В Минобразования рассказали, как готовят педагогические кадры для работы с детьми с СДВГ

В стране наблюдается тенденция к индивидуализации учебного процесса. В школах, гимназиях, колледжах и вузах максимально стараются учитывать возможности каждого: одаренного, талантливого, а также ребят, индивидуальные потребности которых обусловлены их жизненной ситуацией, состоянием здоровья или еще какими-либо ситуациями. Сегодня поговорим с начальником отдела адаптации и интеграции лиц с особенностями психофизического развития Министерства образования Аллой Веретенниковой о том, как детям с СДВГ помогают адаптироваться к процессу обучения.

Иллюстративное фото

– Алла Вячеславовна, объясните, почему именно на начальном этапе важно помочь социализироваться детям с СДВГ?

– Сразу объясню терминологию. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – состояние, при котором наблюдается повышенная возбудимость ребенка, чрезмерная речевая и двигательная активность в сочетании с нарушениями внимания и импульсивностью. Очень часто это состояние сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной неустойчивостью. В результате ребенок постоянно находится в состоянии нервного напряжения, которое он пытается сбросить путем физической активности. В целом он просто не может вести себя по-другому и тем более сознательно корректировать собственное поведение.

Такие состояния нередко замечают и родители по отношению к собственным детям, и педагоги при организации образовательного процесса в учреждениях образования. Однако следует понимать, что на сегодняшний день диагноз СДВГ является медицинским диагнозом, и выставляет его врач-психиатр.

– Чем раньше приступить к корректировке, тем благоприятнее прогнозы. Верно?

– Поведение детей с СДВГ в большей степени определяется внешним окружением. В одиночку родителям не справиться с такой задачей. Необходима выработка согласованных действий по отношению к данному ребенку как со стороны самых близких ему людей, так и со стороны всех участников образовательного процесса – учителя, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя. Важно знать и понимать, чем обусловлено такое поведение. Продуманная стратегия совместных действий может во многом способствовать снижению нежелательных проявлений поведения, мешающих ребенку усваивать знания, общаться со сверстниками, комфортно ощущать себя в коллективе. Работа должна быть комплексной!

– Для деток с такой особенностью разрабатываются отдельные образовательные программы?

– Отмечу: ребенок с СДВГ не относится к категории детей с особенностями психофизического развития. Он обучается по образовательным программам дошкольного либо общего среднего образования. При этом важное значение в работе с таким ребенком приобретает помощь педагога-психолога, который оказывает ему непосредственную психологическую помощь, консультативную помощь педагогическому коллективу и, конечно, родителям. Да, есть случаи, когда ребенок с СДВГ может иметь и сопутствующие нарушения интеллекта, речи. Такой ребенок включается в банк данных о детях с особенностями психофизического развития и в соответствии с заключением центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации получает помощь как педагога-психолога, так и учителя-дефектолога. При необходимости руководитель учреждения образования имеет право вносить изменения в структуру, наименование должностей служащих (профессий рабочих) в пределах штатной численности либо вводить дополнительную штатную численность сверх штатной численности по решению государственного органа, в подчинении которого находится учреждение образования.

– Получается, за такими ребятами могут закрепить воспитателя индивидуального сопровождения? А насколько сегодняшние педагоги понимают нюансы работы с детьми, у которых есть какие-то особенности?  Этот вопрос особенно актуален, когда ребенок переходит в старшие классы.

– Уделяется большое внимание подготовке педагогических кадров. Так, в примерные учебные планы по специальности «Специальное и инклюзивное образование» по всем профилизациям включена в компонент учреждения высшего образования учебная дисциплина «Профилактика и коррекция проблемного поведения», в вариативный компонент – учебная дисциплина «Сопровождение ребенка с СДВГ», при подготовке по профилизации «Образование лиц с расстройствами аутистического спектра» предусмотрено изучение модуля «Диагностика и сопровождение при СДВГ» и учебной дисциплины «Коррекционная работа при СДВГ». Конкретные рекомендации по созданию адаптивной образовательной среды, средств психологического сопровождения обучающихся с СДВГ и их родителей находятся на национальном образовательном портале adu.by. Круг вопросов по организации образовательного процесса для обучающихся с СДВГ включается в работу родительских клубов, собраний. Мы стараемся максимально информировать общество.

Важно: уже реализуется дорожная карта, разработанная и утвержденная Министерством образования, Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты на 2022–2025 годы – многие вопросы по совершенствованию работы с данной категорией необходимо согласовывать на уровне межведомственного взаимодействия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter