Как бороться за мир?

Организация Договора о коллективной безопасности, в которую входит и Беларусь, изучает возможность участия...

Организация Договора о коллективной безопасности, в которую входит и Беларусь, изучает возможность участия своих миротворческих сил в операциях на территории Афганистана. С таким спорным заявлением выступил на днях заместитель генерального секретаря ОДКБ Валерий Семериков. По его сведениям, существует план действий, готовятся «мероприятия по локализации наркотрафика», ведь, по мнению заместителя генсека ОДКБ, поток наркотиков с территории Афганистана после 2014 года, когда страну покинут силы коалиции, только усилится.


В какой степени в реализации задумок ОДКБ будет задействована белорусская сторона? Означает ли заявление одного из руководителей организации, что солдаты и офицеры из бывших советских республик опять могут оказаться «за речкой»? Конечно, высказывания В.Семерикова имеют характер прогноза, явно не претендующего на истину в последней инстанции. Просто аналитики изучают различные сценарии развития событий после вывода из «горячей точки» войск США и их союзников. Вот по поводу предполагаемых перспектив и дискутируют авторы нашей полемической рубрики. Место «голубых касок» в решении региональных конфликтов, участие в гражданском примирении политиков, дипломатов (в том числе «народных»), международные аспекты антитеррора — эти темы и затронули журналисты «СБ» в своих очередных дебатах. Словно враждующие лагеря оппоненты заняли позиции по разные стороны «линии фронта», роль которой сыграл злободневный вопрос:


Земля–то круглая...


«Миру — мир!», «Нам нужен мир», «Нет нейтронной бомбе», «Руки прочь от Вьетнама!» — с такими плакатами мы в брежневские годы заполняли актовые залы заводов, школ, институтов. Слушали парторгов и, сдав рубли на помощь голодающим детям Африки, считали свою миротворческую миссию с блеском выполненной. Конечно, мы были тогда слишком лестного о себе мнения и, скорее, напоминали очевидца уличной драки, кричащего «Долой насилие! Стыд и позор хулиганам!» вместо того, чтобы хотя бы позвать милиционера. Те антивоенные митинги представляли собой спектакли по сценарию «руководящей и направляющей». Ни войну во Вьетнаме, ни разработку ядерного оружия мы, естественно, остановить не могли. Словами сражение не прекратишь, ребячьими ручонками врагов по домам не разведешь, коллективными письмами нынешних карликовых гитлеров к разуму не призовешь... Мне кажется, схожие логические выводы следует читать между строк заявления Валерия Семерикова. Само собой, я не ратую за очередной поход очередной военной коалиции на Кабул. Считаю, что афганский народ должен, наконец, зажить припеваючи, не пригибаясь под пулями.


Однако «включать наив», равнодушно наблюдая за тем, как прорывает плотину на пути потока наркотрафика, негоже. Известно, как достигнутое большой кровью некое подобие мира рухнуло после вывода Ограниченного контингента советских войск. Уйдут нынешние «мировые жандармы» — не рухнет, а шандарахнет! И тогда станет очень тревожно за соседей Афганистана, которые вполне могут очутиться в зоне разлета осколков мины замедленного действия.


Американцы с союзниками по коалиции через пару лет отбудут восвояси, прихватив с собой эпидемию афганского синдрома. Не стоит злорадствовать — наши воины–интернационалисты в свое время находились в такой же ситуации. Вообще, простых солдат любой армии Афган объединяет не высокими идеями, а фронтовым братством, когда все дерутся за боевых товарищей, прикрывают друг друга, чтобы выжить, вернуться к маме и невесте. Одни саперы, снайперы, механики–водители, военврачи сменяют других, и, увы, просвета в черной дыре под названием Афганистан не видят даже высоколобые аналитики из правительств и спецслужб. Не могут пока они ответить на вопрос о том, кто заступит на пост среди стреляющих гор после 2014–го.


Мне кажется, точку в многолетней афганской драме, пусть не так быстро, как хотелось бы, может поставить фактор присутствия в регионе... пресловутого добра с кулаками. Что имею в виду? Поясню на примере. Известное заявление В.Семерикова по времени совпало с началом в Казахстане первого в истории ОДКБ миротворческого учения «Нерушимое братство–2012», которое продлится до середины следующей недели. Около тысячи «голубых касок» из Беларуси, России, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана на полигонах отрабатывают совместное проведение операции по поддержанию мира в неспокойном регионе. Вместе с коллегами из СНГ бойцы белорусского взвода миротворцев отрабатывают не бомбардировки кишлаков, не штурм горных «высоток», а сопровождение гуманитарных грузов, ликвидацию массовых беспорядков, оказание первой медицинской помощи, обнаружение и разминирование самодельных взрывных устройств и мин, охрану базы, несение службы на КПП, патрулирование, проведение обыска в населенном пункте. То есть если проводить параллели между маневрами и нарисованными заместителем генсека ОДКБ перспективами, то речь идет, скорее, о полицейских, правоохранительных, поистине антитеррористических целях гипотетической миссии.


Неужели кто–то наивно полагает, что обученная американскими «шерифами» афганская полиция (а в ее рядах есть и амнистированные боевики, и «оборотни») сама справится и с террором, и с посевами опиумного мака? Наверняка будет лучше, если афганцам помогут соседи, у которых мотивации для решительных действий гораздо больше, чем у заокеанских рейнджеров. Интересы партнеров по ОДКБ, СНГ не могут быть чужими и для белорусов. Помогая союзникам укреплять внешние границы Содружества (кстати, не обязательно присылая на подмогу свои «зеленые фуражки»), наши силовики вместе с коллегами перекроют каналы нелегальной миграции. Громя фабрики «белой смерти», белорусский миротворец не только выполнит обязательства перед союзниками по ОДКБ, но и сбережет от наркоманской иглы не одну тысячу земляков.


Варианты сотрудничества в «афганской» сфере могут оказаться разнообразными. Перспектива вновь появляться «за речкой» с оружием не так уж неотвратима. И все же на крайний случай нужно понимать: в Беларуси по международным стандартам сформированы миротворческие подразделения. Бойцы современных сил специальных операций, других структур — не «салаги», посланные кремлевскими старцами под душманские пули в 1980–х. Это — хорошо экипированные, вооруженные, отлично обученные профессионалы. Они давно сделали выбор в пользу военной карьеры. Никогда не «косили», не увиливали от службы, давали присягу и дорожат офицерской честью. В любой момент готовы спасать людей, подвергая опасности жизни всяческой бандитской нечисти. Их «хата» — не с краю...


Интервенция в розовом


Знаешь, как я вижу ситуацию с миротворцами, если переложить ее на понятный, коммунальный лад? Представь, что в квартире Ивана Сидоровича Петрова течет крыша. Пол уставлен тазиками и ведрами, куда капает с потолка мутная водица. Ловко уклоняясь от брызг, Иван Сидорович спешно одевается: находит старые тренировочные штаны, натягивает неизменную майку со шлейками, прыгает в растоптанные шлепанцы... «Неужели собрался ремонтировать крышу? — умиляется жена. — Наконец–то». Нет, есть дело поважнее, сурово объясняет ей муж. Слышишь, несколькими этажами ниже опять кто–то неправ? Слышишь, скандалят? Пойду наводить у соседей порядок. Принуждать ссорящихся супругов к миру. И ускакал, лавируя между тазиками...


Очень похожи на Ивана Петрова некоторые государства. У них, образно говоря, не только крыша течет, но и пол под ногами грозит провалиться. Внутренних проблем и угроз что у США, что у Евросоюза, не говоря уж о младоевропейцах вроде Польши и Эстонии, хоть отбавляй. Даже перечислять не буду, сам знаешь. Но при этом они вместо экстренного латания собственных прорех почему–то ломятся в чужие квартиры по всей планете. Говорят, будто пытаются насадить там мир и дружбу. А на деле, если говорить мягко, навязывают другим государствам свою жизненную линию. «Раз уж мы с дражайшей супругой жарим драники на свином сале, то и вы будьте добры», — поучает соседей мифический Иван Сидорович. Куда бы ты послал такого наставника? Точно так афганцы, иракцы и сирийцы посылают пришлых «помощников» по известному адресу.


Мне бы очень не хотелось, Андрей, чтобы наши силы ОДКБ начали походить на международный контингент «голубых касок», давно превратившихся в инструмент давления на неугодные страны и тем самым скомпрометировавших саму идею миротворчества. Под бодрую риторику о необходимости защиты прав человека или мирного населения происходит установление гегемонии одного–единственного государства. Думаешь, случайно большинство солдат различных «сил по поддержанию мира» носят форму военнослужащих армии США?


Раньше, когда существовал СССР, почему–то не было слышно о делении стран на «цивилизованные» и «нецивилизованные». Все государства считались равноправными участниками международных процессов, имеющими право на независимость и собственное достоинство. Но баланс сил, которым поддерживался мир на планете, рухнул после окончания «холодной войны». И вдруг на глобусе возникли страны–несмышленыши, государства–карапузы, которых непременно надо отшлепать, поставить в угол, разнять и помирить. А роль взыскательных «отцов», то есть право карать и миловать, почему–то делегировали себе западные демократии. Это подчеркнул британский политолог Дэвид Чендлер, который назвал процесс принятия решений о вторжении под благовидным предлогом в ту или иную страну «законотворчеством элитной группы западных государств».


Но нам–то зачем примерять шинельку мирового жандарма? Давайте в отличие от некоторых соблюдать международное право и заботиться о безопасности внутри своих границ, не посягая на чужие. Тем более что ничего хорошего из «миротворческих операций» обычно не выходит. Высокопоставленные чиновники ООН Лахдар Брахими и Салман Ахмед проанализировали деятельность миротворцев на протяжении многих лет и подготовили доклад о типичных чертах «голубых касок». Среди них невежество (незнание местных географических и политических условий), грубость (принятие решений на основе своего мнения или мнения одной из заинтересованных сторон, нежелание учитывать нюансы ситуации), пристрастность (оказание поддержки одной из враждующих сторон), бессилие (неспособность выступить в роли конструктивного посредника), поспешность (стремление решить краткосрочные задачи, не обращая внимания на их долговременные последствия), отсутствие гибкости (неспособность следить за изменяющимися условиями и адекватно реагировать на них) и ложные обещания (неспособность убедить враждующие стороны в необходимости компромиссов, попытки заключения заведомо невыполнимых соглашений). Добавлю к этому такие «мелочи», как регулярные расстрелы свадеб и пассажирских автобусов с военных вертолетов, и станет понятно, какое «спасибо» скажут афганцы уходящей коалиции умиротворителей. Заодно становится ясно, почему Сирия наотрез отказалась от ввода в страну международных «мирных солдат».


Кстати, забавное словосочетание, не находишь? Не менее уморительное, чем придуманный США термин «гуманитарная интервенция». Именно эта концепция, если ты не в курсе, использовалась для обоснования бомбардировок Югославии и воздушных ударов по Ливии. Думаю, американские словесные эквилибристы пойдут дальше, так что скоро появятся «благотворительное вторжение» и «человеколюбивая агрессия».


Интервенция, в какие бы розовые одежки она ни рядилась, остается враждебным актом. Так что силам ОДКБ не следует участвовать в этом костюмированном спектакле, если мы по–прежнему уважаем право других государств на самостоятельное решение внутренних проблем. Не надо уподобляться Ивану Сидоровичу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter