Кафе у дороги и на агроусадьбе: конкуренция равных?

ТУРИСТА, как того соловья, одними баснями не накормишь! Духовная пища — это прекрасно, но если в путешествиях-странствиях элементарно не можешь нормально перекусить… А в белорусской глубинке с этим вопросом пока далеко не полный ажур, мягко говоря. Придорожный сервис хромает, и ощутимо! Многочисленные административные процедуры, согласования, земельные мытарства и порой обилие проверок зачастую вынуждают денежных людей отказываться от подобных проектов.

Стоит подумать о консолидации усилий…

ТУРИСТА, как того соловья, одними баснями не накормишь! Духовная пища — это прекрасно, но если в путешествиях-странствиях элементарно не можешь нормально перекусить… А в белорусской глубинке с этим вопросом пока далеко не полный ажур, мягко говоря. Придорожный сервис хромает, и ощутимо! Многочисленные административные процедуры, согласования, земельные мытарства и порой обилие проверок зачастую вынуждают денежных людей отказываться от подобных проектов.

Вы спросите, а при чем тут агроэкотуризм? На усадьбах вроде кормят неплохо. Однако ж не в вакууме живем и работаем — в условиях подвижной экономики, где разные рыночные сегменты взаимодополняют друг друга. Вот и придорожный общепит, точнее, проблема его слабого развития в Беларуси, тесно «соприкасается» с бизнесом на отдыхе в глубинке. Более того, между этими двумя игроками на туристическом рынке наметилась конкуренция. Причем по части кулинарно-питательной усадьбы выигрывают борьбу за клиента — такую мысль недавно высказал сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. Да и вообще белорусский придорожный сервис, считают сами участники рынка, относится к числу самых неприбыльных видов бизнеса. Но как привлечь иностранного туриста без крепкого сервиса у дороги? Тут есть над чем подумать… Ясно, что нужно как-то простимулировать или хотя бы свести к минимуму количество еще существующих помех.

Любопытно, но Виктор Маргелов видит корень конкурентного отставания придорожного общепита от аграрно-усадебного именно в… особом статусе туризма по-деревенски. За право заниматься бизнесом по приему гостей хозяева усадеб фактически ничего не платят, кроме одной базовой величины в год. И только примерно месяц назад для объектов агроэкотуризма ввели простейшие санитарные правила. А на «придорожников» уже давно и стабильно обрушивается шквал проверок, и налоговое бремя никак не меньшее, чем в большом городе. Как тут сдюжить борьбу за кошелек клиента? Результат — объекты придорожного сервиса, не подпадающие под действие законодательства по агроэкотуризму, «застывают» в развитии.

Кому от этого польза? На первый взгляд, хозяевам усадеб, но это лишь на взгляд очень поверхностный! Ведь многие владельцы деревенских туробъектов сами официально не спешат раскручивать питательную статью дохода. Опаска — общая с «придорожниками»: замучают проверками санслужбы, пожарные… Проще перенаправить туристов в заведения общепита, в том числе придорожного. То есть важна кластерность, консолидация усилий! Но до нее далеко, пока наблюдается ощутимый дисбаланс в развитии двух направлений. По большому счету, ситуация с развитием придорожного бизнеса — тут можно соглашаться с «проигрывающей» стороной — и впрямь сложная. А что если подумать о системе одной базовой и для хозяев придорожных кафе? Но с условием, что ими станут… хозяева агроусадеб? И потом, стоит помнить: агроэкотуризм, в отличие от придорожного бизнеса, не чисто коммерческий, а социально-коммерческий проект. Он «заточен» на развитие деревни, поэтому ему дан такой карт-бланш. В виде фактически безналогового существования.

С уважением, ведущая «Белорусской мельницы» Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?