Как десантники-пожарники укрощают лесной огонь?

Обычно после обнаружения пожара в труднодоступных местах лесная команда спускается по тросу на огненное место. Иногда тушение пожара длится не один день.

На днях в Полоцком авиаотделении ГП “Беллесавиа” отрабатывались спуски с вертолетов по тросу людей и грузов. Прыгнуть с высоты корреспонденту “НГ” не позволили, зато рассказали про важность таких спусков, характер лесных пожаров и каждодневную работу их укротителей.

Спуск в пекло

Работа лесных авиаторов не только нужная и опасная, но еще и очень зрелищная. Жители Мозыря были в восторге, когда 3-го июля этого года в День Независимости на городскую площадь спустились пожарные-десантники. Такие спуски на тросах не менее впечатляющи, чем на парашютах.

В распоряжении летчиков-наблюдателей и десантников-пожарных ГП “Беллесавиа” вертолеты МИ-2,
АН-2, больше известные как кукурузники, с водосливным устройством объемом в полторы тонны, и легкие самолеты ИЛ-103. Обычно после обнаружения пожара в труднодоступных местах лесная команда спускается по тросу на огненное место. Иногда тушение пожара длится не один день.

Мал очаг, да опасен

Ежегодно с начала весны парашютисты-десантники пожарной службы всех 12 отделений отрабатывают тренировочные спуски с вертолетов. В этом году таких спусков было больше чем обычно — идет подготовка к совместным белорусско-российским тактико-специальным учениям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на магистральных нефтегазопроводах. Спасатели Беллесавиа наряду с коллегами из других подразделений 26-го июля под Оршей будут показывать, как тушить пожары при помощи подручных средств, ранцевых лесных огнетушителей (РЛО-М), малогабаритных мотопомп, специальных резервуаров, зажигательных аппаратов для пуска встречного огня и иных приспособлений.

К работе лесных пожарных в мире подходят по-разному. К примеру, в России на данный момент нет единой службы. Базы авиационной охраны лесов — филиалы ФГУ “Авиалесоохрана” — были ликвидированы. С 2007-го полномочия по охране лесов в полном объеме переданы субъектам Российской Федерации, которые разрабатывают свои варианты функционирования данной службы. У соседей, членов Евросоюза, преобладает система наземного и космического мониторинга. На снимках, сделанных спутником, хорошо видны очаги пожаров. Однако у этого метода, считают наши летчики-наблюдатели, существует один недостаток — из космоса можно увидеть только большой пожар, дым от которого уже достиг высоты трех километров. Сотрудники же нашей авиационной противопожарной охраны, которые исправно делают облет своих кварталов, находясь в воздухе до семи часов в сутки, обнаруживают небольшие очаги пожаров и не позволяют огню распространиться на значительные территории.

Черный дым

— Сезон авиапатрулирования лесных пожаров начинается весной, — рассказал летчик-наблюдатель Мозырского авиаотделения ГП “Беллесавиа” Николай Лазановский. — Все зависит от погоды. Как правило, первыми взлетают на юге при условии второго и третьего класса пожарной опасности. В нынешнем году брестские коллеги поднялись в небо уже в конце марта. Весной пожары случаются в основном из-за хозяйственных палов сухой травы, затем в разгар лета, из-за непотушенных костров. Порой случаются и умышленные поджоги. К примеру, одного новополоцкого поджигателя не могли обнаружить три года. Сейчас в Лельчицком районе кто-то хулиганит. Жалко людей, которые страдают из-за своей же глупости. Поджигают траву возле дома, а потом огонь становится неуправляемым.

Выдерживают не все

Из 12 отделений, расположенных в разных регионах Беларуси, самое большое Мозырское. В данном квадрате находится радиационная зона отселения, там практически нет жителей и отсутствуют лесничества. Поэтому обнаружить и потушить пожар, а особенно в труднодоступных, болотистых местах Полесья, могут только пожарные-десантники.

Из более чем ста лесных пожаров, которые произошли в этом году, порядка пятидесяти было обнаружено именно Мозырским авиаотделением. Вообще, лесная авиация выявляет около 45 процентов всех происходящих в Беларуси пожаров. А непосредственно пожарными-десантниками в этом сезоне ликвидировано 32 очага возгорания.

— Совсем недавно, — вспоминает Николай Лазановский, — нам пришлось тушить огонь в Национальном парке “Припятский”. Местность там болотистая, техника проехать не может. Мои коллеги по колено в мох проваливались, стараясь использовать все преимущества местности и направить пожар в сторону ручья. Особенность таких пожаров еще и в том, что горящие брусничник и богульник выделяют очень токсичный дым. Далеко не все новички выдерживают в таких условиях.

Есть место и красоте

Трудная и опасная работа временами компенсируется необыкновенными видами Беларуси с высоты.

— Иногда бывают облака необыкновенного вида, — поделился впечатлениями летчик-наблюдатель Минского авиаотделения Игорь Змитреня. — Красиво выглядят речные разливы. Хотя, понимаешь, что людям, которых внизу настиг паводок, в это время совсем не до романтики. В нашей базе очень много уникальных фотографий, не один фотоальбом можно издать.

Летчики-наблюдатели проверяют исправность трубопроводов, следят за разливами рек, занимаются поисками пропавших людей, сельхозхозяйственными работами, ведут учет диких животных. “Но главная наша забота, — говорит Игорь Змитреня, — чтобы было меньше лесных пожаров. И ради этого мы работаем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter