Кадры – наше все!

Но их-то и не хватает российским компаниямНа рынке труда России кадровый кризис. «Молодежь не умеет работать!» – жалуются работодатели. Дело в том, что вузы этому и не учат. Выпускник ищет работу и часто остается невостребованным.

Что умеете?
 Работодатель хочет, чтобы человек пришел и сразу начал вкалывать, чтобы его не надо было учить-переучивать, тратить на него время и внимание.
Вузы же не ориентированы на формирование у студентов практических навыков, подменяя их сугубо теоретическими. В результате опроса 63 студентов и выпускников оказалось, что лишь 9 из них проходили регулярно профессиональные стажировки. 
На профессиональных интернет-форумах полно молодежи, которая не ориентируется в специальности. Молодые экономисты озадачены вопросом «Как составить бизнес-план», а начинающие пиарщики не представляют, как выглядит на бумаге пиар-стратегия. Хотя все эти документы они должны были осваивать на занятиях в институтах! Приходит такой работник на предприятие – и скоро уходит, не выдержав испытательного срока. Или вовсе не может устроиться по специальности – работодатель в него не верит, поскольку на практический вопрос «Знаете ли вы, как надо это делать?» внятного ответа не слышит.
Что купил, то и получил
В СССР все было просто. Государство вкладывалось в обучение молодого специалиста и было заинтересовано, чтобы работник был хорошо подготовлен и «пристроен». Только так выпускник мог принести отдачу от денег, вложенных государством в его образование. Поэтому практика по специальности была обязательна и надежно обеспечивалась самим государством.
Обязательной была и двухлетняя отработка по распределению после получения диплома. Выпускник гарантированно получал рабочее место там, где мог принести стране пользу, и вырастал в зрелого специалиста. По окончании срока отработки его брали на любое место без опасений: это был подготовленный труженик.
Сейчас кадровая чехарда и  текучка – обычное состояние для многих предприятий.  В основном  из-за  низкой  квалификации и отсутствия практических  навыков у молодежи. Нормальным также считается, когда бывшие  токари  работают  торговыми агентами, а экс-врач занимается изготовлением изделий из бисера...
Для себя и под себя
Рынок есть рынок. Его закон – «кто заинтересован, тот и платит». Работодатели (бизнесмен или госструктура) заинтересованы в квалифицированных кадрах – они и должны вкладываться в их воспитание. Советское государство, будучи монополистом на кадровом рынке, исправно за будущие кадры платило, требуя качества. И получало! Сегодня же работодатели только требуют, а давать не хотят ничего. И это вредит кадровому рынку.
Очевидно, что предприятия должны участвовать в подготовке квалифицированного персонала. Этот процесс может иметь следующие формы.
Руководители компаний могут давать в вузы запросы или даже заказы на подготовку специалистов для своих предприятий, учитывая потребность в конкретных работниках.
Бизнесмены могли бы приглашать студентов на практические стажировки, исходя из сезонной потребности предприятий. Ведь бывает, что во время летних отпусков работать некому. Вот пусть молодой специалист и заменит отдыхающих, научится трудиться под руководством опытных сотрудников. А там, глядишь, этот кадр возмужает и в будущем останется в фирме. Если на разовые или сезонные работы привлекаются студенты, компания должна обеспечить учащимся характеристики-рекомендации о прохождении практики.
Потенциальные работодатели, которые спонсируют деятельность вуза, могут участвовать в формировании учебного плана. А также присутствовать на практических занятиях, курсовых и выпускных экзаменах и выбирать себе лучших для дальнейшего трудоустройства. Здесь, как видится, работодатель вправе при подборе кадров оговорить  особые условия – например, чтобы выпускник  отработал  на  его  предприятии не менее 3 лет, не разглашал в дальнейшем коммерческую тайну.
«Хочешь – научим!»
Подобный стиль сотрудничества с бизнесом будет полезным и для вузов. Потенциальные работодатели могут сориентировать вузы, на какие практические моменты в подготовке специалистов нужно обратить особое внимание, а какие в современных рыночных условиях являются не столь важными. Это позволит вузам адаптировать учебную программу под требования современного рынка.
Вузы также получат возможность быстро и гибко корректировать набор учащихся, цены на обучение, преподавательский состав, программу подготовки специалистов и т.д.
Вузы будут все больше и больше заинтересованы в постоянных контактах с работодателями, так как они смогут получать от работодателя гарантированное финансирование за подготовку специалистов нужной квалификации и в нужных количествах.
Нет – безработице!
Данная практика отношений между работодателями и образовательными учреждениями – большая помощь государственным органам, отвечающим за формирование стратегии кадрового рынка страны. По количеству заявок от работодателей государство может определять востребованность выпускников каждого вуза, а по характеру этих заявок и содержащимся в них пожеланиям власти получат возможность судить о качестве работы со студентами. Это позволит государству грамотнее совершенствовать законодательство об образовании, лучше видеть ситуацию на кадровом рынке, точнее оценивать результаты исследований, совершенствовать свою тактику и стратегию в этом направлении.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter