Как? Дунечка? Звучит!

У кинорежиссера Александра Ефремова легкая рука, может, и поэтому "Беларусьфильм" ему доверяет.
У кинорежиссера Александра Ефремова легкая рука, может, и поэтому "Беларусьфильм" ему доверяет. Если Александр Васильевич сказал "Сделаю!", значит, так тому и быть. Например, спасет картину "Поводырь" от неминуемой "заморозки", с минимальными финансовыми затратами снимет качественную мелодраму... В прошлом году министерства культуры России и Беларуси заказали ему очередную картину - "Дунечка". Минувшей весной Александр Ефремов запустил ее производство, а уже в эти дни проводит завершающую часть работы над "Дунечкой", которая в конечном итоге определит лицо фильма. Идет озвучивание. Своеобразная "чистка", прояснение психологических мотивировок действий героев, уточнение акцентов и сюжетной канвы.

Один день я провела в тонстудии "Беларусьфильма" с режиссером Александром Ефремовым и девочкой по имени Маша. Это прелестное создание тринадцати лет от роду и есть главная героиня фильма - Дунечка.

- Горячо тут у вас, в студии.

- Да, картину надо не только озвучить, речь идет о звуковом проекте Dolby Stereo, а в этой системе огромное значение имеет запись шумов, сведение музыки, так называемых ремиксов. Работа огромная, масштабная, звукорежиссер сейчас полновластный хозяин над картиной. И от этой работы зависит будущая судьба картины. Сейчас на кинофестивали принимаются фильмы, только если они сделаны в формате Dolby Stereo. Хотя в кино нет ничего "не главного", но данный этап работы над "Дунечкой" - самый решающий. Без него ничего не будет.

- Как считаете, Александр Васильевич, почему именно вам доверяют снимать картины на "Беларусьфильме"? Вот режиссеру Астрахану, например, доверяют снимать сериалы, потому что знают - Хананович работает быстро и не пьет.

- Я тоже снимаю быстро и тоже не пью. Но это не самые основные качества, которыми должен обладать режиссер. Полагаю, моя предыдущая биография позволяет говорить о том, что мне можно доверить съемки.

Александр Васильевич заметно нервничает, считает, что я не знакома с его биографией, коль скоро задаю ему такие странные вопросы. Хотя перед встречей с ним я честно справилась по энциклопедии: с 1991 года Александр Васильевич работает в Театре-студии киноактера, поставил спектакли "Айседора. Танец любви", "Таланты и поклонники", "Миленький ты мой" и "Филумена Мартурано". В кино снял фильмы "Большая любовь Чередниченко Н.П." (приз за лучшую режиссуру на Всесоюзном кинофестивале "Молодость-77"), "Родное дело" (на Всесоюзном параде молодых кинематографистов картина названа лучшей на современную тему), "Давай поженимся", "Экзамен на директора", "Наш человек в Сан-Ремо", "Поводырь".

- Биография у вас и правда безукоризненная. От большого телевизионного босса я слышала, что отечественное телевидение в ближайшее время крайне заинтересовано в производстве сериалов. Ищут режиссеров, сценарии, спонсоров, гонка страшная. Вы подхватите эту идею производства сериалов, захотите в ней поучаствовать?

- Когда я вижу подавляющее большинство сериалов на телевизионном экране, я понимаю, что их снимали дилетанты. Может быть, они снимают быстро, но снимают бездарно, ужасно, отвратительно. Сцены не проработаны, не выявлены... Я понимаю, сегодня денежные обороты обязывают работать быстро, но это не должно идти в ущерб качеству фильма. Трудно говорить о себе, трудно отстаивать мнение о своей профессиональной состоятельности, но я позволю себе заявить следующее: да, я в состоянии снимать сериалы. И сам я их не ищу, скорее наоборот, предложения о съемках ищут и находят меня сами. Но я не стану ввязываться в эту гонку, пока не получу на руки качественный сценарий с выверенной драматургией и хорошим сюжетом. Пока такого сценария нет.

- А вот у вас в "Дунечке" Элеонора Езерская и Андрей Курейчик задействованы... Они что, актеры?

- А почему вы так спрашиваете? Вы хотите скандальный материал написать или информационный?

- Информационный.

- Принесете мне почитать, что вы там написали. У Езерской в моем фильме один проход, она провожает сына на поезд, так что говорить об ее актерском таланте в "Дунечке", по крайней мере, неосмотрительно. А вот у Курейчика работа актерская - он играет в фильме самого себя, драматурга, и когда вы увидите его в моей картине, вы поймете, что он проявляет себя талантливо. Он обладает яркой индивидуальностью, и, да, я считаю его перспективным актером.

Вообще, Александр Васильевич многих белорусских актеров провозглашает звездами. Считает, что в "Дунечке", например, Анатолий Кот играет абсолютно ничем не хуже российского актера Михаила Ефремова, хотя сам Кот своей работой в этой картине остался недоволен. Или вот еще занимательный факт ("не для прессы") рассказал мне Александр Васильевич. Узбекский режиссер Али Хамраев по заказу НТВ приступил недавно к съемкам телевизионного сериала, куда на ведущие роли хотел пригласить семерых (!) белорусских актрис. Но пригласил всего четверых. Увы, российские продюсеры настояли на том, чтобы и их соотечественницы в сериале были задействованы. Подумать только. А ведь пару лет назад все наоборот было: белорусские актрисы жаловались, что их не приглашают в сериалы из-за россиянок. Режиссер Ефремов рассказал, что Али Хамраев во время кинофестиваля в Бресте посмотрел наши "Анастасию Слуцкую", "Поводыря" и был полностью очарован красотой и талантом наших актрис. Кто именно из них поразил воображение Хамраева, Ефремов выдать отказался, но догадаться нетрудно.

- Я читала сценарий "Дунечки". Там сценаристка Светлана Шафранская пишет: "Николаю Еременко (младшему) посвящается"... Вы это посвящение титром поставите в начале картины?

- Очевидно, оно будет стоять в конце фильма. Но если в итоге я получу картину недостойную этого посвящения, я его сниму. К артисту Еременко я испытываю искреннее, очень глубокое почтение. С Колей мы учились вместе во ВГИКе, снимались вместе в кино и даже товарищами были. Но, понимаете, в "Дунечке" для меня самым высшим достижением было бы выйти за рамки простой истории о Николае Еременко. Я хочу получить фильм о первой любви, рассказать историю о людях, которые служили театру. Показать сопряженность главной героини Дунечки с театром, ее первую попытку выйти на сцену...

- Так это детская картина?

- Семейная. О первой любви.

- Семейное кино давненько у нас не снимали.

- Полагаю, что да. Я никогда не снимал и не буду снимать картины о насилии, разврате и пороках человеческих. Я глубоко убежден, что человек - это не грязное, подлое, мерзкое и отвратительное животное. Человек - это тварь Божья, наделенная духовностью. Да, я говорю сейчас плакатно! Да, пафосно! Но, к сожалению, слова об истинных ценностях всегда звучат именно так.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter