Как избежать коррупционного "прессинга"

Коррупцию сравнивают с ржавчиной, которая исподтишка, незаметно разъедает государственный строй, дискредитирует существующую власть в глазах общества. В переводе с латинского это слово обозначает подкуп должностных лиц, политических деятелей. Но сегодня, как сказал на недавнем пленарном заседании Палаты представителей Национального собрания РБ заместитель Генерального прокурора Виктор прус, это понятие имеет более широкий смысл и значение. Оно напрямую связано с организованной преступностью, формированием мафиозных кланов, отмыванием «теневых» денег, лоббированием интересов определенных групп в высших эшелонах власти. Представляя тем самым серьезную угрозу суверенитету любой страны, ее национальной безопасности.
По оценкам специалистов, коррупция не обошла и Беларусь. Хотя в общей массе совершенных правонарушений это количество незначительно. Так, по результатам минувшего года «коррупционных» преступлений в числе других видов правонарушений не более трех-четырех процентов. Тем не менее тоже весьма заметная цифра—4815 случаев. По 946 из них уже завершено расследование. Привлечено почти 1250 обвиняемых. 508 дел отправлено на рассмотрение в судебные инстанции. Коррупция самым прямым образом связана с «теневой» экономикой, нанося государству ощутимый ущерб. Но каков ее уровень в нашей республике, сказать точно невозможно. Правда, по неофициальным и неподтвержденным данным, считается, что она находится в пределах 17—18 процентов от ВВП. Это дает основание предполагать, что примерно два-три миллиарда долларов ежегодно «утекают» за рубеж. Сумма, согласитесь, немалая. Международная неправительственная организация по антикоррупционному рейтингу отвела Беларуси 52-е место из 133 стран. Показатель считается несколько условным. Но он все-таки дает основание полагать, что это явление требует со стороны государства определенного внимания и соответствующих действий. В Беларуси существует необходимая законодательная база. И, судя по приведенным выше примерам, правоохранительные органы проводят серьезную работу. Тогда зачем еще один закон о борьбе с коррупцией? По словам Виктора Пруса, вынесенный на рассмотрение в Овальный зал документ имеет больше превентивный характер. Он призван содействовать предупреждению коррупционных действий со стороны государственного чиновника или руководящего лица. Другая его цель имеет политическую, идеологическую направленность. Ее следует расценивать как действия Беларуси по борьбе с этим негативным явлением на международном уровне. Наше государство ратифицировало Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и намерено присоединиться к аналогичному документу ООН. Законопроект «О борьбе с коррупцией» как раз и разработан с учетом этих обстоятельств. Депутаты весьма неоднозначно подошли к документу. Обсуждение заняло более двух часов, выступило двадцать пять человек. Все соглашались: такой закон нужен, но вместе с тем отмечали, что для принятия в первом чтении он «сыроват». Многие, например, задавали вопрос, что можно считать фактом коррупции? Следует ли ставить знак равенства между презентованной должностному лицу коробкой конфет и скрытым лоббированием в определенных властных структурах чьих-то интересов для получения, скажем, банковского кредита? Кстати, об этом надо сказать особо. По полученным банковским кредитам возбуждено 44 уголовных дела. Но в отношении 30 из них следствие пришлось приостановить – виновники скрылись в неизвестном направлении. Сумма же невозвращенного долга составила, ни много ни мало, почти пятьдесят миллионов долларов. Кто-то из депутатов в перерыве между заседаниями пошутил: «Хороший чиновник—честный чиновник». Резон, безусловно, в его словах есть. Взятки, подкуп, корыстолюбие никогда не поощрялись в обществе и соответственно наказывались. А предложенный законопроект депутаты отправили в комиссию на доработку. Чтобы, когда он вступит в силу, избежать ошибок и неправильных решений.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter