Почему экзамены ГАИ превращаются в психологическую пытку?

Качество против количества

Ситуация уже набила оскомину: Госавтоинспекция регулярно заявляет о плохом качестве обучения будущих водителей. Мы слышим это из года в год. Главный критерий — ужасающий показатель неудовлетворительной сдачи выпускниками автошкол теоретического и практического экзаменов с первой попытки. Вот и в 2015 году, как заявила Минская ГАИ, почти 80 процентов претендентов на водительское удостоверение не смогли преодолеть планку первого экзамена и отправились на пересдачу. Эта статистика стала еще печальнее в сравнении с 2014–м, когда теорию или практику сразу после завершения учебы не сумели сдать 73 процента курсантов автошкол.


Казалось бы, решение проблемы налицо: надо увеличить количество часов практического вождения, повысить требовательность к профессиональному уровню инструкторов, ужесточить подходы к внутренним экзаменам в автошколах. Беда в том, что все это уже не раз предпринималось в последние годы. И странное дело, курсанты сегодня откатывают куда больше занятий, чем несколько лет назад, Министерство транспорта не устает проверять уровень преподавания в автошколах, ПДД вызубриваются до последней буквы, а сдавших экзамен в ГАИ почему–то все меньше и меньше. У этой ситуации уже появился загадочный привкус неоднозначности.

И загадка здесь, на наш взгляд, одна: почему шагов навстречу успешной сдаче испытаний выпускниками автошкол не делает сама экзаменационная система? Не пора ли упростить ее до той степени, чтобы поход в ГАИ за водительским удостоверением не превращался для людей в непреодолимый психологический барьер? Многие из тех, кто садился за руль учебного автомобиля, хорошо помнят, что сдать экзамен мешало лишь зашкаливающее волнение, которого они не ощущали при обычных занятиях в автошколе. Интернет переполнен историями о том, как экзаменатор, например, предлагал развернуться в месте, где этого никогда бы не сделал ни один вменяемый водитель со стажем. Да, разворот там разрешен, но он просто крайне неудобен. Или о том, будто любого сдающего экзамен специально выводят из равновесия, чтобы он допустил непростительные ошибки... И делается это якобы для того, чтобы вынудить человека раскошелиться на платную пересдачу. Мы в эти слухи не верим, но плодятся они не только из–за чьего–то злословия, но и благодаря чрезмерной суровости существующей системы получения водительских прав.


Каждый автомобилист наверняка сознается, что настоящие навыки практического вождения начал приобретать не в автошколе, а уже после получения заветного удостоверения. Когда робко, не без ошибок, но самостоятельно выехал на дороги общего пользования. К чему же затруднять ему путь к столь необходимому опыту? Вряд ли он приобретет его, бесконечно пересдавая экзамен в ГАИ. Можно возразить, что тут речь идет о безопасности других участников движения. Но ведь и эта проблема давно решена во многих странах. В США, сдав теоретический экзамен, получают так называемые ученические права, действующие два месяца. С ними можно выезжать на улицы для тренировок и при условии, что рядом сидит человек, имеющий полноценную водительскую лицензию. В Великобритании примерно такие же права можно получить просто по почте, заполнив небольшую анкету. И сколько угодно практикуйся с братом, мужем, отцом, не переплачивая за дополнительные занятия с инструктором. В СССР одно время тоже допускалась похожая форма обучения вождению с соответствующим знаком на автомобиле.

Быть может, стоит вернуться к забытому старому? Или допустить хотя бы отдельные элементы подготовки и сдачи экзаменов, принятые за рубежом? Глядишь, заветный процент резко перестал бы выглядеть столь неприглядно...

Отдел журналистских расследований.

Советская Белоруссия № 16 (24898). Четверг, 28 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter