Как добывают золото

Месторождений золота, серебра, платины и палладия в нашей стране нет.
Месторождений золота, серебра, платины и палладия в нашей стране нет. Таков вердикт ученых-геологов. Однако, по словам Анатолия Чайчука, директора департамента драгметаллов и драгкамней Министерства финансов, ежегодно в Госфонд государства поступают сотни килограммов драгоценных металлов, полученных из местного сырья. Кто и как добывает золото? Этим вопросом задалась корреспондент "СБ".

Копи вокруг нас

Потенциальным золотодобытчиком может стать любая фирма, организация или предприятие. И для этого вовсе не нужно отправляться на золотые прииски Якутии или Аляски. Достаточно прикупить телефон, компьютер, принтер или хотя бы холодильник. И тогда, хотите вы того или нет, немедленно попадете в ряды золотодержателей. Например, в кабинетах нашей редакции по документам строгой отчетности хранится 111 граммов золота, 380 граммов серебра, больше 2 граммов платины и 44 грамма палладия. Теоретически, конечно. Содержание драгметаллов в новенькой дорогостоящей оргтехнике никто достоверно не проверял. Доверяют специальным справочникам. А их составители, как порой и геологоразведчики, объемы полезных ископаемых несколько преувеличивают. В современных электронных машинах счет драгметаллов идет на сотые доли грамма. Тем не менее за эти крупицы бухгалтер, посвященный во все тонкости и строгости специальных инструкций, будет стоять насмерть, выполняя государственный заказ по сбору драгоценного лома.

К началу будущего года, по прогнозам, золотой запас страны достигнет 1 миллиарда долларов. Мысль о том, что там есть частичка и нашего редакционного золота, греет. Но все слышнее становится крамольный ропот экономистов, подсчитавших на досуге, что, просто выбросив старую списанную оргтехнику на свалку, маленькие фирмы и организации могли бы положить в закрома родины в десятки раз больше золота, купив его за сэкономленные деньги на биржах мира.

Давайте посчитаем

Например, одна реальная небольшая госбюджетная организация в 2002 году списала 7 компьютеров, 2 принтера, 4 холодильника, 2 электрочайника, 6 пишущих машинок. По документам и предварительным оценкам, в них должно было находиться 7,6 грамма золота, 19 граммов серебра, 2,6 грамма палладия. За то, чтобы извлечь драгоценности из узлов и деталей старых аппаратов, предприятию пришлось заплатить специализированной, имеющей лицензию организации 763 тысячи рублей. А на выходе получился пшик: золота - всего 0,6 грамма, серебра - 13,4 грамма, палладия - 0,5 грамма и еще 0,03 грамма платины. Факт был запротоколирован, драгметаллы оприходованы, опечатаны и отправлены в "Унидрагмет БГУ" на переработку наряду с другими, такими же мизерными партиями. Кстати, по словам бухгалтера организации - сборщика драгоценного лома, денег за сданные ценности ожидать скоро не стоит, поскольку сегодня расчет идет с поставщиками 2000 года. Такая специфика работы: пока сформируют лот, пока отправят за границу, пока... Но даже если бы случилось чудо и деньги поступили сегодня, то в общей сложности их было бы не больше 16 тысяч рублей. Иными словами, прямой расход бюджетных, между прочим, средств, от произведенной операции почти в 50 раз превысил потенциальный доход. И это не считая всех сопутствующих, как-то: расход бензина на доставку, покупка справочников, трудозатраты бухгалтера по ведению строгой отчетности. А вообще, за 763 тысячи рублей по нынешним мировым ценам можно приобрести без малого тройскую унцию чистейшего золота (она равна 31,1 грамма).

Патетика и быт

"Мы только исполнители, - отвечает на мой вопрос о целесообразности такой добычи золота и.о. генерального директора "Унидрагмета БГУ" Игорь Макута, - политику определяет Министерство финансов. Вопрос этот докладывался и обсуждался, но пока решено все оставить как есть".

А главный мотив, оказывается, такой: неужели лучше все это выбросить на свалку? "Например, если в Бельгии или Голландии просто так взять и выбросить телевизор на свалку, придется заплатить штраф, равный тройной стоимости нового аппарата, - аргументирует государственную позицию Анатолий Чайчук. - И там люди не задают лишних вопросов, а беспрекословно везут списанную технику куда следует. Почему, считая экономику вопроса, оппоненты не учитывают этот экологический аспект? Мы ведь, помимо сбора лома драгоценных металлов, приучаем людей к порядку. Может, методы несовершенны и, допустим, накладные расходы у государства довольно велики. Но идея сама по себе верна. Ведь фирмы, оказывающие фотоуслуги, прежде тонны серебра сливали в канализацию, теперь собирают".

"Да, наверное, на высоком государственном уровне это выгодно", - подумала я. На всякий случай спросила третье заинтересованное лицо - начальника центра переработки средств вычислительной техники РУП "БелВТИ" Владимира Яновича: "А куда девается недрагоценная начинка старых компьютеров, холодильников, телефонов?" И уже приготовилась записывать не менее патетичный рассказ, как вторичные ресурсы обогащают экономику страны. "Пластик целиком идет на свалку, - отвечает, - материал разнородный и никому для переработки не нужный, а свинец, олово, черные металлы (их, правда, немного) сдаем организациям "Белвтормета".

Вот те раз! А как же экология? Не проще ли тогда называть вещи своими именами? Если все дело в охране окружающей среды и рациональной утилизации компьютеров, так давайте прямо скажем маленьким фирмам, оберегающим сегодня как зеницу ока пару граммов потенциального золота, что огромные деньги они платят на самом деле за это. И зачем тогда морочить голову бухгалтерам строгой отчетностью? Ведь само слово "экология" свято. Предприятия, несомненно, перечисляли бы средства на благое дело наведения порядка на земле. И могли надеяться, что со временем на их деньги закупят совершенные технологии комплексной переработки отходов, создадут специализированные производства, способные обезопасить нашу природу от вредных воздействий пластика и прочего содержимого разного рода аппаратуры.

Пока же тысячи предприятий и организаций занимаются ничем иным, как учетом, хранением и сбором драгоценных металлов с целью пополнения Госфонда страны, невзирая на то, что такой способ добычи золота для них в десятки раз дороже традиционного. А корпуса списанных компьютеров прямиком отправляются на свалку.



Справка "СБ"

Система сбора драгоценного вторсырья была создана еще в середине прошлого века, при СССР. Предприятия и организации списывали медицинскую, военную и прочую оргтехнику под строгим контролем государства. Существовали и специальные заводы, которые путем сложных химических реакций извлекали золото, серебро, платину из радиодеталей, переплавляли их в слитки или возвращали в промышленное производство. В первые годы независимости Беларуси процесс этот был пущен на самотек. Понимающие толк в электронике частники, говорят, даже сумели обогатиться, извлекая драгоценный лом и продавая его за рубеж. Перерабатывающие заводы ведь оказались уже за границей. По сей день специализированное и единственное в стране предприятие - переработчик драгоценного вторсырья "Унидрагмет БГУ" отправляет часть лома за рубеж, получая взамен готовые слитки, которые затем пополняют золотовалютные резервы страны. В Беларуси почти в точности восстановлена советская система сбора драгметаллов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter