Как бывшая номенклатура борется за власть

Недавно в Беларуси случилось судьбоносное событие: конкурирующие между собой различные карликовые оппозиционные организации, провозгласив лозунг "В единстве - сила!", выдвинули единого кандидата на пост Президента - Владимира Гончарика, который назван "кандидатом от демократии".

Недавно в Беларуси случилось судьбоносное событие: конкурирующие между собой различные карликовые оппозиционные организации, провозгласив лозунг "В единстве - сила!", выдвинули единого кандидата на пост Президента - Владимира Гончарика, который назван "кандидатом от демократии". (Понятно, что за Лукашенко прочно закреплен ярлык "кандидат от диктатуры".)

В Беларуси ни для кого не секрет, что само объединение "оппозиционных сил", равно как и их упорное культивирование, - дело рук в основном двух "политических садоводов", работающих в тяжелых условиях дикого белорусского политпейзажа, - посла США в Минске Майкла Козака и руководителя Консультативно-наблюдательной группы (КНГ) ОБСЕ, посла Ханса-Георга Вика.

Главные действующие лица белорусской оппозиции считали и считают своим долгом подчеркнуть, что объединение разных сил накануне выборов - беспрецедентный случай во всей Вселенной, неслыханный доселе в СНГ, а потому это мощное единство не распадется и после выборов.

Вообще же сам стиль оппозиции, обличительный лексикон и фразы, предназначенные для зажигания не столько народных масс, сколько самих себя, удивительным образом почти дословно напоминают знаменитый роман "Двенадцать стульев". Лидеры коалиции (видимо, хорошо помня классику) говорят языком незабвенного товарища Бендера, выступающего перед "лучшими людьми города", которых "злая судьба загнала в подполье", а клятвы в вечной любви друг к другу напоминают политическое кредо ("Всегда!") интеллигентного слесаря Полесова. Замечен и забавный парадокс: говоря постоянно о психической неуравновешенности нынешней власти, оппозиция, в свою очередь, не радует и своей адекватностью. Так, формула новой ("антилукашенковской") экономики определена чисто по-советски: "Белорусская экономика будет чистой и моральной". А поскольку реальных рычагов прихода к власти у оппозиции сегодня нет, то еще недавно подававший надежды как перспективный политик Анатолий Лебедько выдал и вовсе нестандартное понимание политических рычагов: "Если у нас будут гореть очи, то мы победим!"

Все это заставляет задуматься о главном: есть ли в Беларуси реальная оппозиция - как сила, противостоящая власти ради высоких целей? Или борьба с властью (конкретно - с Президентом Лукашенко) - это на самом деле борьба разных кланов советской номенклатуры?

Чем руководствовались западные режиссеры и отечественные исполнители, остановившись на скучной фигуре Владимира Гончарика, по сравнению с которой и не шибко выразительный Семен Домаш смотрится как колоритный былинный заступник? Тем, что Владимир Гончарик располагает своими структурами? Или тем, что в Беларуси, как и в России, есть ностальгия по советским временам, в том числе и по профсоюзным путевкам? Однако далеко не все единомышленники Семена Домаша, "добровольно" отказавшегося от президентской гонки в пользу профсоюзного босса, готовы скоропостижно записаться в "гончарики". По информации белорусских политологов, по крайней мере половина сторонников Домаша не готова отдать свои голоса единому кандидату от оппозиции. К тому же невозможно понять, как Владимир Гончарик будет выполнять взаимоисключающие обязательства перед "единой" разношерстной оппозицией и перед новыми потенциальными избирателями: с одной стороны, продолжать интеграцию с Россией "на реальной основе", с другой - выполнять условия БНФ, который на дух не переносит ничего русского и российского. БНФ, разумеется, "просто так" никогда бы не отдал свои голоса типичному советскому номенклатурщику и никогда (без должных его обязательств) не отзывался бы о нем в восторженных тонах. Так как же подлинный интернационалист Гончарик, награжденный в свое время орденом Дружбы народов и медалью в связи со столетием Ленина, планирует в случае победы (в которой он не сомневается) выполнять "наказы" БНФ типа "Беларусь для белорусов"? Ведь в том числе придется выполнять и одно из главных условий "фронтистов": оставить в стране только один государственный язык - белорусский - и приступить к поголовной "белорусизации"...

Приходится признать, что в политическом смысле реальной борьбы оппозиции и власти в Беларуси нет, а есть борьба номенклатурных кланов - тех, кто уже немного порулил (а к ним относятся и Домаш, и Гончарик, и Шушкевич, и практически любой нынешний кандидат в Президенты), и тех, кто рулит сегодня в окружении нынешнего Президента. Правда, есть еще "третья сила", которая еще никогда не была допущена к кормилу (или кормушке - как угодно), - это БНФ. В других странах СНГ старая советская "гвардия" использовала "фронтистов" как погромный отряд, никогда не допуская их, за редким исключением, до реальной власти, так как советские номенклатурные кланы до сих пор еще не успели "навластвоваться вcласть".

Поэтому и столь неоднозначно отношение белорусской оппозиции к ожидаемой "номенклатурной революции". С одной стороны, хорошо, если бы она случилась и скинула "батьку": тогда те, кто у руля, поделились бы властью с нынешней "номенклатурной" оппозицией. С другой стороны, из тех же рядов раздаются противоположные голоса: "Не допустим номенклатурной революции в Беларуси", поскольку говорящие хорошо знают, что им все равно ничего не перепадет. При этом забавно, что вся оппозиция апеллирует к Москве и выражает неудовольствие от того, что Кремль не демонстрирует ей своей явной поддержки. Но зачем Москве поддерживать бывшую советскую номенклатуру, от которой и в самой России спасу нет, которая не дает стране нормально расти и развиваться. Было бы странно, если б Москва, где после ухода Бориса Ельцина пришли к власти "современные менеджеры", оказывала политическую поддержку белорусской советской номенклатуре только потому, что она - антилукашенковская и ей нравится самоназвание "демократическая оппозиция".

Правда, Владимир Гончарик в беседе с обозревателем "НГ" высказал легкий намек на то, что в Москве его поддерживают несколько влиятельных политиков и что его кандидатура "Москву устраивает". При этом "отец белорусской демократии", назвав "глупостью" утверждения о вмешательстве западных стран во внутренние дела Беларуси накануне выборов, одновременно посетовал на то, что все западные послы встречаются с оппозицией, дабы узнать информацию из первых рук, - и только российский посол с оппозицией почему-то не встречается (и слава Богу, иначе был бы непременно крик о "руке Москвы". - Н.А.).

Обличая "диктатуру Лукашенко", белорусская оппозиция сама пользуется отнюдь не правовыми методами и средствами - так, одна из конфессий столь агрессивно и откровенно агитировала верующих голосовать за Домаша, что это привело к обратному результату. Традиционным методом стал откровенный политический шантаж тех, кто служит "режиму Лукашенко": этим господам со стороны "народных мстителей" обещан не просто суд, что еще можно было бы понять, а элементарная расправа, в том числе над их детьми и близкими (подобные методы борьбы со стороны оппозиции почему-то начисто игнорируются просвещенными западными наблюдателями). Так, в одной из листовок (а их издано перед выборами великое множество - с помощью западных спонсоров), подписанной "Рада демократических сил", сказано с большевистской прямотой: "Для вашего отрезвления остались считанные дни. Либо вы и ваши родные и близкие 9 сентября 2001 года проголосуете за демократического кандидата Владимира Гончарика и подвигнете на такой шаг других, либо во всей полноте ответите перед Законом и Совестью... Нет у них поступков, за которые не надо было бы заплатить. Если не сможет заплатить отец, будет платить сын. Или, скорее всего, будут платить отец и сын".

Так гражданам Беларуси наглядно объясняется, какое правовое государство их ожидает.

Однако эти страсти, к счастью, бушуют только в листовках. В Минске и в Беларуси в целом народ, к возмущению оппозиционеров, неподъемно спокоен. Что и говорить, не повезло белорусским демократам с народом, который надо немедленно менять, а он все не меняется - и демонстрирует даже накануне выборов странную толерантность к "батьке" и терпимость к его противникам, живущим на "зелень", поступающую с Запада, дабы у демократических сил не было авитаминоза. Но и это не помогает виртуальной "силе" стать реальной.

Увы! В качестве политической реальной силы оппозиции в Беларуси не существует, как бы ни пугали ее лидеры себя и других своими собственными масштабами. Правда, если будут гореть очи - другое дело. Но очи горят обычно у пассионариев (коих нет), а не у серости. Поэтому и боевой лозунг "В единстве - сила!" следует читать: в единстве серости - сила номенклатуры. А борьба номенклатурных кланов, как известно, ничего общего не имеет с борьбой нормальной оппозиции за демократию, и никакая "номенклатурная революция" ничего нового обществу принести не в состоянии.

 

АЙРАПЕТОВА Наталья
"Независимая газета".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter