Проект "Мой бизнес": на телеканале ОНТ определят лучшие стартапы предпринимателей

Как дело делается

Многочисленные шоу талантов давно взяли телезрителей в заложники. Нажмешь на кнопку на пульте — и непременно наткнешься на передачу, где строгие члены жюри сурово и назидательно выбирают или забраковывают очередную звезду. Однако прецедент Сюзан Бойл — это скорее исключение из правил. Поют так же хорошо и красиво, как она, далеко не все, и поэтому телевизионщикам приходится пускать в ход разные уловки. Выбирают не только лучших народных певцов, танцоров, цирковых актеров и мастеров фигурного катания. В ход идут новые формы талант–шоу. Например, в ТВ–эфире определяют лучшие стартапы предпринимателей. В минувшую пятницу вечерний прайм–тайм телеканала ОНТ был посвящен именно такому явлению. Там стартовал проект «Мой бизнес».


Шоу получилось пусть немного наивным, но зато нескучным. Пусть и немного затянутое по времени — эфир его с учетом рекламных вставок и телеанонсов потянул на час сорок пять минут, — но смотрелось почти на одном дыхании. Все происходило, как в привычных нам «Танцах со звездами»: четверо членов жюри (или, как их тут назвали по–деловому, менторы), претендент на главный приз и презентация бизнес–идеи. После вердикта соискатель отправлялся восвояси либо же переходил на следующий этап. Причем для того, чтобы выйти в следующий тур, достаточно, чтобы хотя бы один член жюри оценил проект по достоинству и сказал ему «да». 

Приятно, что создатели телешоу в менторы выбрали людей достойных. Известный предприниматель Олег Хусаенов, бизнес–ангел Александр Кнырович, руководитель Департамента маркетинга одного из сотовых операторов Денис Терещенко и зампред Беларусбанка Александр Поливко — человек, который в крупнейшем банке страны как раз занимается вопросами кредитования бизнеса. В общем — это как раз те люди, которые в повседневной своей жизни занимаются анализом проектов в сфере малого бизнеса и даже зубы на этом успели съесть.

Немного, конечно, смутил меня выигрышный фонд. Общая призовая копилка передачи составляет около 1,3 миллиарда, но восьмерке победителей пообещали в конце гонки всего по 45 миллионов рублей на брата. Деньги, может быть, и солидные, но не для раскрутки собственного дела. Конечно, нобелевский лауреат и создатель банка микрокредитов «Грамин» Мохаммед Юнис утверждает, что порой человеку для раскрепощения его деловой инициативы не хватает всего–навсего ста долларов, но не признать нельзя: большинство бизнес–проектов из числа представленных на суд телезрителей в первой передаче нуждается в более значительных инвестиционных капиталах. Возможно, именно поэтому менторы то и дело выдавали монологи о том, что представленный на их суд проект — это «чистой воды малый бизнес», который с удовольствием прокредитуют в любом банке, и на передаче участнику делать больше нечего. К сожалению, при этом не говорилось, что в банках средняя ставка для кредитования представителей малого предпринимательства у нас сегодня доходит до 35 процентов годовых...

Говорят, что изначально на участие в проекте ОНТ подали более 700 заявок. Думается, что телеканалу пришлось долго и тщательно отделять зерна от плевел. Ведь, как известно, более 70 процентов нашего малого бизнеса работает отнюдь не в производственной сфере, а в торговле. А презентовать менторам бизнес–схемы, как правильно продавать носки на рынке «Ждановичи», было бы не комильфо. Но, по крайней мере, на первой передаче показали несколько действительно любопытных и ярких проектов в сфере производства. Правда, ходу в следующий тур им менторы не дали, сказав, что этим ребятам помощь с их стороны вовсе не нужна. На самом деле эти проекты — уже готовый бизнес, пусть и делающий первые шаги, а телевизионщикам для картинки важно в деталях показать процесс становления компании.

С финалистами обещают организовать работу по их базовой экономической подготовке. Их, как бойцов спецназа, будут натаскивать на знания о регистрации бизнеса и о получении сертификатов и патентов, учить созданию логотипа и бренда компании и постоянно консультировать. Все это покажут нам во всех мельчайших подробностях, а значит, постичь нелегкую науку, как дело делается, смогут и телезрители. Если кого–то зацепит и он решится на создание собственного бизнеса — значит, главная цель достигнута. Ведь «Мой бизнес» как раз ориентирован на популяризацию предпринимательства в широких массах.

Кстати, вот что по этому поводу говорит автор идеи проекта «Мой бизнес», помощник Президента по экономическим вопросам Кирилл Рудый:

— Поздравляю всех с премьерой! Пилотная серия в этом бизнес–сериале удалась: есть идеи, эмоции, мнения. Хочется смотреть дальше... Но главная цель проекта — подарить людям не просто шоу, а надежду, уверенность в себе, одновременно показав реальность с сомнениями, трудностями, неудачами. «Мой бизнес» только начался, оценить его сможет только искушенный зритель, поверит ли он героям, согласится ли с менторами, захочет ли сам стать предпринимателем? Уверен, по итогам проекта можно будет сделать выводы и даже внести предложения, что нужно улучшить в нашем бизнес-климате. Поэтому всем хорошего просмотра этого увлекательного путешествия в мир создания своего бизнеса.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 207 (24837). Вторник, 27 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter