Как будем решать жилищный вопрос в ближайшие годы?

Подготовлен проект Концепции государственной жилищной политики до 2015 года. Кому и чем поможет государство, а кто должен рассчитывать на собственные силы? Об основных направлениях концепции мы узнали у представителей заинтересованных госорганов.  

Подготовлен проект Концепции государственной жилищной политики до 2015 года. Кому и чем поможет государство, а кто должен рассчитывать на собственные силы? Об основных направлениях концепции мы узнали у представителей заинтересованных госорганов.

 


Обеспеченность жильем белорусов, согласно официальным данным, в среднем по республике составляет 25 кв. м на человека (порядка 18–19 кв. м имеет житель города, более 30 – сельчанин). Эти цифры означают, что обеспеченность жильем в республике достаточно высокая. Правда, известные события прошлого года снизили объемы строительства, и в минувшем году построено всего лишь 5,5 млн кв. м, что на миллион меньше, чем годом ранее. Чего же ожидать белорусам в будущем? Только увеличения объемов строительства. К 2015 году в стране будут строить до 9 млн кв. м жилья. Такие нормы заложены в проекте Концепции государственной жилищной политики на ближайшие годы. И если в предыдущей концепции больше внимания уделялось обеспеченности жильем льготников, то в нынешней определены финансовые механизмы и организационные меры, которые помогут улучшить свои жилищные условия не только тем, кто относится к категории нуждающихся, но и всем желающим. Государство обещает направить все усилия на успешное решение данного вопроса. 

Как будем решать жилищный вопрос в ближайшие годы?
Будет больше индивидуального строительства

 


Что еще заложено в новую концепцию? Ставка делается на индивидуальное строительство жилья. В общем объеме ввода жилья к 2015 году его долю планируется увеличить до 50 процентов (в нынешнем – 30 процентов). Каждый год будет предоставляться от 20 тыс. до 30 тыс. земельных участков, получить их сможет каждый желающий, но в первую очередь ими обеспечат льготников. Выделяться участки будут в течение трех месяцев. Это территории, прилегающие к населенным пунктам (в том числе агрогородки) и обеспеченные необходимой инфраструктурой. Планируется в течение года разрабатывать генеральные планы районов индивидуальной жилой застройки, в течение двух лет строить подъездные пути за счет средств местных бюджетов и поставщиков услуг, трех лет – подводить сети и объекты водо-, электро- и газоснабжения. Типовые проекты индивидуальных жилых домов различных потребительских качеств желающим строиться будут предоставляться бесплатно. Кроме того, для не обеспеченных жильем граждан предусмотрены имущественные налоговые вычеты на сумму средств, вкладываемых в строительство в течение его нормативных сроков.

 


Увеличатся объемы арендного жилья

 


Не менее 600 тыс. кв. м арендного жилья, которые образуют государственный фонд жилья коммерческого использования, планируется построить за 2012–2015 годы. Его будут предоставлять обратившимся за получением в порядке единой очереди. Преимущество – необеспеченным жильем в соответствии с действующим законодательством. Контракт на аренду такого жилья будет заключаться на пять лет с дальнейшим его продлением. Разработчики проекта концепции считают, что пользование арендным жильем повысит мобильность человека, в нем проживающего. В зависимости от изменения жизненной ситуации, он сможет без финансовых потерь сменить место жительства. Важно и то, что гражданам, проживающим в арендном жилье, будут предоставлять имущественный налоговый вычет на часть суммы арендных платежей. В дальнейшем эту норму планируется распространить и на снимающих жилье у частных лиц по договорам найма помещений.


До 2015 года все общежития и служебное жилье, находящиеся в коммунальной собственности, будут переданы в фонд арендного жилья. А чтобы такое жилье активно строилось, уже в этом году планируется разработать механизм стимулирования его строительства, в том числе на основе развития частно-государственного партнерства.

 


На государство надейся, а сам не плошай

 


В проекте концепции четко прослеживается мысль, что граждане, которые хотят улучшить свои жилищные условия, должны опираться на собственные финансы. А государство им такую возможность должно предоставить.


– Представлены механизмы, которые позволяют накапливать средства, пользоваться ипотекой, системой жилищно-строительных сбережений, получать поддержку государства при выделении земельных участков под индивидуальное строительство, – рассказал начальник управления жилищного строительства Минстройархитектуры Александр Горваль. – Уже несколько лет существует закон об ипотеке, который сейчас дорабатывается совместно с новым вариантом Жилищного кодекса. Этот закон должен помочь людям, используя имеющуюся в собственности недвижимость, получать кредитные ресурсы, чтобы их вкладывать в улучшение жилищных условий. Мы рассчитываем, что к концу этого года – в следующем году можно будет вернуться и к системе жилищно-строительных сбережений, но не только в Беларусбанке (как это было ранее), а в масштабах государства.

 


Кого возьмут на учет нуждающихся, а кому откажут?

 


Планируется ставить на учет только льготные категории граждан. Они уже определены 13-м указом для получения льготных кредитов (многодетные семьи; семьи с двумя детьми; сельские жители; те, кто проживает в жилье, не пригодном для проживания; проживающие не менее 10 лет в общежитиях и др.). А что будет с теми, кто по новым нормам не подпадает под льготные категории? Тот, кто становился на учет раньше, он и будет состоять на учете, пока его не обеспечат жильем. 


Что касается норм нуждаемости, то, по словам начальника управления юридической работы и кадров Минжилкомхоза Натальи Качан, в республике строится много жилья, но количество граждан, состоящих на учете, все время возрастает. Лишь в последние два года их количество уменьшилось на 6,7 тысячи человек. Есть случаи, когда на вводимое жилье претендуют те, кто в нем меньше всего нуждается. По ее словам, в таких условиях жилищная политика требует новых подходов.


– В концепции заложена следующая норма: если граждане уже воспользовались господдержкой (за исключением отдельных категорий), то постановка их на учет будет ограничена. Правда, на какой срок – еще не установлено. При определении нуждаемости будет также учитываться метраж жилья, имеющегося у семьи по всей Беларуси (до сих пор он не учитывался), будет учитываться и факт проживания человека по месту его регистрации. На учет нуждающихся не возьмут тех, кто уже состоял на таком учете, но отказался от предоставленного ему жилья социального пользования. Будут снимать с очереди получивших арендное жилье с правом пролангации аренды. Данную норму новой концепции прокомментировал Александр Горваль:


– Если предоставлено арендное жилье с правом его пожизненного использования, то надо рассмотреть вопрос по снятию гражданина с учета нуждающихся. Ведь государство определило, что оно должно обеспечить соответствующие жилищные условия, а не обеспечивать гражданина собственностью.
Новая концепция предполагает, что жилье надо не только строить, но и приобретать на вторичном рынке. Затронут в ней и вопрос эксплуатации жилищного фонда. Предполагается жилье после
капремонта передавать товариществу собственников для его эксплуатации и обслуживания.


Напомним, до 15 мая проект Концепции государственной жилищной политики до 2015 года вынесен на общественное обсуждение. 


Кстати 


Мы рассказали вам, уважаемые читатели, лишь о некоторых нормах проекта концепции. Напомним, до 15 мая он вынесен на общественное обсуждение. Познакомиться с документом подробнее можно на официальном сайте Минстройархитектуры – www.mas.by и Совета Министров – www.government.by. Там же указаны электронные адреса, по которым можно прислать предложения по доработке. 

 

Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН», фото БЕЛТА 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter