Кадры для "силиконовой долины"

Успешное решение задач, поставленных Президентом и правительством страны по развитию Парка высоких технологий, широкому внедрению наукоемких технологий, требует не только глубоких научных исследований и разработок крупных ученых и инженеров высокого уровня.

Успешное решение задач, поставленных Президентом и правительством страны по развитию Парка высоких технологий, широкому внедрению наукоемких технологий, требует не только глубоких научных исследований и разработок крупных ученых и инженеров высокого уровня. Главная нагрузка по внедрению и эффективному использованию новых технологий ложится на специалистов среднего звена и высококвалифицированных рабочих, вооруженных современными знаниями и практическими навыками.

О том, как ведется подготовка подобного рода специалистов, беседуем с директором учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж электроники» Валерием Хасиным, заслуженным работником образования Республики Беларусь, председателем Республиканского совета директоров профессионально-технических учебных заведений.

— Валерий Михайлович! Вы готовите кадры начального и среднего звена для наукоемкого производства. В чем коренное отличие таких специалистов среднего звена и даже рабочих в современных условиях?

— Повышение сложности труда рабочих вследствие значительного роста наукоемкости промышленного производства обусловило необходимость пересмотра содержания профессиональной подготовки. Сегодня очень сложно провести четкую грань между рабочим и специалистом среднего звена. В ряде случаев современный рабочий должен иметь не только профессионально-техническое, но и среднее специальное, и даже высшее образование, его профессиональная компетентность должна быть связана не просто с выполнением конкретных работ, но и с умением рационально планировать свою деятельность, принимать решения в конкретных ситуациях, творчески относиться к своим обязанностям. Мы видим, что сегодня повысился социальный спрос на более высокий уровень профессионального образования. Кроме того, постоянно изменяющийся спрос на рынке рабочей силы потребовал от образовательных учреждений разработки альтернативных программ и систем обучения и принятия мер по подготовке специалистов в новых технических и управленческих областях и в новых экономических условиях. Все это неизбежно приводит к изменению, разнообразию, расширению видов образовательных услуг.

Поэтому совершенно естественно появление нового типа учебных заведений — профессионально-технических колледжей и профессионально-технических лицеев.

Сегодня при подготовке таких специалистов необходимо применение самых современных технологий. Учащиеся изучают сложнейшие предметы, такие, как электроника, вакуумная и микропроцессорная техника, выполняется большой курс лабораторно-практических работ, широко внедряется компьютерное моделирование реальных технологических процессов, что позволяет выходить на производственную практику уже подготовленными.

Приведу один из примеров применения информационных технологий: оборудование полупроводникового производства представляет собой сложнейшие комплексы стоимостью тысячи и даже миллионы долларов, непрерывно занятые в производственном процессе. Несмотря на то, что руководство «Интеграла» нашло возможность создать у себя специальные учебно-производственные участки, где наши учащиеся могут готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, занимаясь выпуском полезной продукции в составе производственных бригад, получение первоначальных навыков в условиях производства весьма затруднительно и экономически рискованно. Поэтому нами разработаны компьютерные программы-тренажеры, позволяющие имитировать работу оборудования, отрабатывать приемы и навыки работы. Приходя на производство, наши учащиеся уже знакомы с процессом, и производственники безбоязненно доверяют им оборудование.

— Достаточна ли материальная база для такой подготовки?

— Колледж электроники сегодня — это довольно мощный образовательный центр с контингентом учащихся более 1,5 тысячи человек, обладающий современной учебно-материальной базой, способный успешно выполнить государственный заказ на профессиональную подготовку молодых специалистов, имеющий эффективные технологии обучения и воспитания и условия для их реализации.

Конечно, в этом большая заслуга руководства Мингорисполкома и Комитета по образованию Мингорисполкома, большое внимание и поддержку которых последнее время все больше ощущают учреждения профтехобразования. Выделено необходимое финансирование, в учреждениях образования проведены серьезные ремонты, приобретено новейшее оборудование, компьютерная и другая техника, созданы новые и переоснащены старые кабинеты и мастерские.

— Вы не только готовите молодых специалистов для производства, но и являетесь начальной ступенькой для их последующего обучения в вузах. Как на деле осуществляется их подготовка и какова у вашего учебного заведения связь с вузами?

— Среди наших учащихся более 20 человек были отмечены премиями Президентского фонда по поддержке одаренной молодежи как победители различных республиканских олимпиад и конкурсов. Это говорит о том, что очень большой процент наших выпускников второй ступени обучения готов для продолжения обучения в вузах, и большинство из них получают более высокое образование. Причем многие достигают этого без отрыва от производства.

Говоря о сотрудничестве с вузами, следует отметить, что у нас имеется договор с Белорусским государственным университетом радиоэлектроники и информатики, который по нашей рекомендации принимает наиболее подготовленных выпускников на третий курс. Таким образом, учащийся имеет возможность пройти все уровни профессионального образования со значительной экономией времени (более 3 лет). И ежегодно около 70 наших выпускников такую возможность используют.

— Как у вас проводится идеологическая работа?

— Истинный патриотизм начинается с малого – с любви к своему городу, району, улице, двору, к своему учебному заведению, предприятию. И именно с этого малого и следует начинать идеологическую работу. Мы привыкли к тому, что основной упор делался на военно-патриотическое воспитание. И сегодня мы также уделяем этому серьезное внимание, поддерживаем постоянные связи с ветеранами войны, с организацией блокадников Ленинграда. Но, очевидно, необходимо учитывать и некоторые изменения в жизненных ориентирах молодежи. Система профтехобразования готовит кадры, которые будут заняты в сфере производства товаров и услуг. Лозунг «Покупайте белорусское» можно реализовать лишь при условии высочайшего качества выполняемой ими работы. И наша задача воспитать у выпускника качества, заставляющие его трудиться так, чтобы он мог гордиться конкурентоспособной, соответствующей мировым стандартам продукцией с надписью «Сделано в Беларуси».

— Какими вам видятся перспективы развития?

— Время предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке наших выпускников, обучение которых сегодня должно вестись на новом качественном уровне. Все это просто обязывает учебные заведения постоянно обновлять и совершенствовать учебно-материальную базу. Понятно, что ограниченные возможности бюджета не в состоянии обеспечить такую потребность. И, как в большинстве цивилизованных стран, финансирование образования должно быть многоканальным, осуществляться из различных источников. И, наверное, самый большой процент должны составлять вклады предприятий, для которых готовятся кадры, причем их руководители должны расценивать это не как спонсорскую помощь, а как инвестиции в будущее своего предприятия, в будущее республики.

Руководители многих крупных предприятий понимают это и являются постоянными социальными партнерами учреждений профтехобразования. Но есть и такие, которые только пользуются, получают готовые кадры. Наверное, было бы логично, если бы предприятия, не ведущие подготовку кадров, платили определенный рабочий налог, который местные власти могли бы использовать на развитие профессионального образования.

Вячеслав СТОМА

Друг мой, гитара!

В Минске дал концертАльдо Родригес

Как там в песне поется: «Под семиструнный звон гитары»... А если не под звон, а под тонкий перебор, полный гармонии, движения жизни. И не просто исполнить какой-нибудь напев, а Моцарта, Берлиоза, Прокофьева…

На днях в рамках европейского турне в Минске выступил один из известнейших в мире виртуозов современного гитарного искусства, лауреат многочисленных национальных и международных премий кубинец Альдо Родригес. Его концерт, состоящий из двух полных отделений, позволил белорусским слушателям познакомиться не просто с произведениями мировых классиков, специально для этого переложенных для гитары, а также работами популярных современных авторов, но и продемонстрировал неиссякаемые возможности классической семиструнной гитары. В концерте прозвучали «Четыре средневековые песни» гармонизации Мира Пратеси, «Бьянка Фьоре» Виченцо Галилея, «Танцы Испании» и «Вариации на тему Моцарта» Фернандо Сори, «Друме Негрита» версии Лео Брауэра, «Гран хота» Франсиско Террега и многие другие, которые гитарист исполнял уже на бис.

Участник многих международных музыкальных фестивалей в Аргентине, Бразилии, Германии, Португалии, России, Турции, Санто- Доминго, Альдо Родригес с блеском выступал с симфоническими оркестрами, легендарным «Аранхуэским Концертом» в Аргентине, Германии, Португалии, Болгарии, Швейцарии. Его выступление сопровождали такие известные музыкальные коллективы, как джазовая группа «Иракере», «Опус-13», «Мангуаре».

«Альдо Родригес – супергитарист, сочетающий в себе вдохновенную романтичность и уникальную технику. Он, безуловно, может быть отнесен к плеяде великих гитаристов», — сказал известный в Латинской Америке музыковед и музыкальный критик Лауриндо Альмеида. И приятно, что на концерте Альдо Родригеса можно было видеть профессуру и студентов Белорусской академии музыки (для которых выдающийся гитарист на следующий день провел мастер-класс), других ценителей музыки, зарубежных дипломатов, председателя ЦИКа Лидию Ермошину, художника-академика Георгия Поплавского, композитора Сергея Кортеса, депутатов Палаты представителей и среди них, конечно же, Сергея Костяна.

Понятно, это выступление выдающегося музыканта в Беларуси не было бы возможно без активной поддержки нового Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Кубы в нашей стране Омара Медина Кинтеро. И радует, что Кубу сегодня знают не только как страну выдающихся борцов за свободу, учителей и врачей, но и великих музыкантов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter