами температуры! Хочешь больше тепла — открой вентиль, но плати. Нет средств — оставь одну комнату теплой, в другой держи 15 градусов.

Но со временем дорожать будут не только энергоресурсы, такова логика жизни. В Латвии кубометр воды уже стоит почти полдоллара. А у нас пока всего 12 центов. Если учесть, что один житель в месяц расходует 6 кубометров, то сколько нужно будет платить семье из четырех человек по латвийским расценкам? Рассчитывать, что государство всегда будет оплачивать нашу расточительность, нельзя. К 2015 году всем без исключения придется оплачивать 100 процентов потребляемых коммунальных ресурсов. Так лучше готовиться к этому сегодня.

Главная проблема — в изменении психологии. Приборы учета — первые стимулы к экономии, аккуратности, которые помогут сберечь до 20 процентов семейного бюджета. Еще 30 процентов даст рациональное питание. Сохраненные до старости здоровье и работоспособность — это еще 50 процентов сэкономленных средств. Вот и считайте, за счет чего можно получить солидную прибавку к доходам вместо изнуряющего труда на «шабашках».

Людмила АРТЕМЕНКО, член Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей.



Широкая альтернатива

Сегодня много говорят об альтернативных видах топлива, в частности торфа. Совету Министров совместно с облисполкомами предстоит оперативно разработать проект государственной программы «Торф». Как специалист могу сказать, что «торфяная» тематика требует к себе очень внимательного подхода. Необходимо четко представлять, что можно бросать в топку, а что лучше использовать для других целей, но более рационально.

Не все знают, что Беларусь обладает значительными запасами уникального так называемого битуминозного торфа. В нем содержится 5 — 10 процентов воска. Нигде больше такого сырья практически нет. Из него с 1961 года в городском поселке Свислочь Пуховичского района получали торфяной воск. Этот материал позволяет получать отливки из любых металлов и сплавов с высоким качеством поверхности и точностью. Но после распада СССР цех по получению торфяного воска был остановлен. Аналогичный материал приходится закупать в США, Великобритании, ФРГ.

Почему бы не восстановить производство торфяного воска? Все необходимое есть. В стране 30 месторождений ценного сырья. 12 из них еще в советские годы были зарезервированы как сырьевая база для получения ценного материала. Кстати, из воска можно извлекать и полезные вещества для лечения кожных заболеваний. А отходы использовать для получения топливных брикетов. Думаю, было бы правильно, если бы при подготовке государственной программы «Торф» была учтена такая возможность.

Виктор ЯЧНИК, бывший директор завода горного воска.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter