Великая Отечественная война, события той поры в последнее время постоянно выходят в топ–темы практически всех СМИ

Как было на самом деле

Тема из читательского письма
Великая Отечественная война, ее история, события той поры в последнее время постоянно выходят в топ–темы практически всех средств массовой информации. И дело здесь не только в юбилейных датах, хотя они, конечно, выполняют функцию некоего катализатора. Но юбилеи приходят и уходят, а интерес новых поколений к той войне ширится и ширится. Вот уже и фильмы на телеэкранах покатились, как с конвейера, и игры компьютерные появляются с невероятной скоростью, профессиональные архивисты и историки–любители с упоением раскапывают новые и новые интригующие тайны... Оно и неудивительно. История Второй мировой — благодатнейшее поле для исследователей самых разных направлений, источник потрясающих сюжетов и характеров для писателей и прочих знатоков человеческих душ. Но война по–прежнему остается живой раной для людей, знавших и видевших ее воочию, для них она навсегда часть жизни, а не далекая история. Вместе с тем всякое пограничье нередко порождает если и не конфликт, то непонимание сторон. Если молодежь, к примеру, смотрит на какие–то моменты спокойно, то люди старшего поколения отстаивают свою правду жизни и событий со всей горячностью и душевной страстью. И понять их несложно.



Нам написал читатель, человек уже в годах: «Убедительно прошу обратить внимание... и решить вопрос о легитимности гражданки N 1927 года рождения, самоприсвоившей звание ветеран Великой Отечественной войны. По документам выходит, что она призвалась в армию в... 1940 году. И проставлена круглая печать какой–то военной части. Это что за «дочь полка» такая?! Но она на самом деле имеет медаль «За победу над Германией». Простите, за какие заслуги?.. Ее приглашали в школу рассказать о «боевом пути» — отказалась, сослалась на здоровье. Действительно, а что рассказывать?!» Автор письма даже посетил библиотеки, чтобы проверить некоторые военные воспоминания своей соседки, и нашел в них, с его точки зрения, немало странностей.

Наша газета ранее уже публиковала материалы о том, как в нарушение всех правил порой выдавались справки о якобы участии граждан в партизанском движении, о нахождении на принудительных работах и в нацистских концлагерях, хотя по дате рождения это было практически невозможно, об аферистах, увешивающих себя какими–то фантастическими наградами... Кто помнит: в советские времена статус ветерана войны давал обладателям немалые льготы и привилегии — квартиры и автомобили вне очереди, бесплатные путевки в санатории, высокие пенсии, даже в гастрономах с их вечным дефицитом колбасы и апельсинов висели таблички, предоставляющие право ветеранам войны отовариваться без стояния в общей нервной толпе. И сегодня об участниках Великой Отечественной государство заботится особо, а общество относится к ним с особым пиететом, что заслуженно и справедливо. Поэтому с просьбой прояснить ситуацию редакция обратилась в соответствующий областной исполнительный комитет, откуда и был получен официальный ответ: статус ветерана Великой Отечественной гражданки N подтвержден документами, в соответствии с которыми одна медаль выдана ей еще в первые послевоенные годы, вторая — уже юбилейная.

У газеты нет оснований подвергать сомнению информацию, полученную от местных органов власти. Но и нашего читателя понять можно. В минувшем году мне пришлось видеть, как собирались приглашенные на большое торжественное заседание в честь Дня Победы. Признаюсь, некоторые действующие лица, почему–то в основном женщины, производили очень неоднозначное впечатление: возраст где–то под семьдесят, костюмы в стиле легкого милитари, общий образ слегка утрированный, чем–то схож с персонажами компьютерных игр–стрелялок и фильмов–фэнтези. Неужели, думалось, и они ветераны войны? Вокруг толпилось много юных журналистов. Завидев очередного пожилого человека с наградами, они стремглав бросались к нему с диктофонами и микрофонами в уверенности, что это и есть ветеран войны. Но сегодня даже людям категории «дети войны» уже по 80 лет. Действительно, они видели и пережили военное лихолетье, многим выпали такие страдания, что не уступают фронтовым испытаниям, и эти люди, на мой взгляд, заслуживают своего особого статуса. Кстати, среди них немало тех, кто на самом деле собирал оружие для партизан, передавал сообщения подпольщикам... Но речь о гражданах, вообще войны не видевших! Они–то как раз и есть продукт сегодняшней пограничной эпохи, умело используют ее возможности и отношение общества к военной и ветеранской теме.

Я не за то, чтобы устраивать какие–то, не дай Бог, «проверки» ветеранов. Я, как и наш читатель, за то, чтобы мы не превращали войну в игру, чтобы относились к ее героям со всей серьезностью. Тем более Великую Отечественную войну, тем более что еще живы и находятся в доброй памяти многие, пережившие весь ее страх и ужас. Давайте спрашивать именно у них, как это бывает на самом деле. И, может, тогда не придется узнавать на собственном опыте.

ulitenok@sb.by

Советская Белоруссия №133 (24516). Четверг 17 июля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter