Кадры и за кадром

На Могилевщине не хватает строителей...

На Могилевщине не хватает строителей — каменщиков, отделочников, плиточников–облицовщиков. После того как жилье стало сдаваться с полной отделкой, выросла потребность в плотниках, малярах–штукатурах. С наступлением лета ситуация еще больше обострилась. Нехватка рабочих рук парализует стройки. В прошлом году область признали одной из худших в сфере строительства. Например, в Бобруйске уже 5 лет подряд не выполняется задание по вводу жилья. Председатель Могилевского облисполкома Петр Рудник, на недавнем выездном заседании обнародовавший неутешительную статистику, был категоричен: в этом году ситуация не должна повториться.


«Квадратное» уравнение


Справиться с поставленной задачей не только Бобруйску — всей Могилевщине будет непросто. В 2011–м здесь должно быть сдано «под ключ» 850 тысяч «квадратов» жилья. А финансирование строительной программы, по словам председателя комитета по архитектуре и строительству Могилевского облисполкома Семена Болотина, резко сократилось. Денег, выделяемых по кредитам, катастрофически не хватает. Есть и другая проблема — кадровый дефицит.


За примером далеко ходить не пришлось. В центре Могилева возводят семиэтажный жилой дом... 3 каменщика. Трое недавно написали заявление по собственному желанию. В паспорте объекта значится: срок сдачи — 1 сентября этого года. При таком кадровом раскладе едва ли это возможно. Мастер закрытого акционерного общества «ТИС–Магмет» производственного объединения «Белпромметалл» Андрей Нефедов подтверждает: «Бригада нужна — каменщиков 20». И тут же спешит добавить: условия — достойные. За куб кирпичной кладки платят более 115 тысяч рублей.


Зарплата строителя зависит от выработки. «Выгонит» каменщик за месяц кубов 25 — получить может около 3 миллионов рублей. Профессионал высокого уровня осилит и 40 кубов. Если все так радужно, отчего же профессионалы разбредаются по «шабашкам»? Казалось бы, фирма в отличие от частника–домовладельца это — хорошая зарплата, уверенность в завтрашнем дне, полный пакет социальных гарантий...


Внакладе — на окладе


— Какие гарантии? В иных фирмах наобещают трудягам с три короба, а на выходе вместо 2 — 2,5 миллиона рублей квалифицированный работник получает в месяц 600 — 700 тысяч, — сокрушается прораб одной из могилевских строительных фирм Игорь Вишневский. — Не подписал технадзор или заказчик подрядчику — строительной организации — процентовку, вот и лишились рабочие доплат. Они их получат, когда претензии будут устранены. Но если таковых немало — завышен объем работ, не устраивает качество, — денег можно ждать месяц и больше. Все это время строители вынуждены сидеть на «голом» окладе. А им семьи кормить надо. Вот и уходят в другую фирму. Там повторяется история  — в третью. Порой годами кочуют с места на место в поисках стабильности и реальных, а не обещанных на словах, денег. В итоге становятся «шабашниками». Некоторые из них едут на стройки Москвы и Санкт–Петербурга. Но об этой проблеме — разговор отдельный...


В Могилеве или Бобруйске толковый каменщик за 2 — 3 дня у частника–домовладельца «срубит» миллиона полтора. Арифметика проста: за куб блочной кладки платят тысяч 100. Стандартный гараж — кубов 15. Кирпичная кладка еще дороже. Если бригада строителей взялась возводить дом «под ключ», вообще будет «в шоколаде». Год потом можно жить на деньги, заработанные за сезон.


— Есть еще один нюанс, — признается Вишневский. — Руководители некоторых строительных фирм намеренно затягивают выплату зарплаты. Им текучка кадров выгодна: одним недоплатят, другим. На их место придут вчерашние пэтэушники. Только что получившие строительную специальность, но не имеющие опыта, они готовы трудиться за гроши, даже подсобниками, лишь бы стаж «капал». Впрочем, руководство фирмы не всегда виновато в том, что профессионалы уходят. Порой подрядчик качественно и в срок возвел жилой дом, отремонтировал офис или оштукатурил фасад. Процентовка подписана, заказчик доволен, но денег, чтобы заплатить сразу за весь объем выполненных работ, у него нет...


То, что неритмичность платежей больно бьет по экономике предприятия, подтверждает и гендиректор «ТИС–Магмет» Валерий Гусаревич. С ними, бывало, заказчики по нескольку месяцев не рассчитывались. Строителям фирма все равно платила в полном объеме — выкручивалась за счет собственных средств. Строительство для «Тис–Магмет» — отрасль побочная. Основная задача — поставка металлопродукции для промышленности.


А что делать, если фирма исключительно строительная, других источников дохода нет, а заказчики тянут с оплатой? Из каких закромов для работников деньги доставать?


Золотой запас


Профессионалы нынче в дефиците. Заместитель начальника управления контроля отраслей хозяйства и денежно–кредитной сферы Комитета госконтроля Могилевской области Людмила Непапушева привела цифры, заставляющие задуматься:


— В 12 крупнейших строительных организациях области лишь 44 процента итээровцев имеют высшее образование, только 43 процента работников — среднее специальное. В Бобруйске и вовсе ситуация напряженная. К примеру, в местном домостроительном комбинате в прошлом году числилось лишь около 30 процентов итээровцев, окончивших вуз. Аналогичная ситуация на Бобруйском заводе крупнопанельного домостроения.


Каменщики высокого 5 — 6–го разряда на Могилевщине вообще на вес золота. В организациях и фирмах у большинства рабочих — 1 — 3–й разряд. Оседают там и выпивохи, и алиментщики. Работать не умеют, да и не хотят. И их халтура впоследствии, разумеется, всплывает. Какие кадры — такая и работа. Вот и получается, что от дефицита классных специалистов страдает не только строительная отрасль, но и мы все. А надо, чтобы хороший строитель хотел трудиться по специальности. Как это сделать — вопрос непростой. Профессионалы и сегодня готовы за приличную зарплату вкалывать от рассвета до заката. Но возводить на совесть, «как для себя», по–прежнему предпочитают не высотные дома и социально значимые объекты, а частные особняки да гаражи.

 

«Есть вопрос»

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter