Как ангел с неба он слетает, зато дерется он как черт

В 1–й отдельной авиационной эскадрилье погранвойск не пасуют перед встречным ветром
Масштабная панорама — умытые пронзительными солнечными лучами поля, леса, дома, дороги как на ладони — ослепляет великолепием. Впрочем, в роли летчика–штурмана в боевом вертолете Ми–8 мне не до небесно–земных красот. Перед экипажем 1–й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск стоит конкретная и очень ответственная задача: «прочесать» рубежи, охраняемые Сморгонским пограничным отрядом. Одно неверное движение пилота — и мы на чужой территории. Серьезный, между прочим, повод для международного конфликта. На личном опыте убедилась: полет над границей требует ювелирной точности. Впрочем, мастерства летчикам–пограничникам не занимать.

Победа в небе куется на земле

Без должной подготовки прыжок под куполом не совершишь, а потому первым делом отдаюсь во власть инструктора парашютно–десантной подготовки Александра Остроушко. Примеряю на себя парашютную систему, предназначенную для учебно–тренировочных прыжков. «Костюмчик» с непривычки садится неуклюже. 17–килограммовый «наряд», как гиря, тянет к земле, а инструктор, и глазом не моргнув, прицепляет в «нагрузку» запасной парашют и секундомер с высотомером.

Впрочем, дебютанту не до этих тонкостей. Для первого прыжка предусмотрен иной механизм отсчета. «Через три секунды парашют обязан открыться, — мысль о неудаче новичку нельзя внушать ни в коем случае, считает Александр Остроушко. — Если возникли помехи, не теряйте присутствия духа, изо всех сил дергайте кольцо запасного парашюта». Постараюсь запомнить. Хотя очень надеюсь: крушения мы не потерпим. Приземляться с одним работающим двигателем, говорят летчики, приходилось. Но за десять с лишним лет существования эскадрильи случаев гибели людей и машин не было. И это закономерно. Высокий класс летного мастерства пилотов не раз отмечался различными государственными наградами.

Освободившись из ремней парашюта, попадаю в плен спускаемого устройства «восьмерка». С высоты шести метров (высота учебной установки) сигать вниз, по правде говоря, боязно. «Все получится», — взять верх предательской дрожи в коленках инструктор не позволяет. И вот я уже в свободном полете, точнее, спуске. Такие трюки мастерски проделывают десантники. У меня, конечно, получается менее изящно. Тем не менее одобрительную улыбку инструктора я заслужила.

До вылета полчаса. «10 часов 30 минут», — фиксирует время командир эскадрильи полковник Валерий Горячко. По плану — предполетные указания...

Дневной дозор

На борту, кроме экипажа, — разведывательно–поисковая группа с пограничным псом Динаром. Для четвероногого служивого этот полет, как и для меня, тоже первый. Но хвостатый пограничник держится молодцом. Ведь для собаки, по большому счету, главное — хозяин рядом. Ну а я, в свою очередь, чтобы не растеряться в ответственный момент, держусь командира экипажа подполковника Игоря Скворцова, он же — заместитель командира эскадрильи по штурманской службе.

Взлетаем, от гула закладывает уши, поэтому связь — через переговорное устройство. Изо всех сил стараюсь сосредоточиться, чтобы четко выполнять команды. Набираем высоту: ручку управления — на себя, курс — на границу. День ясный: видимость прекрасная. У каждого, кто на борту, — свой сектор обзора. При таких обстоятельствах у нарушителя нет никаких шансов. Барражируем довольно низко — от 50 до 150 метров над землей. Забираться в заоблачные выси смысла нет. Ведь нам нужно разглядеть и низенький кустик, и узкую тропинку.

«Внимание! — сигнализирует командир экипажа. — Вижу возможного нарушителя». Зоркий глаз пилота замечает на проселочной дороге легковушку, бог весть за какой надобностью — может, по ошибке, а может, преднамеренно — забравшуюся в пограничную зону. В любом случае проверка документов необходима. Требуется высадка группы. Синенький «жигуленок», заслышав гул приземляющегося вертолета, замирает на полпути. Старший группы Вадим Лущик по форме представляется водителю и двум пассажирам. Разрешение на въезд в зону у путешественников отсутствует. «Зазевались, — объясняют, — не заметили предупреждающий знак». Что ж, ничего запретного (оружие, наркотики и т.д.) патруль не обнаруживает, на первый раз можно ограничиться предупреждением.

Будем летать!

Параллельно с охраной границы офицеры эскадрильи выполняют и другие задачи: контролируют радиационную обстановку, помогают правоохранителям и спасателям. Если, скажем, в лесу замечен самогонный заводик или пожар, тут же ставятся в известность соответствующие службы. Словом, работы хватает.

Если в начале 90–х годов прошлого века были все основания тревожиться за будущее военной авиации, теперь такой проблемы нет. Пополнение готовит авиационный факультет Военной академии. Вчерашним курсантам и осваивать новую технику, безусловно, под руководством опытных наставников легче. Для сведения, со дня поступления в часть до момента полета на охрану государственной границы проходит в среднем два года. Выпускники 2004–го уже допущены к выполнению этой задачи. Один из счастливчиков — старший лейтенант Игорь Романов. «Самое главное — служить на границе интересно, — за свой род войск Игорь явно горд. — За последние несколько месяцев лично у меня уже более 30 часов налета. В некоторых летных воинских подразделениях столько не выходит и за год». Значит, будем летать!

Подкуп бесполезен

14 попыток дачи взятки за две недели! Активность желающих, в основном иностранцев, обойти процедуру прохождения пограничного контроля, похоже, достигла пика. Не исключено, что кто–то из несостоявшихся взяткодателей просто спешит. Но обычно за предложением мзды скрывается нечто более серьезное. И в самом деле, у одних оказались не в порядке въездные документы, у других отсутствовала медстраховка, третьи везли «левый» груз. Гостям нашей страны, однако, следовало бы знать: пытаться подкупить белорусских стражей границы — пустая затея.

Чтобы помнили

Вчера на территории факультета пограничных войск Военной академии состоялось торжественное открытие памятника Феликсу Дзержинскому. Трехметровая бронзовая скульптура — точная копия той, которая «свергнута» с московской Лубянки. Но от истоков никуда не денешься: в далеком 1921 году именно председатель ВЧК утвердил инструкцию пограничных войск, фактически явился их родоначальником.

Памятник установлен на добровольные пожертвования офицеров, прапорщиков и курсантов. Стражи границы убеждены: чтить традиции не зазорно, а похвально.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter