Как бороться со взятками? Не давать!

Благодарность должна иметь границы
Благодарность должна иметь границы

Как показал недавний соцопрос аналитического центра «Ecoom» на тему «Общественное мнение о коррупции», чаще других в этом контексте говорят... о медиках. Более 20 процентов респондентов признались, что регулярно «благодарят» врачей, 34,6 процента — что делают это иногда. Цифры тем более неприятные, что они почти вдвое превышают «показатели» работников ЖКХ — ближайших конкурентов медиков в этом незавидном рейтинге.

Весь последний месяц семья моих друзей бьется над задачкой: как бы отблагодарить доктора, который спас жизнь их дедушке. Намеки врач понимать не хочет, когда же ему попытались просто сунуть «конвертик» в карман, буквально пустился наутек. «Эх вы, молодежь, — корит их пожилая тетка. — Даже уважить человека толком не умеете». Сама она в этом «спец», без шоколадки в поликлинику и не заходит. Иначе, считает, нельзя, «неприлично». Именно такую бесхитростную философию, наверное, имел в виду Владимир Даль, когда давал определение взяточничеству как обычаю, неписаному правилу, передаваемому из поколения в поколение. Только логично предположить, что обычаю «брать» предшествовал все–таки обычай «давать».

Историки считают, что взятка родилась из необходимости: при феодальном строе воеводу не обеспечивали регулярным царевым жалованием, и без подношений ему было просто не прокормиться. Со временем все перевернулось с ног на голову, и взятка превратилась даже не в наглый побор, а в символ общественной значимости. Известен случай, когда министр юстиции Российской империи дал сторублевку канцеляристу своего же ведомства, чтобы тот оформил для него кое–какие бумаги, причем вполне законные. Зачем же тогда дал? Чтобы не идти против традиции! Да что говорить, если, по мнению императора Николая I, в стране было только два «чистых» губернатора — слишком богатый Фундуклей да чересчур честный Радищев. Вот и решайте, сатирой ли был гоголевский «Ревизор»? Или репортажем с места событий?..

В современной России, по оценкам экспертов, до 40 процентов бюджетного здравоохранения занимает «серый» рынок — бытовая коррупция в виде цветов, конфет, «конвертиков» или ответной услуги. Судя по данным опроса «Ecoom», мы от своей ближайшей соседки недалеко ушли. Винить во всем врачей — слишком просто. Не они изобрели этот многозначительный глагол — «отблагодарить». И не они, как правило, заводят щекотливые разговоры в больничных коридорах. В глубине души мы, пациенты, сами убеждены, будто «благодарность» решает все. Не подмажешь — не поедешь. Это, увы, тоже стародавний «обычай», наша общая беда и вина. Что лишний раз подтвердил еще один опрос, на сей раз Института социологии НАН. Оказалось, что все свои проблемы две трети населения предпочитают решать исходя из «имеющихся возможностей» — в первую очередь при помощи денег...

Конечно, взяточничеству не может быть оправдания. Если обобщить факты мздоимства, ставшие достоянием общественности за последние годы, то среди фигурантов громких дел обнаружатся судмедэксперт и санитарный врач, реаниматолог и нарколог, врач районной больницы и сотрудник санэпидемстанции. Размер взяток — от 200 до 1.000 у.е., а то и элементарная отработка на строительстве коттеджа, которое ведет нечистый на руку медик. В общем, проблема есть, и Минздрав пытается ее решить уже несколько лет, утвердив целый перечень мероприятий по усилению борьбы с коррупцией — от предоставления деклараций о доходах до запрета врачам получать подарки, за исключением символических. А вот что делать с «народным обычаем»? С нашей всегдашней готовностью «благодарить» по поводу и без повода? Да, пациент — лишь винтик в системе. Он не в силах искоренить зло, изменить человеческую природу, поднять зарплату врачам, в конце концов. Однако может же он главное — просто не давать!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter