«Перед нами стоит задача встряхнуть вузы». Подробности острого и принципиального разговора у Лукашенко

Качество высшего образования в эпоху смены поколений: задачи и приоритеты

Какие главные проблемы в системе высшего образования необходимо решить в ближайшее время, чему учить в вузах, почему без науки не может быть качества и как бороться с фейками и дезинформацией. Подробности острого и принципиального разговора у Президента

Благодаря твердой политической воле Главы государства в Беларуси в свое время не повелись на сомнительные реформы, сохранили лучшие традиции высшей школы, интеллектуальный потенциал нации, преемственность классического образования. Недаром к нам едут сегодня за знаниями молодые люди из разных стран мира. Но сейчас важно сделать следующий шаг, чтобы не отстать от жизни. А для этого следует разобраться, в чем мы еще недорабатываем, какие вопросы нуждаются в дошлифовке, а где необходимы принципиально новые решения. Откровенный, жесткий и для многих нелицеприятный разговор на эти темы состоялся на встрече Президента с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования. Потребовав от высших должностных лиц, руководства Правительства и ректорского корпуса выработать алгоритм решения накопившихся вопросов, Александр Лукашенко подчеркнул:
— Сегодня перед нами стоит задача встряхнуть вузы: образование, науку — все, чем занимаются вузы. Закостенели до неимоверности! Девиз Года качества озвучен — мы должны превзойти себя, чтобы нормально конкурировать на всех рынках и выжить... Вопросы жизнь ставит нам с вами принципиальные и острые. Важно, чтобы мы не потеряли привлекательность белорусского образования. Вы люди умные, ученые со степенями, понимаете и меру своей ответственности, и суть исторического момента. Знаете, как важно не упустить его в эпоху смены поколений. 

Важно не только количество

За два с лишним часа разговора во Дворце Независимости подняли целый пласт проблем: от качества учебников и учебных программ до подготовки кандидатов и докторов наук.

Скажем прямо: именно благодаря тому, что Президент не позволил в свое время системе образования кинуться в омут бездумных экспериментов, Беларусь сохранила лучшее из советского опыта, свой научный потенциал, что, в свою очередь, позитивно повлияло на успехи в разных отраслях экономики.

Президент напомнил, что в 90‑е в стране сделали невозможное, чтобы сохранить научные школы и компетенции по подготовке специалистов с высшим образованием. Беларусь открывала вузы в регионах: в 2004 году в Барановичах и в 2006‑м в Пинске. Таким образом, высшее образование стало еще ближе и доступнее в каждом уголке страны. Причем это делалось в период, когда экономика только-только начала оздоравливаться после финансового коллапса первых лет независимости.

— Берегли каждую копейку, вкладывали в сферу немалые средства. И результат: количество вузов выросло с 33 до 50, а студентов — в полтора раза, — подчеркнул Александр Лукашенко.   
— То есть мы не просто определили тогда стратегический приоритет государственного развития, а сделали его практикой. 
Все предусмотрели: укрепили материально-техническую базу, обновили лаборатории и учебные аудитории, построили и продолжаем строить новые корпуса и общежития, обновляем старые. Однако сегодня важно не только количество, но и качество.

Наша молодежь должна учиться в Беларуси

С учетом того, сколько сделано в стране для развития сферы высшего образования, государство вправе ожидать от молодых людей встречного движения. Права выбора, конечно, никто не отменял, но мы уже видели, чему могут научить зарубежные станции промывки мозгов, иначе их не назовешь. Взять хотя бы мутную контору в Вильнюсе (много чести упоминать ее название), которая годами взращивала последователей вражеской пятой колонны. Да и хваленые Гарварды и Оксфорды не факт, что прелесть как хороши. Хотя бы в силу того, что уклады и системы у нас разные. Одураченные выпускники с выданными дипломами даже в бургерную устроиться не могут на самую мелкую менеджерскую должность. Наша же система образования заточена именно на потребности белорусской системы. Глава государства отметил богатое ее наследие, доставшееся с советских времен:

— Будем честными: советская высшая школа дала миру гениальные открытия, прославленные на весь мир имена. Тогда полученные в наших вузах знания были на вес золота. И сейчас в Беларусь едут учиться, потому что мы сохранили лучшие советские традиции. Для нашей компактной страны 30 тысяч студентов из более чем 100 стран мира — хороший показатель. Экспорт образовательных услуг за 2023 год составил более 90 миллионов долларов. Тоже неплохо.  
Теперь надо дошлифовать конкретные подходы. Сегодня перед нами стоит задача встряхнуть образование в вузах, науку в вузах, все, чем занимаются вузы.
Обозначены и конкретные временные ориентиры для выполнения этого поручения. Глава государства определил:

— Сразу хочу сказать: 1 сентября ректоры вузов должны вместе со своими коллективами принять необходимые решения. Как результат — качественные выпускники и отсутствие всякого бегства за пределы страны. Ваши выпускники должны четко осознавать и понимать, что наше вузовское образование в Беларуси лучшее. Многие сбежавшие туда за образованием быстро начинают понимать разницу. Многие возвращаются, но не все. Этого шатания быть не должно. А это программы, это преподавание, преподаватели и качественный результат. Как вы будете это делать — это ваша проблема. Но до сентября, предупреждаю Правительство, Администрацию (Президента. — Прим. ред.) и министра, мы, как по школе, соберемся и спросим с каждого.

Наша молодежь должна учиться и работать здесь. И прекращайте бегать ко мне с какими-то очередными новациями. Народ разброда и шатания в образовании не примет. Поэтому тихо, спокойно работаем в вузах.  
Еще раз подчеркиваю: программы, учебники, преподаватели — и выходит здоровый, нормальный выпускник, который может работать в тех сферах производства, где он мечтал до поступления.

Жизнь ставит принципиальные и острые вопросы

Александр Лукашенко еще раз обратил внимание на то, что для сферы высшего образования сделано многое:

— Созданы условия, научные школы, интеллектуальный потенциал сегодня бережем как зеницу ока. Поэтому мы все — абитуриенты, студенты, их родители, наши предприятия и организации, да и я в том числе — вправе ожидать отдачи.  
Девиз Года качества озвучен: мы должны превзойти себя, чтобы нормально конкурировать на всех рынках и выжить. То есть поднимаем планку требований к себе и честно признаем, где недоработали.
Президент указал на то, что сегодня жизнь ставит принципиальные и острые вопросы. Поиск адекватных на них ответов и есть важнейшая задача науки и педагогики. Александр Лукашенко обратился к участникам встречи:

— Вы люди умные, ученые со степенями, понимаете и меру своей ответственности, и суть исторического момента. Знаете, как важно не упустить его в эпоху смены поколений.  
Треть века назад нам удалось пройти по краю пропасти, не свернув с дороги, которую прокладывали наши предки. Посмотрите на тех, кто свернул с этой дороги, — Прибалтику, Украину и другие. Загублены промышленность и сельское хозяйство. Куда готовить кадры? 
Понятно, для тех стран, на чьи подачки живут. Вот такая национальная идея. Это не наш путь.


Как говорится, все познается в сравнении. Мы порой не ценим тех достояний, которые имеем, пока нам об этом не скажут друзья, у которых подобных сокровищ объективно нет. В этом контексте Глава государства упомянул о своем недавнем визите в Узбекистан:

— Богатая, продвинутая в данном случае страна, и вопрос номер один (сколько я там был и встречался с Президентом) — помогите с образованием. И не только вузовским. Подготовить специалистов помогите. Наиважнейшая, самая больная проблема. Ни деньги, ни что-то другое... Нужны специалисты. Я им говорю: пожалуйста, берите технологии, которые вам нужны, я знаю, что им нужно. А нет людей, специалистов нет.  
Но и нам расслабляться нельзя ни в коем случае и нельзя недооценивать вызовы сегодняшнего дня.
О «дошлифовке» всей системы высшего образования в стране шла речь при посещении Президентом Белорусского государственного университета в августе прошлого года. Разговор тогда состоялся многоплановый. Было четко определено, что вузы теперь под пристальным вниманием и разговор этот — только начало более глубокой дискуссии. Тогда же был вычленен и ряд проблем. Спустя полгода Президент поинтересовался: что сделано для их решения?

Первая проблема: разрыв между спросом и предложением на рынке труда

Ситуацию, которая складывалась на рынке труда в 1990‑е, помнят многие. Апеллирует к ней и Президент. Тогда в стране готовили толпы юристов, экономистов, которые, получив дипломы, шли работать таксистами и разносчиками пиццы. Да и сейчас после окончания вуза многие выпускники работают не по профилю, резонно замечает Глава государства, хотя на эту проблему внимание он обращал неоднократно. Отсюда и его принципиальная позиция:
— Упаси вас Господь готовить то, что нам не нужно в стране. Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии — это непозволительная роскошь для нашего государства. Что, нам деньги некуда тратить? А если учесть, сколько государство платит, то что это, если не экономическое преступление?
От участников совещания белорусский лидер потребовал объяснить факты уклонения от отработки и, что еще хуже, «договорняки» между нанимателями и вузами:

— Причем на бумаге не подкопаешься. Где ваш контроль? Получается, выпустили и забыли.  
Так дело не пойдет. И напомню: вы не коммерсанты — вы ректоры вузов и мыслить обязаны по-государственному.

Отсюда и государственная задача руководителям вузов — в первую очередь готовить кадры под потребность отечественного реального сектора. Пока же системной работы министерств экономики, образования, труда и соцзащиты, да и губернаторов в этом вопросе не видно, заметил Александр Лукашенко. Правительство, по его словам, также не стало координатором тех процессов, которые происходят в образовании.

Вторая проблема: стремление выпускников получить высшее образование за границей

Это мода или объективный выбор? Такой вопрос Президент адресовал участникам встречи. Ведь, размышляя объективно, шансов реализовать себя на чужбине гораздо меньше, чем дома. Особенно последние годы весьма рельефно показали, что там мы своими никогда не станем. Да и нужно ли нам это? А свои, ответственные, патриотичные специалисты стране необходимы. Александр Лукашенко объяснил эту простую арифметику:
— Надо понимать: кого мы готовим в вузах — это будущая элита государства. Нашего государства. Как вы за них боретесь? Конкретный вопрос, на который я хотел бы услышать конкретный ответ. Конечно, они могут вернуться, эти люди, но с совершенно перевернутым сознанием. 
И почему БГУ, БНТУ, медвузы, БГУИР не являются для наших студентов-вундеркиндов приоритетом для поступления? Или, может, нет такой проблемы? Социологические опросы показывают, что есть. И как вы работаете со школами? Как презентуете себя выпускникам? Как взаимодействуете с предприятиями, которые должны быть заказчиками кадров?


Глава государства также поинтересовался тем, как можно объяснить дефицит кадров по востребованным специальностям:

— По моей информации, целевая подготовка не решает проблему. И для чего мы создавали столько профильных классов, если менее 30 процентов выпускников этих классов поступают по профилю?

Еще одна наболевшая тема — качество учебных программ: своевременно ли их обновляют, внедряются ли новейшие технологии в обучение? Президент ссылается на данные социологических исследований:

— Чуть ли не половина студентов сегодня недовольны качеством образования. Мы опросили и старшекурсников, и первокурсников. Вы чем там занимаетесь? Докладывают, вы не успеваете за технологиями, молодые специалисты доучиваются на производстве. А ведь мы требуем у заказчика гарантировать первое рабочее место. Кому нужны такие «специалисты»? С другой стороны, если специалисты не отвечают запросам заказчиков, то где их, заказчиков, участие в процессе обучения? Почему они не приходят в вузы или не везут своих будущих специалистов к себе на конвейер? Почему производственники сами не идут в аудитории?

Третья проблема: молодежь не слишком охотно идет в науку и преподавание

То, что профессорско-преподавательский состав белорусских вузов за последние пару десятков лет значительно помолодел, — это факт. Но хотелось бы в этой сфере еще больше, по-хорошему, свежей крови. Технологии нынче развиваются стремительно, и порой молодые их подхватывают гораздо быстрее маститых ученых. Они нужны на кафедрах, их явно мало. Глава государства указал:

— А мы при этом еще и позволяем себе разбрасываться высококвалифицированными специалистами. Не думайте — обращаюсь к руководителям вузов, — что на ваш век хватит преподавателей.

Хотя тут с какой стороны посмотреть. Александр Лукашенко уточнил:

— Они могут быть и лишними. И я уверен, Андрей Иванович (Иванец, министр образования. — Прим. ред.), что они будут лишними у вас, когда вы приведете в нормальные чувства те программы, которые сегодня существуют в вузах. Некоторые вузы с советских времен не менялись. Возьмите посмотрите на эти программы.  
И если преподаватели хотят большую заработную плату, как на Западе, ну так надо и работать, как на Западе, — с утра до ночи, особенно молодежь, чтобы заработать.
Как известно, по поручению Главы государства некоторое время назад специальная мониторинговая группа проверяла систему здравоохранения. Очень полезный был опыт для подготовки выверенных управленческих решений. Президент дал конкретное поручение профильному министру:

— Нам надо группу соответствующую, как в здравоохранении, создать и проверить вузы. Надо их встряхнуть. Закостенели до неимоверности. Ректоры некоторые даже на работу не приезжают. На удаленке работают годами…  

До 1 сентября мы должны четко определиться, что будем делать. И если нужно (а скорее всего, нужно будет), встретимся в конце августа после работы той комиссии, которая будет создана и прошерстит все вузы, посмотрит, как и в здравоохранении. Мы подведем итоги и сделаем выводы, с кем дальше будем работать.
Жесткой критике Александр Лукашенко подверг также качество учебников. Эта проблема не единожды поднималась ранее, уже набила оскомину, но в полной мере еще не решена. Особенно в сфере гуманитарных дисциплин, отметил Президент:

— Мне докладывают, что профессорско-преподавательский состав стареет. Но проблема не в возрасте. Мы всегда бережно относимся к наработанному годами опыту и мудрости. Дай бог многим сил и здоровья как можно дольше делиться своими знаниями с молодежью. Если эти знания есть и они совершенствуются у наших мудрых с возрастом преподавателей. Не желтые конспекты трясущимися руками держать на трибуне, а нормальные чтобы были преподаватели. И пусть работают, если они могут работать. Беспокоит другое.  
Хотелось бы видеть достойную смену. Завтра после нас кто будет? Особенно по тем специальностям, в которых остро нуждается наша страна сегодня и есть перспектива в будущем. 
Запомните, пока вы не положите мне новую методику преподавания, новые программы, новые учебники и преподавателей, желающих работать, о зарплате забудьте разговоры. Мы найдем деньги, чтобы заплатить, но дайте качественный результат. Спокойной жизни с сегодняшнего дня у вас не будет. Вы знаете самые современные образцы и уровни образования. Сделайте у себя лучше. Вот и Год качества. Нигде не должно быть самоуспокоенности. Это касается всех и по всем направлениям, прежде всего Правительства.

Четвертая проблема: образование не может быть вне политики

Александр Лукашенко глубоко погружен в тему и, глядя на отдельные доклады, констатирует, что далеко не все уяснили принципиальное требование Президента к системе образования. А оно звучит так:
— Образование никогда не было и не может быть вне политики. Вы не просто даете профессию, вы формируете мировоззрение молодых людей. Скажу прямо: вы первые отвечаете за национальную безопасность и несете ответственность за сохранение суверенитета страны.
В этой связи вспоминается уже знаменитая фраза Главы государства «воспитать патриота может только патриот», произнесенная в Послании белорусскому народу и Национальному собранию в марте 2023 года. Тогда речь тоже шла о задачах для системы образования, и белорусский лидер подчеркивал, что ответственность за сохранение традиционных ценностей (главная из которых — любовь к своей стране) лежит как раз на плечах воспитателей, школьных учителей и преподавателей вузов. К этому Президент обращается и сейчас, задаваясь резонным вопросом:

— Если среди вас до сих пор работают люди, которые не разделяют наши подходы и нашу политику, государственную идеологию, если вы трудоустраиваете вчерашних шатателей «режима», то какие выводы я должен делать о вас? Вопрос для размышления и принятия решений.

А о том, какие могут быть последствия, мы все прекрасно знаем. Достаточно вспомнить август 2020‑го. Обращает на это внимание и белорусский лидер:
— Это ваших студентов, одурманенных западными ценностями, мы видели на площадях в 2020‑м. И многие «смыслы», которые их вывели на улицу, были заложены, к сожалению, в ваших аудиториях.

Пятая проблема: неудовлетворительная идеологическая и воспитательная работа с молодежью

Александр Лукашенко довольно резко высказался в адрес ряда преподавателей, идеологов и молодежных организаций:

— Махровейший бюрократизм! Все для отцепки: и молодежные организации, и профсоюзы, и студенческие советы и прочее! О чем говорить, если отдельные преподаватели, мягко говоря, сами не являются образцами патриотизма. Что мы можем требовать от студентов, если, например, профессор не может или не хочет компетентно ответить им на сложные жизненные, политические вопросы? В такой ситуации никакие концерты, шоу-программы и прочие флешмобы не научат детей искренне любить Родину, уважать старшее поколение, беречь историческую правду.

Ярких мероприятий на уровне вузов, которые бы стали событием и сплотили молодежь, по словам Президента, также не наблюдается. Зато статистики и самоотчетов хоть отбавляй, чего Александр Лукашенко категорически не приемлет. Обращаясь к ректорам, он подчеркнул:

— Вы — интеллектуальный пул страны. В ваших руках сотни тысяч молодых людей. За каждого вы несете ответственность. Мною принято решение о создании Республиканского совета ректоров с такими широкими полномочиями не для того, чтобы он превратился в какой-то дискуссионный, формально-бюрократический клуб. Вы должны были стать локомотивом развития системы высшего образования.


Студентам надо предлагать то, что им нужно

Александр Лукашенко высказался по поводу изучения непрофильных предметов

Учитывая, какое колоссальное внимание уделяется всему сектору АПК со стороны государства и лично Президента, понятно, что сфера сельского хозяйства для нашей страны стратегическая. А поскольку все начинается с кадров, на мероприятии отдельно с докладом выступил ректор Белорусской государственной орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии Виталий Великанов. Он подробно рассказал о развитии системы подготовки кадров с учетом потребностей рынков труда.

Речь идет о целевой подготовке, практико-ориентированном подходе, создании привлекательных условий для работы молодых специалистов. Так, по словам Виталия Великанова, аграрные вузы страны совместно с заказчиками кадров проводят системную работу в этом плане: от профориентации школьников до закрепления кадров после окончания вузов. Впрочем, есть и проблемы.

— В прошлом году на обучение по сельскохозяйственным специальностям в вузы было зачислено 343 выпускника аграрных классов, это около 20 процентов всего лишь. Невысокий процент поступления ребят из аграрных классов требует усиленной работы как от аграрных вузов, так и предприятий-заказчиков с выпускниками и, что особенно важно, с их родителями, — подчеркивает ректор академии.


Важная роль отводится целевой подготовке специалистов, несмотря на то, что процент выполнения целевого приема на сельхозспециальности сегодня невысокий: в 2023 году составил около 44 процентов. Вместе с тем в аграрные вузы было зачислено более 600 студентов.
Для выполнения целевого приема в полном объеме предлагается проводить подбор целевиков, проживающих на территории своего и соседних районов, где располагаются соответствующие предприятия: заключать целевые договоры напрямую с сельхозорганизациями, а не с комитетами и управлениями по сельскому хозяйству. Также назначать доплаты к стипендиям студентам.
Заслушав доклад ректора, Глава государства отреагировал:

— Вы так, Виталий Викторович, бойко выступили. Что, проблем у нас нет в образовании?.. Я к вам приеду. Мы с вами поговорим на месте.

Президент, у которого есть опыт руководителя сельхозпредприятия, обращает внимание на то, что сейчас многие делают упор на условия труда. Мол, надо им создать райские условия: молодежь пришла — «квартиру им, жену или мужа подобрать, а то и детей за них родить, все сделать, зарплату хорошую...»

— Но так не будет. Надо прийти и, героически поработав, все это заслужить, — считает Александр Лукашенко.


Президент отдельно интересовался организацией учебы в вузе тех, кто уже работает в сельском хозяйстве, но хотел бы получить дополнительные знания, развиваться в профессии. По словам Виталия Великанова, такие люди не боятся поступать в академию и зачастую более мотивированы, нежели школьники.

Белорусский лидер в этой связи обращает внимание на такой момент: важно не отпугнуть людей завышенными требованиями или перегруженной образовательной программой, а целенаправленно давать студентам именно те знания, которые им необходимы. А поскольку Президент в свое время окончил сельхозакадемию по экономическому профилю, он поделился своим опытом:

— Это третье уже было образование после политического (первое — историческое. — Прим. ред.). Я осознанно пришел на экономический факультет, потому что я знал, что в сельском хозяйстве мне и нужна будет экономика. Все остальное — растениеводство, животноводство и прочее — я там освою на практике. Я — деревенский.

Однако во время учебы Александру Лукашенко пришлось столкнуться и с куда менее профильными для работы в сельском хозяйстве предметами:

— Статистика на таком уровне! Я, Президент сегодня, вспоминаю — и то думаю: «Зачем это мне было?»  
Поэтому задаю вопрос и предъявляю требования к вашим программам и вижу заведующую фермой, которая поработала немножко после колледжа. Прекрасный специалист, но к вам она не пойдет — она боится вашей программы, она боится учиться в этой академии. Упрощаться не надо. Но надо предложить то, что им нужно.
Белорусский лидер, обращаясь к министру образования Андрею Иванцу, акцентировал, чтобы его требование было услышано.


Конкретные поручения

По итогам состоявшейся дискуссии Александр Лукашенко дал конкретные поручения ответственным лицам и еще раз четко обозначил те задачи, которые в ближайшее время предстоит решать.

Подытоживая сказанное, Президент прежде всего пояснил, почему он так жестко ставит этот и другие вопросы:

— У нас идет смена поколений. Все сидящие здесь рано или поздно уйдут. А кто придет за нами? Не будем ли себя корить, что мы что-то не сделали? Надо всем зашевелиться, встряхнуться! От нас же с вами зависит, что будет завтра в Беларуси…

В этих словах белорусского лидера — ни капли пафоса. Александр Лукашенко наверняка знает намного больше, чем каждый из нас, и отлично понимает, к чему могут привести ошибки власти, бездействие, инертность, коррупция и прочие управленческие «гнойники». Пример Украины недалече.

Вот почему белорусский лидер так настойчиво повторяет истину о том, что лучше «воевать» в поле и у станка, добиваясь наилучших результатов на рабочем месте, чем идти с автоматом в окопы.

— Мы сегодня должны думать, кто придет после нас, — продолжил Александр Лукашенко. — Нам надо для наших детей выстроить нормальную систему и оставить ее. И мы же не умираем. Мы будем смотреть со стороны, будем локти кусать: почему мы этого не сделали, почему не решили. Надо привести в чувства высшую школу. Без этого мы никуда не двинемся.

О сроках решения поставленных задач

Требования Александра Лукашенко по итогам мероприятия, как и сроки решения задач, очень конкретные:
— Все проблемы озвучены, надо их перелопатить, посмотреть. Эта проблема есть — ее надо решать, эта не так прозвучала — в сторону или ставим 25‑й проблемой. Все это по ранжиру выстроить и решить… Спрос будет серьезным. До 1 сентября мы должны на моем уровне собраться. И вы мне должны и показать, и доложить. И учебники, и прочее. Начните с гуманитарного (направления. — Прим. ред.).
Причем принять участие в решении вопросов и организовать весь процесс должны все участники встречи: и члены Правительства, и высшие должностные лица, и ректоры вузов.

О качестве приема и укомплектованности вузов

На встрече Президент поручил еще раз проанализировать качество приема абитуриентов в вузы. Глава государства, в частности, сослался на данные Министерства образования, согласно которым из вузов в прошлом году было отчислено 8 тысяч студентов.

— Это хорошо, что вы не держите бездельников и случайных людей. Но 8 тысяч — это немало. Значит, может, мы где-то недоработали. Как проскочили в вузы эти люди? Если мы что-то неправильно сделали в моменте вступительных экзаменов, давайте откажемся от чего-то, давайте вообще это перечеркнем и вернемся к тому, что было. Но надо еще раз посмотреть, честно и искренне.  
Хороши вступительные экзамены, качество студентов растет — значит, приняли тех, кого надо. Плохо — давайте возвращайте, давайте подумаем, что еще надо сделать.
Александр Лукашенко также предупредил, что в будущем году будет серьезный спрос со всех за прием абитуриентов и комплектование вузов:

— В противном случае зачем ректор нужен? А уже ректор должен закрутить всех. Это же не дело: собираемся и тут друг другу рассказываем, какие у вас проблемы и сложности. Ну вы их решайте на своем уровне. И надо прекратить эту болтовню и всякие разговоры.

О работе с молодежью

В работе с молодежью важен не формальный подход, а реальные интересные мероприятия, подчеркнул Александр Лукашенко:

— Не каждый должен быть в БРСМ. Не каждый там будет, естественно. Не хочет и прочее. Но бороться БРСМ должен за каждого. Но не просто прийти там, сказку какую-то рассказать или затащить силой, а своими мероприятиями. Нормальными, неформальными.

Высказался Глава государства и по поводу работы различных молодежных объединений, будь то на базе БРСМ, профсоюзов, студенческих советов при вузах и так далее:

— Надо, чтобы каждый занимался своим делом. Чтобы дубляжа не было. Определитесь. Вот объем работы со студентами: этот кусок — БРСМ, этот — профсоюз, этот — студенческий совет. Каждому свое. Тогда не будет дубляжа. И вместе они должны работать. Всё это направляет ректор.

О сохранении привлекательности образования

Глава государства всегда ориентирует руководителей на местах отходить от формализма. Требует этого и сейчас. И поясняет свое требование:
— Для меня важно, чтобы мы не потеряли еще и привлекательность белорусского образования. Я жестко ставлю этот вопрос не потому, что у нас совсем плохо. Нет. 30 тысяч обучаются из-за рубежа и платят хорошие деньги. Значит, не все плохо. Но надо встряхнуться, чтобы было лучше. Потому что завтра потеряем тот уровень, который есть.

Об учебниках

Качество учебных пособий — еще одна важная задача, которую необходимо решать. По мнению Главы государства, тех дисциплин, где нужно действительно основательно поработать с учебными материалами, не так много. В точных науках (таких‘ как химия или математика) такой необходимости, как правило, нет.

Александр Лукашенко считает, что подготовку обновленных учебников можно поручить самим ректорам вузов:

— Давайте дадим по учебнику каждому ректору. Пусть он организует написание этого учебника.

Самое важное, на что нацеливает белорусский лидер, чтобы материал излагался понятно и доступно. При необходимости, кстати, можно использовать и отдельные материалы из советских учебников.

О значении науки и образования

Год качества ко многому обязывает. Цели и ориентиры определяются самые амбициозные. И без того далеко не на самом низком уровне, но превзойти себя — это задачка даже не с одной, а тремя звездочками. Как в народе говорят, прыгнуть выше головы. Шутка ли? Глава государства подчеркнул:

— Науке надо уделить первостепенное внимание. Нужно спланировать мою работу в вузах, Академии наук, научных учреждениях, чтобы я прежде всего там побывал.

Президент сделал акцент на том, что ранее его рабочий график больше ориентировался на поля, конкретные предприятия, реальный сектор. Сегодня же многие практические вопросы решены и актуальней стала работа на более высоком уровне.
— Наука — вот что нам надо. Это основное звено, за которое, ухватившись, мы можем вытащить всю цепь. И образование. Поэтому никакого не может быть качества без науки и образования. Надо уделить этому первостепенное внимание.
Глава государства отметил: если необходимо переориентировать в эту сферу деньги, то это надо сделать. С одним существенным условием:

— Но только чтобы были желающие их взять. Просто так никто деньги не даст. Только под конкретный результат. И жесточайший спрос за выполнение.

О борьбе с фейками и дезинформацией

Еще один вызов современности: фейки и дипфейки. Они уже порой подменяют реальную картину дня. Все это идет из интернета, но его объективно не отменишь. Значит, надо действовать тоньше и изящней. И одновременно со всей откровенной прямотой, честно. Правда — лучшее оружие против лжи. Президент рассуждал:

— Интернет (вызовы, которые он порождает. — Прим. ред.) — это еще семечки или цветочки. Искусственный интеллект — как мы будем завтра бороться против этого?

На встрече Ирина Китурко, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, выступила на тему роли высшей школы в воспитании личности и гражданина. Она в том числе говорила о важности диалоговых площадок, прямой работы с молодежью. Глава государства отреагировал:
— Правильно вы сказали — диалоговые площадки. Живое слово. К людям надо идти. У нас управляемая страна, мы можем достучаться до каждого. 
Прийти и опровергнуть то, что они увидят (в сети. — Прим. ред.). В это поле переходит борьба. Там и политика, и финансы. Все будет там. И выборы, и невыборы. Поэтому нам надо готовиться здесь работать.


Но и из реальности уходить нельзя. Отсюда важное уточнение Александра Лукашенко:
— Поэтому надо окунуть молодежь в живую работу. Живое слово — взял повел, и они будут тогда верить тебе. Мы от этого (современных технологий и интернета в том числе. — Прим. ред.) избавиться не можем. Тем более интернет и большое положительное имеет значение. Это огромное подспорье и помощь. Но надо уметь работать прежде всего с молодежью — теми, кто пороха не нюхал. И мы от этого никуда не денемся.
«Диссертации ради диссертаций нам не нужны!»

Острейшая тема — защита кандидатских и докторских диссертаций. Президент не единожды говорил о том, что проходных научных работ нет и быть не может. Иначе какой прок от таких ученых обществу. Особенно это касается докторских диссертаций. Александр Лукашенко убежден: претендент на ученую степень доктора наук должен совершить открытие. Как сегодня с этим обстоят дела?

Александр Гучок.
Председатель Высшей аттестационной комиссии Александр Гучок констатировал некоторые тревожные тенденции в воспроизводстве научных кадров. Например, старение профессорско-преподавательского состава и снижение количества присуждаемых ученых степеней кандидата наук. В то же время руководитель ВАК указал на опасность всяких послаблений в этом плане, подчеркнув, что нельзя открывать дорогу тем, кто не в полной мере соответствует ученым степеням:

— Когда такие люди попадают в научное сообщество, они становятся деструктивными элементами. Что касается Беларуси, у нас ни в вузовской, ни в академической среде таких тенденций нет.

Однако Александр Лукашенко не спешит с выводами. Интересуется, почему же через ректоров и Советы по защите диссертаций проходят работы, которые не соответствуют требованиям для соискателей, и только Высшая аттестационная комиссия ставит им заслон.

— Самые разные причины, каждый случай анализируется отдельно, — ответил Александр Гучок. — Мы принимаем самые радикальные меры, отстраняем экспертов от проведения экспертизы, закрываем Советы по защите диссертаций, в которых были такого рода проблемы. Сегодня ходатайствуем о запрете руководства молодыми аспирантами теми руководителями, которые причастны к прохождению некачественных работ.

— Вы этого прощать не должны, — потребовал Александр Лукашенко. — Лишь бы кандидаты, лишь бы доктора — они нам не нужны. Вы должны жестоко стоять на страже нормативно-правовой базы, которая формирует требования к этим соискателям.  
Никакого здесь послабления быть не должно. Нам не нужны диссертации ради диссертаций. Жесточайший спрос здесь должен быть. «Ах, у нас меньше кандидатов будет!» Ну пускай будет меньше, но это будут настоящие ученые. Точно так, как и доктора наук. Доктор наук — это светило.
Президент поручил министру образования взять на контроль эти вопросы:

— Допустил ошибку ректор — давайте разберемся, ошибка это или умышленное что-то. Будем спрашивать как за ошибку или за что-то другое? Это же их показатель работы.

«Требование у нас одно — качество подготовки»

Важные факты, цифры и предложения из доклада министра образования Андрея Иванца «О принятых мерах по повышению качества высшего образования»

Андрей Иванец.

О системе высшего образования в стране

♦ В настоящее время система высшего образования страны представлена 49 вузами, в которых обучается около 230 тысяч студентов и магистрантов. При этом образовательный процесс обеспечивают свыше 17 тысяч преподавателей, из них 7 тысяч кандидатов наук, 1,1 тысячи докторов наук.

♦ Практически каждый пятый студент — это будущий инженер, каждый десятый — будущий педагог, медик, работник сельского хозяйства.

♦ За последние три года количество выпускников девятых классов, которые поступили в колледжи, выросло с 30 до 50 процентов. В 2023‑м вузы приняли 10 тысяч выпускников колледжей.

О целевом приеме и повышении эффективности подготовки специалистов

♦ Наибольший целевой прием — до 60 процентов — осуществляется по педагогическим, медицинским и аграрным специальностям. Сегодня действует около 11,5 тысячи договоров целевой подготовки, 3,6 тысячи человек набрано в прошедшую приемную кампанию.
♦ Требование у нас одно — качество подготовки. Для этого ужесточены наборы и отработка — не менее 5 лет.
♦ В 2023 году подлежали обязательному распределению 17,3 тысячи выпускников вузов. До первого рабочего места дошли 16 тысяч человек (90 процентов молодых специалистов).

♦ Около 70 процентов молодых специалистов, которые не приступили к отработке, возместили средства. В бюджет направлено 5,7 миллиона рублей.

♦ Сегодня расширена траектория для поступления одаренной мотивированной молодежи в вузы по льготам, без экзаменов. Созданы особые условия для медалистов. Уверен, что и в этом году это даст очень серьезный результат для того, чтобы самые лучшие и самые умные молодые люди остались в нашей стране.

О предложениях по закреплению кадров на местах

♦ Предлагаем кратно повысить сумму возмещения молодым специалистом в случае неотработки по распределению, а в каких-то случаях, может быть, полностью уйти от возможности возмещения затрат за учебу. По отдельным специальностям, возможно, имеет смысл рассмотреть увеличение сроков отработки молодыми специалистами, в том числе и целевиками.
♦ Необходимо определить перспективы развития высшей школы. Важно определить оптимальную структуру подготовки специалистов, исключить дублирование специальностей, а самое главное — каждый вуз должен получить свой профиль подготовки и должен готовить тех специалистов, которых в состоянии готовить.

♦ Проводим полную инвентаризацию открытых в вузах специальностей с анализом взаимодействия с заказчиками и распределения выпускников. Эта работа пока только начата, и впереди предстоит много сделать.

О требованиях к кадровому составу вузов

Вопрос не в количестве кандидатов и докторов наук, а в качестве — насколько профессионально они приходят в аудитории и насколько качественно они работают со студентами. Для этого в вузах развивается не только образовательная среда, но и научная, инновационная сфера.

♦ Активно работают 34 отраслевые лаборатории, которые созданы на базе крупных промышленных предприятий, функционируют 7 научно-технологических парков. В исследовательскую деятельность вовлечены порядка 5 тысяч человек из профессорско-преподавательского состава.

♦ Ежегодно принимается в аспирантуру 500 человек, около 80 — в докторантуру, порядка 150 кандидатских и докторских диссертаций в системе белорусских вузов проходят ежегодно защиту, фактически это каждая вторая диссертация в нашей стране.

♦ С 2024 года открывается центр компетенций, который будет не только выполнять образовательную функцию, но и привлекать молодых ученых для внедрения результатов своих разработок в реальный сектор экономики.

♦ Особое внимание — государственной позиции кадров. Каждый преподаватель, заходящий в аудиторию, должен быть предан своей стране, других подходов у нас нет.

О диверсификации экспорта образовательных услуг

♦ С Китайской Народной Республикой создано 10 совместных научно-образовательных структур, реализуется 40 совместных образовательных программ. На сегодняшний день около 10 тысяч иностранных студентов — это студенты из Китая.

♦ Активно развивается сотрудничество со странами СНГ, преимущественно это Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан.

♦ 7 процентов экспорта образовательных услуг идет в страны Африканского континента. Наряду с традиционными африканскими странами — Нигерия, Марокко, Камерун — развивается сотрудничество с Зимбабве и Экваториальной Гвинеей.

♦ С 2024 года предусмотрен прием российских абитуриентов по результатам ЕГЭ за счет бюджета с последующим распределением на белорусские предприятия. Такие выпускники будут обязаны отработать, как и наши бюджетники, на белорусских предприятиях. Планируется принять около 1000 россиян. В основном это востребованные специальности — будущие инженеры, педагоги, работники сельскохозяйственного профиля.

О возможностях ранней профориентации школьников

♦ С прошлого года вернулась профильная подготовка в 8‑е и 9‑е классы.

♦ Трудовое воспитание является основой. Только в этом году проходят трудовое обучение 30 тысяч школьников по рабочим профессиям, 90 процентов из которых получают соответствующий документ и рабочую профессию.

♦ Ежегодно около 8 тысяч студентов отчисляется из вузов. Половина из них — за неуспеваемость, половина — по собственному желанию. Это говорит о том, что с профориентацией существенным образом недорабатывается.
♦ Сегодня родители хотят понимать не где будет учиться их ребенок, а где он будет работать, какие условия будут для профессионального роста и для его развития.
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ВСТРЕЧИ

Вадим Богуш, ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, председатель Республиканского совета ректоров:


— Для организаций созданы новые возможности отбора целевых абитуриентов и мотивации будущих специалистов к качественной работе еще со студенческой скамьи. Но это требует непосредственного участия заказчика.

На студенческой скамье целевики в обязательном порядке проходят практику в своих организациях, а многие наниматели находят возможность привлечения старшекурсников к работе над реальными проектами. Полагаю, что расширение практики трудоустройства студентов старших курсов на должности профильных специалистов во время работы над дипломом, то есть студентов-выпускников, позволит как вовлечь полностью молодежь в будущий коллектив, так и сформировать у молодого специалиста понимание высокой цены за каждую заработанную копейку и его вклада в общий результат работы.

Важнейший элемент качества нашей работы — это воспитание молодежи, которое строится прежде всего на принципах вовлечения студентов в трудовую профессиональную деятельность, конструктивного общественного взаимодействия, основанного на ценностях патриотизма, семьи, исторического самосознания. При этом действительно сформировываются цепочки оперативного взаимодействия от студента и куратора до ректора, которые позволяют своевременно реагировать на вызовы времени в рамках информационного противоборства.

Ирина Китурко, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы:


— 2020 год показал, что мы недооценили возможности интернет-ресурсов в воспитательной работе. Наши оппоненты нас переиграли, и работа с информационными потоками — это та проблема, степень важности которой мы увидели и осознали. За последние годы университеты существенно расширили свое присутствие в информационном поле. Созданы и продвигаются телеграм-каналы, сообщества в иных социальных сетях. Но существует проблема качества информационного наполнения, и хорошим опытом являются диалоговые площадки, общение со студентами глаза в глаза, где проявляется личность участника. Также перспективным является подход «равный обучает равного». Так, например, в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы действует школа правового просвещения, школа лидера, школа волонтера, академия блогера и другие, в которых студенты — лидеры мнений на своем уровне коммуникации и понятном молодежи языке обучают других студентов. И нашей задачей является распространение этой деятельности в виртуальное пространство.

konon@sb.by

konoga@sb.by

kryat@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter