В Беларуси остаются заброшенные солдатские могилы

Как это было

На гражданском кладбище в деревне Меховщина захоронены советские солдаты. Одна могила большая, другая — поменьше. За этими могилками никто не ухаживает...
До празднования 70–летия Великой Победы остается совсем немного времени, неудивительно, что количество писем, связанных с этой святой темой, в редакционной почте возрастает. Здесь и воспоминания о пережитом самих участников и свидетелей событий, и слова благодарности молодого поколения дедам и прадедам за мир и спокойствие на родной земле, и, конечно, забота о том, чтобы память героев–победителей была достойно увековечена.

***

Когда в газету приходит письмо–сообщение, что где–то до сих пор остается забытой и заброшенной солдатская могила, редакция обращается за комментарием и разъяснением к представителям местной власти, ведь работа по сохранению памяти о Великой Отечественной войне в стране давно систематизирована, четко отлажена. Так случилось и с простым и очень искренним письмом В.Короля из деревни Петровичи Светлогорского района. Видно, что его автор — человек неравнодушный, принципиальный:



«На гражданском кладбище в деревне Меховщина захоронены советские солдаты. Одна могила большая, другая — поменьше. За этими могилками никто не ухаживает. Только к Радонице я и зять сгребаем с них листья. Неужели нельзя перезахоронить останки в братскую могилу деревни Полесье? Может, найдутся и медальоны. У нас в деревне Чернин было немецкое кладбище, так там все косточки собрали, чтобы перезахоронить. Где же справедливость?»

Обращение В.Короля редакция направила в Гомельский областной исполнительный комитет, откуда поступило письмо, подписанное заместителем председателя В.Горбачевым. В нем сообщается: «Опрос старожилов и выезд на кладбище подтвердили наличие двух неучтенных воинских захоронений, сведениями о которых мы ранее не обладали. За что искренне благодарим. Ввиду отсутствия угроз для исчезновения могил, их перенос не рассматривается, принято решение захоронения паспортизировать и поставить на государственный учет. С целью благоустройства Светлогорскому райисполкому в текущем году из областного бюджета будет выделено 20 миллионов рублей».

***

А в этом случае мы получили настоящее письмо в письме. Пришло оно из Израиля:

«Здравствуйте. Сегодня я отправила электронное письмо в Славновский сельский исполнительный комитет и в Толочинский сельский исполнительный комитет. Письмо, полное благодарности. Вот его текст, прочтите, и вы сами все поймете.

«Здравствуйте, уважаемые и дорогие! Низкий вам поклон и искренняя благодарность. В моем обращении нет ни толики пафоса и патетики. Именно дорогие и именно уважаемые.

Зовут меня Элла Сорока. А мою мамочку звали Римма (Рива) Гутина. Она родилась в 1929 году в Словенях Толочинского района. Потом семья переехала в Славное. В июне 1941 года пионерский лагерь, в котором отдыхала мама, эвакуировали в Павлодар (Казахстан), где с 13 лет она работала на военном заводе. В 1944 году вернулась в Славное, и прямо на вокзале маме кто–то сказал, что никого у нее больше нет... 16 марта 1942 года мамину семью расстреляли полицаи.

Мама всегда говорила, что всем, чего она добилась в жизни, она обязана людям, которые ее окружали, и всегда повторяла: «Хороших, добрых людей намного больше, чем плохих». Каждый год, сколько я помню себя, в марте или 9 Мая мы приезжали в Славное к белому камню на братской могиле. И с благодарностью замечали, что чьи–то заботливые руки ухаживают за памятником, приносят цветы.

Я теперь живу в Израиле. А моя сестра Дина — в Борисове, и она каждый год приезжает со своими детьми в Славное, туда, где от маминой семьи осталась только надпись «Семья Гутиных». Недавно она прислала мне фотографии с братской могилы. И я сначала не узнала это место, а потом расплакалась и просто потеряла дар речи. Да и что можно сказать!

Элла Эдуардовна Сорока, Израиль, г. Ришон–леЦион».

***

Война всегда страшная и несправедливая. Людские судьбы для нее — просто пыль. Для нее. Но не для нас.

«Моя история такова, — пишет в газету Л.Тимошенко из Кричева. — Когда началась война, моего отца Тимошенко Даниила Илларионовича 1907 года рождения по решению руководства цементного завода Кричева как передовика производства и опытного специалиста–слесаря оставили с группой товарищей для демонтажа завода, после чего он должен был уйти в партизанский отряд. Беспокоясь за семью, отец решил переправить жену с двумя малолетними детьми в родную деревню к родственникам. Но случилось страшное: наша повозка наехала на мину. Это произошло 24 июля. Отца разорвало в клочья. Меня, трехлетнего ребенка, и годовалого брата отбросило взрывной волной. Каким–то чудом мама добралась с нами до деревни, где и похоронили собранные останки отца. Это была Старинка Славгородского района.

В свое время я разыскала могилу. Но чернобыльская трагедия перечеркнула все. Место захоронения отца — зона отселения. И вот я задалась целью перезахоронить отца в Кричев, где могила будет ухожена внуками и правнуками. Возможно ли и как это сделать?»

На вопрос ответил заместитель председателя Могилевского областного исполнительного комитета В.Малашко. Если кратко, то в соответствии с постановлением Министерства жилищно–коммунального хозяйства и Министерства здравоохранения от 28.06.2002 г. № 17/43 «Об утверждении Правил содержания мест погребения» «перезахоронение останков осуществляет специализированная организация на основании заявления заказчика, свидетельства о смерти и заключения местных органов государственного санитарного надзора о возможности эксгумации». Может быть, эта информация окажется полезной не только для нашей читательницы.

Конечно, главные хранители светлой памяти героев и жертв той войны в первую очередь их собственные наследники — дети, внуки, правнуки. Вообще почитание могил предков — одна из самых древних и незыблемых народных семейных традиций. В наши дни она еще более усиливается, когда речь заходит о сохранении памяти о героях Великой Отечественной войны и жертвах нацистского варварства, непосредственно и активно поддерживается всеми структурами государственной власти, многочисленными общественными организациями. Ведь память иногда образно сравнивают с птицей, а птица с одним крылом не летает.

ulitenok@sb.by

Советская Белоруссия № 57 (24687). Четверг, 26 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter