Как использовать богатства Арктики Северные «надбавки» нуждаются в защите

В течение августа на арктическом побережье Канады прошли учения под кодовым названием «Нанук-2009». По словам министра обороны Канады Питера Маккея: «Эта операция нацелена на то, чтобы совершенно недвусмысленно продемонстрировать и авторитетно заявить о том, что мы намерены использовать Арктику, что Арктика – важнейшая составляющая нашей страны и что наше присутствие в Арктике будет постоянно наращиваться». Кроме того, в августе началась вторая американо-канадская экспедиция в Арктику. В этой экспедиции задействованы ученые двух стран, которые на ледоколе береговой охраны США и корабле береговой охраны Канады собирают данные о морском дне и континентальном шельфе Арктики.

Проведение учения «Нанук-2009» наводит на мысль: а насколько адекватны меры, применяемые Россией по защите своих интересов в Арктике? По общему мнению членов Комиссии по национальной морской политике Совета Федерации, опубликованному в их информационном бюллетене верхней палаты парламента, в последние годы иностранные государства проводят твердую линию на завоевание фактического господства в инфраструктуре Севера России. В настоящее время только в разработке природных богатств Арктики принимают участие около 80 различных зарубежных фирм и компаний. Они проявляют особый интерес к Штокманскому, Приразломному, Ардалинскому, Варандейскому, Ново-Портовскому и другим залежам углеводородного сырья. Такие иностранные компании, как «Амоко» и «Эксон» (США), «Норск гидро» (Норвегия), «Тоталь» (Франция), активно участвуют в конкурсах на право освоения российских месторождений. На Север настойчиво рвутся промышленно развитые, но бедные сырьевыми ресурсами неарктические страны: Япония, Франция, Германия, Южная Корея. Эти государства пытаются самостоятельно решить проблему доставки полезных ископаемых в Западную Европу, США и Японию. Используя сложившуюся экономическую ситуацию в России, а также проблемы эксплуатации ледокольного флота, иностранные фирмы активно проводят как законные, так и несанкционированные исследования возможности использования богатств Севера без участия России, считают члены комиссии. Одной из составляющих иностранного присутствия стали претензии на интернационализацию Северного морского пути (СМП). Подобные притязания усилились после того, как ледовая кромка отступила и появилась возможность проходить большую часть СМП, не заходя в российские территориальные воды. Таким образом, возникает конфликтная ситуация. Ведь большинство проливов, через которые проходит СМП, перекрываются территориальными водами России. К таким проливам относятся Карские Ворота, Югорский Шар, Шокальского, Вилькицкого и ряд других. Они никогда не использовались для международного судоходства. В связи с этим проход любого иностранного корабля по трассе СМП возможен лишь с предварительного разрешения Правительства РФ, как это предусмотрено правилами посещения территориальных вод и портов России. Несмотря на это, некоторые зарубежные государства предприняли ряд шагов по коммерческому использованию северного фасада России для транзитных перевозок между портами Европы и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Проведенный в рамках научной международной программы «Северный морской путь» транзитный рейс транспорта «Кандалакша» в 1995 году по маршруту Йокогама – Киркенес, показал высокую эффективность транзита. Зарубежный грузоотправитель может ускорить доставку грузов по сравнению с традиционным путем через Суэцкий канал на 10–15 суток и получить солидную прибыль. После этого западные государства стали активно муссировать вопрос о превращении СМП в международную магистраль. Они оспаривают правомерность проливов внутренними морскими водами России и утверждают, что проливы СМП имеют международный статус. По словам начальника управления эксплуатации флота «Атомфлот» Николая Бабича, МИД РФ получил аналитическую записку из Исландии, где говорится, что Северным морским путем является только 12-мильная зона вдоль материкового побережья Евразии, а все остальное – международные воды для свободного судоходства. «Дания уже официально объявила принадлежность Северного полюса к своей исключительной экономической зоне. Норвегия объявила острова Шпицберген, Медвежий и их побережье своей исключительной экономической зоной, предоставляя для нас воды побережья в качестве транспортного коридора», – сказал он на совещании на тему «Законодательное обеспечение структуры и комплексного развития Северного морского пути и прилегающих районов разведки и добычи углеводородного сырья», состоявшемся в Совете Федерации. По мнению заведующего сектором правового центра Совета по изучению производственных сил Российской академии наук Сергея Гуреева, причиной этого стало то, что у России нет надлежащего правового режима в отношении Арктики, прежде всего закона «О Северном морском пути», сохраняющего статус СМП как национальной транспортной коммуникации. Неурегулированность правового статуса СМП приводит к тому, что на Западе возникают различные концепции управления Арктикой. Среди них – Арктикой должен управлять кондоминиум арктических государств, а этот район земного шара трактуется как общее наследие человечества. Взамен этого российские ученые предлагают концепцию полярных секторов. Согласно этой концепции пределы полярных секторов не являются государственными границами полярных государств. «Вместе с тем сектор – это прежде всего зона реализации исторически сложившихся оборонных, особых экономических, природоресурсных и природоохранных интересов конкретного арктического государства», – заявил Сергей Гуреев на совещании в Совете Федерации. Канада в отличие от США поддерживает концепцию арктических секторов. Эта страна продолжает последовательно укреплять национальное законодательное регулирование в канадском арктическом секторе. России следует учесть противоречия между США и Канадой и принять – посредством специального национального законодательства – превентивные меры против возможных правопритязаний США на Севморпуть, считает Сергей Гуреев. Но, судя по тому, что в августе началась вторая американо-канадская экспедиция в Арктику, уже не Россия, а США могут использовать противоречия между двумя арктическими государствами и Россия теряет союзника в своей арктической политике.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter