Как белорусы штурмовали Арарат

Собрались как-то вечером друзья.
Собрались как-то вечером друзья. Сидели, беседовали.

То да се, пока один не сказал: "А что, мужики, может, скинемся и возьмем Арарат?"

Ну, подумает читатель, нормально. В смысле - хорошо сидели, по-богатому. Ведь не каждый себя так баловать станет. Но напрасно завидуете, коньяк здесь совершенно ни при чем.

История первая: Арарат "на четверых"

Это - непридуманная история, которая случилась в наши дни. Год назад белорусские альпинисты решили отпраздновать 60-летние юбилеи своих товарищей Леонида Голубовского и Игоря Герасимовича восхождением на Арарат. Доказать, что есть еще порох в пороховницах. Тем более что до сих пор никто из белорусских и российских покорителей вершин не штурмовал склоны библейской горы. Но придумать всегда просто, а вот сделать - гораздо труднее. Арарат, или по-армянски Масис, представляет собой потухший вулкан в северо-восточной части Турции, почти на границе с Арменией и Ираном. Две конусообразные вершины - Большой Арарат (5.165 метров) и Малый Арарат (3.925 метров) - слились в основании. Около 30 ледников покрывают горы. Затянутые облаками, они скрыты от любопытных глаз, а на одном из склонов покоятся останки знаменитого ковчега. На нем ветхозаветный Ной пристал к Арарату - единственной тверди на грешной земле, залитой Всемирным потопом. "И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских".

В эдакую даль, за тысячи километров, отправились юбиляры в компании Святослава Клепацкого и Александра Дубровского.

Если бы такая идея пришла в голову зарубежным альпинистам, то, например, россияне "раскрутили бы" не один десяток спонсоров, получив бесплатно не только снаряжение, но и питание, мобильную связь, транспорт, медицинское и страховое обеспечение. Неужто знаменитые путешественники Шпаро или Конюхов организуют экспедиции за свой счет? Ну а наши братки-белорусы "сбросились", упаковали немудреные пожитки и отправились на вокзал. Путешествие было нелегким. Двое суток друзья тряслись в поезде Минск - Адлер, потом - в автобусах по разоренной войной Абхазии. В поселке Ларс их ждал контрольно-пропускной пункт грузинских пограничников. "Виза" обошлась в бутылку водки и пачку вермишели "Роллтон". А потом - ночное путешествие в невероятно грязном и переполненном поезде до Батуми. Наконец они добрались в Хопу - конечный пункт на территории Грузии. Здесь напоследок "раскошелились" на очередную дань стражам границы, которую почему-то платят все выезжающие (!). После всего этого турецкая сторона показалась нашим первопроходцам чуть ли не раем. Чистенько и вежливо. А дальше... пришлось искать попутку. Выручили азербайджанцы-строители, которые согласились подвезти до городка Игдир. Они приехали в Турцию из Ленкорани в надежде заработать. В пути автомобиль несколько раз останавливали армейские патрули. И неудивительно, ведь здесь - курдская земля. Ранним утром приехали в конечный пункт маршрута. Игдир - горнолыжный курорт. А дальше начался последний этап - пешеходный. Вспоминает Игорь Герасимович

: - В карте нужды не было - вершина рядом, хотя расстояние до ледников составляет 30 - 40 километров. Шли в буквальном смысле слова по выжженной солнцем земле. Ни капли воды. Ее привозили лишь пастухам на машинах да дети на ишаках доставляли от ближайшей водокачки. В маленькой деревеньке остановились попить. Но хозяйка дома, поняв наши жесты, бросила все дела и постелила ковер возле дома. Дети вынесли подушки, арбуз, творог, айран и лепешки. Получился настоящий обед. Гостеприимство курдов поразило, но надо было продолжать путь. Два дня поднимались по скалам, а на высоте 4.100 метров разбили базовый лагерь. И вот наконец началось восхождение. Вышли рано, в 3 часа утра. Встретили группу турецких альпинистов - студентов технологического института из Измира. Вместе ступили на общую тропу и через 5 - 6 часов подошли к началу ледника. Достали из рюкзаков "кошки", веревки, страховочные пояса... Впереди - вершина.

На нее мы поднялись вместе. Сильнейший ветер рвал белорусский флаг из рук. Оставили записку в туре, сфотографировались. Хорошо просматривались вершина Малый Арарат, долина в Армению и бесконечные скалы. Где-то в разломе ледника - Ноев ковчег, но хода туда нет. Турки объявили этот район запретной зоной. Спускаемся. Здесь, в базовом лагере, нас ждали долгожданный отдых и праздничный обед - днем раньше нашему руководителю группы Леониду Голубовскому исполнилось 60. На следующий день турецкие альпинисты навьючили лошадей и направились в долину, где им были уготованы комфортабельный "Мерседес" и полное отсутствие бытовых проблем. А мы со всем нашим скарбом, стараясь не попадаться на глаза постам и патрулям, спускались известной только нам тропой. Дело в том, что на посещение этого района (как и на восхождение) требуется не только специальное разрешение, но и оплата. Увы, ни того, ни другого у нас не было. Тем не менее, благополучно спустившись, мы добрались до высокогорного озера Ван, где и устроили себе маленький отдых. Два дня провели на озере с его чудесной целебной водой и грязями.

История вторая: римейк по-белорусски

Не прошло и года, как друзья собрались вновь: руководитель экспедиции - главный энергетик УП "Белгипроводхоз" Леонид Голубовский, главный специалист Комитета по науке Игорь Герасимович, президент Белорусской федерации альпинизма Александр Годлевский, директор молодечненского завода Сергей Коняев и его жена, инженер Нина Коняева. Все были настроены по-боевому: надо идти на Арарат! И снова после перенесенных мытарств, как ни странно, все согласились. Вот только... Не хочется опустошать семейные кошельки. Может, поискать спонсоров?

- Кофе хотите? Не отказывайтесь, это напиток особый.

И действительно, варит его Голубовский по-своему. Пара минут прошла, а в комнате такой аромат, который словно переносит туда, в палатку, к подножию Арарата.

- Ну как, понравился? - щурит в улыбке глаза Леонид Степанович, явно довольный произведенным эффектом. Что и говорить, недаром его выбрали начальником экспедиции - все умеет.

Для начала обсудили новый вариант путешествия. Идти задумали через Армению. А почему бы и нет? Ведь Арарат - это святыня армянского народа. Разработали подробный маршрут, предусмотрели, казалось, все. В Абовяне запланировали осмотр крепости времен Урартского царства. В Эчмиадзине - древней столице Армении - посещение музея армянской культуры и кафедрального собора, который построен в невероятное для нас время - в 303 году до нашей эры. Наметили восхождение на гору Арагац (4.090 метров), переезд в Нахичевань, и уже там (поскольку у Армении с Турцией нет действующих погранпереходов) готовились перейти границу Турецкой Республики. Что и говорить, маршрут получился интересный и вел к цели путешествия кратчайшим путем. От турецкой границы до Арарата - рукой подать, всего-то пара часов на автомобиле.

А потом... полетели письма. В посольства, министерства, фирмы. Всем, всем, всем... Даже в Управление делами Главы государства. Многого альпинисты не просили. Так, самую малость, поддержите, мол, финансами, снаряжением, транспортом, средствами связи... Ну, одним словом, чем сможете. Первыми откликнулись в Министерстве иностранных дел. Уточнив обстановку, готовы были помочь с фотовыставкой и письмами турецким дипломатам. Затем позвонили из "Белавиа", сообщили о согласии выделить бесплатные билеты на самолет для перелета по маршруту Минск - Ереван - Минск. Чем мог помогал Национальный олимпийский комитет Беларуси. Членов команды принял армянский посол, который пообещал помощь и поддержку не только в период пребывания в Армении, но и активное участие в обеспечении проведения экспедиции представителей армянской диаспоры в Беларуси. Сам митрополит Филарет принял альпинистов, вручил освященный крест и благословил экспедицию. Складывалось все неплохо, что даже пугало спортсменов. И, как оказалось, не напрасно.

Что делать, не любят у нас дарить деньги. Даже на самое распрекрасное дело. Молчал Мингорисполком, не отвечали фирмы. Вот и "Белавиа", когда пришло время выписывать билеты, "дала задний ход". Не то сейчас время для благотворительности, крутитесь, ребята, сами!

Погрустнели и армянские бизнесмены: слушай, такой бизнес плохой пошел, совсем денег нет! А из турецкого посольства дипломатично намекали, что разрешения на въезд в район Арарата МВД Турции не прислал еще с прошлого года.

Кто-нибудь бы расстроился, но наши братки-белорусы к таким "подаркам" привыкли. Как и в прошлом году, тряхнули семейные кубышки - купили билеты на поезд Минск - Адлер. А дальше - знакомый паром до Трабзона, переезд через всю Северную Турцию. Конечно, экономить вынуждены были на всем. Поэтому и обходили стороной "окультуренные" альпинистские тропы. Местные власти за этим следят строго - подъем возможен только с инструктором и лишь по установленному маршруту. А безденежных "любителей" просто отлавливают и выдворяют вон. Но... Это не про нас, каждый белорус в душе партизан. Тихо, след в след, вышли на тропу. Как и прежде, прошли курдскими деревнями с их шумным и красочным бытом. Дальше - одни пастухи и камни. Расположились у тропы, поставили палатку, развели костерок. Наблюдали... Вот пошла на восхождение группа польских альпинистов. Остановились. Рассказали, что на их письмо МВД Турции не только ответило, но и дало соответствующее разрешение. Не то что белорусам! Инструктор как палатку увидел, тут же подбежал

: - А вы чего здесь?

- Да так, природой любуемся, - схитрил наш переводчик Александр Годлевский, который довольно бегло общался с турками на смеси англо-турецко-русского.

- Вам наверх нельзя, вы не платили, - все не унимался турок, который с этих денег живет.

- А нам и не надо. Отдохнем маленько и домой.

И вот наконец дождались! Поляки вернулись - наши помахали им вслед. И стали спешно сниматься. Быстрее, еще быстрее! Несколько часов тяжелейшего подъема. И вот - вершина. А там - невероятная удача, яркое, как по заказу, солнце, идеальные условия для фотосъемки. Снялись на память, оставили записку в альпинистской закладке и - вниз. Скорее назад, к базовому лагерю! Только вернулись, а на тропе уже появилась американская группа с еще одним бдительным инструктором.

Дорога домой была привычной. И уже не тянула плеч поклажа, и не так горела сожженная горным солнцем кожа. В рюкзаке, рядом с освященным Владыкой Филаретом крестом, лежали камни с Арарата. Камни, как сообщают легенды, пережившие Всемирный потоп.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter