Чего чаще всего ждет современный зритель от театра? Понятной интриги, лихо закрученного сюжета, ярких характеров. Говорят, чаще всего театральным кассирам зрители, покупающие билеты, задают сегодня вопрос: “Хорошо заканчивается?” Интересно, что ответили бы им авторы нынешней премьеры в малом зале Белорусского государственного молодежного театра “Человек из Подольска” драматург Дмитрий Данилов и режиссер Дмитрий Богославский? Наверное, развели бы руками, задумчиво почесали бы бороды. Потому что к “Человеку из Подольска” нельзя подходить с привычными критериями: смешно — грустно, красиво — безобразно.
Поначалу кажется, что имеешь дело с детективом, психологическим триллером, но чем дальше, тем явственней перед зрителем открывается экзистенциальная проблематика. И к катарсису со слезами навзрыд в финале спектакль не приводит: просто есть о чем подумать.
Кстати, хитро устроенная пьеса Дмитрия Данилова в этом году номинирована в России на премию “Золотая маска” как “лучшая работа драматурга”. Понятно, за что отметили Данилова: это пьеса-перевертыш — сначала ждешь одного, а происходит совершенно другое. И все без поддавков, как это сейчас часто принято в интеллектуальном театре, без подмигиваний зрителю. Лаконично, скупо, по-своему содержательно. До этого моим фаворитом на “Золотой маске” в драматургической номинации был литовский автор Мариус Ивашкявичус с пьесой “Изгнание” о массовой эмиграции его земляков в Лондон в наши дни. Но Данилов поколебал мои симпатии.
Главный герой “Человека из Подольска” — Николай Фролов — музыкант, интеллигентный редактор региональных изданий. С самого начала он находится в российском отделении полиции на допросе. Это наводит на мысль, что Фролов совершил какое-то правонарушение. Он и сам несколько раз пытается выяснить, за что его задержали, однако безуспешно. Почти как в “Процессе” Кафки. Ему задают весьма странные вопросы: например, чем Подольск отличается от Амстердама? Что он видит из окна электрички, когда едет из Подольска в Москву? Неужели у него не захватывает дух от созерцания промышленной зоны? Сотрудники правоохранительных органов пытаются пробудить в главном герое гордость за свой город.
В какой-то момент все-таки ждешь подвоха и рассчитываешь, что, как говорил товарищ Жеглов, “наказания без вины не бывает”. И в духе какого-нибудь триллера, действие которого разворачивается в полицейском участке (будь то “Простая формальность” Джузеппе Торнаторе или “Под подозрением” с Джином Хэкманом), герою все-таки будет предъявлено конкретное обвинение. Но этого не происходит. Все, в чем в конечном итоге обвиняют главного героя, это апатия, равнодушие, жизнь по инерции. Его главное преступление — он проживает свою жизнь на автомате, не любит родной Подольск. В протокол аккуратно записываются все эти экзистенциальные “правонарушения”. Так полицейские из пьесы Данилова понимают “воспитательную работу с населением”. И ничего больше. Никакими другими словами происходящее в пьесе объяснено не будет, и в этом ее прелесть и новаторство.
Об авторе пьесы
Дмитрий Данилов — российский писатель и журналист. Работал в корпоративной периодике. Входил в состав различных литературных групп, публиковался в журнале “Новый мир”, интернет-изданиях. Переводился на английский, нидерландский и итальянский языки. Автор повестей “Черный и зеленый” (2004), “Дом десять” (2006), романов “Горизонтальное положение” (2010), “Описание города” (2012), “Есть вещи поважнее футбола” (2015), книг стихов “И мы разъезжаемся по домам” (2014), “Переключатель” (2015), “Два состояния” (2016).
В 2010 году рукопись “Горизонтального положения” номинировалась на российскую премию “Национальный бестселлер”. В 2011-м этот роман попал в финал российской национальной литературной премии “Большая книга”, шорт-лист премии “НОС”. Роман “Описание города” вошел в список финалистов “Большой книги”.
pepel@sb.by