От чего зависит качество белорусских товаров?

Качество имеет значение

Устойчивость экономики и финансового рынка зависит от платежного баланса страны по внешнеторговым операциям. То есть чем меньше валюты мы тратим на закупку импорта и чем больше производим и продаем собственных товаров достойного качества, тем крепче наша экономика, ниже инфляция, тем больше денег в бюджете на социальные программы. Это аксиома. В реальности же Правительству приходится заставлять магазины продавать больше белорусского. Мы уступаем позиции зарубежным конкурентам даже на внутреннем рынке, не говоря уже о внешнем. Что надо сделать, чтобы исправить ситуацию? От чего зависит качество белорусских товаров?

спор 500 (2).jpg

Нужны многоходовые комбинации


Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ: 


Для сокращения импорта крайне важно иметь производство собственной сельхозпродукции и снизить энергопотребление. Этот этап мы успешно прошли. Продовольствие у нас свое, качественное, полезное для здоровья. За счет реализации пяти государственных программ энергоемкость экономики за двадцать лет уменьшилась более чем вдвое. Благодаря своевременной модернизации нефтеперерабатывающих заводов получаем качественное топливо.

Сейчас завершается второй этап. Модернизация деревообработки, цементных заводов, перерабатывающих производств позволит еще больше снизить уровень импорта до приемлемых 15—20 процентов. Это мировая практика. Давно подсчитано: чтобы один вложенный в производство доллар давал 2,5—3 доллара отдачи, импорт не должен превышать более 20 процентов потребительского спроса.

Третий этап импортозамещения будет связан уже с инновационным производством высокотехнологичной продукции, интеграцией в международные производственные и сбытовые цепочки. Это потребует точной прогнозной аналитики по мировым рынкам товаров и услуг. К примеру, пока Западная Европа свертывала большую часть программ господдержки солнечной энергетики, Китай строил заводы по изготовлению солнечных батарей.

Другая проблема сокращения производственного импорта — оптимизация закупок зарубежных технологий, комплектующих и сырья. Для этого необходимо создание национального агентства по закупкам зарубежных товаров на основе научно обоснованных заявок предприятий. Государство и частный бизнес должны научиться выстраивать “многоходовки” взаимовыгодного сотрудничества. Показателен пример Японии, которая в 1949 году столкнулась с трудностями экспорта продукции машиностроения. Цены на нее оказались выше мировых. Причина — высокая стоимость металла, определяемая, как оказалось, дороговизной угля. Тогда Совет по рационализации промышленности с участием ведущих компаний выработал соглашение, по которому машиностроители назвали конкурентную цену металла. Угольщики, изыскав средства, модернизировали свои шахты, и под гарантию металлургов закупать весь производимый ими уголь снизили его цену на 18 процентов. Металлурги также провели перевооружение своих заводов, что в совокупности с подешевевшим углем позволило выйти на приемлемую стоимость продукции. В свою очередь судостроители, получив более дешевый металл, снизили цены на морские суда, а угольщики-импортеры соответственно сократили транспортные издержки. Итог известен. Япония ныне — один из мировых лидеров производства высокотехнологичной, наукоемкой, инновационной продукции машиностроения. Такой стиль взаимоотношений государства и бизнеса вошел в практику под названием “административное руководство”. Он включает также решительные меры по защите и поддержке предпринимательства, от которого в решающей степени зависит и производственный, и потребительский импорт. В Японии и Южной Корее для нужд крупных корпораций работают сотни тысяч малых предприятий, которые специализируются на изготовлении комплектующих. У нас на 15 тысяч экспортеров приходится 15 тысяч импортеров. Это говорит о потенциале малого бизнеса. Если посмотреть на структуру нашего потребительского импорта, то его реальную часть как раз и составляет то, что не производится в стране. Остальное — психологическая составляющая, обусловленная модой, желанием выделиться, похвастаться брендом. Здесь важно все: дизайн, цвет, марка. Все, что быстро меняется и на что может быстро реагировать только малый бизнес.

Для белорусов наладить выпуск национального ширпотреба вполне посильная задача. Грамотные и умелые люди есть, в городах и поселках находится немало пустующих помещений, в которых можно быстро организовать изготовление фурнитуры, дизайнерских вещей, уникальных товаров. Нужно просто передать помещения предпринимателям на год-два без аренды. Для “раскрутки” помочь с кредитами, оборудованием и не терзать проверками. По такому пути шел Китай. Вначале провели реформы на селе, расширили сельхозпроизводство, продукцию которого стали активно экспортировать. Следующим шагом было освоение рынков трудоемкого ширпотреба — изделий из кожи, одежды и обуви. В городах и сельской местности в большом количестве стали появляться несложные трудоемкие производства. В дальнейшем это вылилось в настоящую промышленную революцию: производство велосипедов, автомобильных комплектующих, часов, электроники, мебели. И как венец всего — освоение высоких технологий. Сейчас Китай занимает лидирующие позиции по производству мобильных телефонов, персональных компьютеров, телевизоров.

Важен и позитивный настрой населения на покупку отечественных товаров. В период Великой депрессии в США стал популярным лозунг: “Будучи американцем, покупай американское”. Импорт на государственном уровне был сведен до критического минимума. В Южной Корее во время возрождения послевоенной экономики запретили даже импорт бананов. Покупая отечественное, мы тем самым даем работу, а значит, и благополучие нашим друзьям, родным, близким, делая страну богаче.


Конкуренция как стимул

Евгений Прейгерман, директор по исследованиям ОО “Дискуссионно-аналитическое сообщество “Либеральный клуб”:


Не первый год в стране ведется политика импортозамещения. О том, что она не приносит желанного результата, можно судить хотя бы по тому, что градус напряжения на потребительском рынке то и дело подскакивает вверх. Недавно, к примеру, Министерство торговли пошло на крайние меры, закрыв целый ряд магазинов бытовой техники. Одна из причин — недостаточный ассортимент белорусской продукции на их прилавках.

Лозунг: “Купляйце беларускае!” звучит, конечно, патриотично. На первый взгляд, даже логично: зачем гражданам страны тратить иностранную валюту на покупку зарубежных товаров, если можно купить их белорусский аналог? Мол, и золотовалютные резервы сбережем, и отечественному производителю поможем. Но проблема в том, что за этим лозунгом прячется фундаментальное теоретическое заблуждение.

Экономика — наука о стимулах. Если есть реальный стимул оптимизировать производственные процессы и изготавливать конкурентоспособный товар, то так оно и происходит. И экономические субъекты это делают. Если такого стимула нет, никакие приказы, запреты или лозунги не помогут. Именно поэтому рыночные экономики намного более успешны, чем экономики административные. Рынок сам по себе служит главным стимулом: если хочешь получать высокую прибыль, предлагай покупателю качественный и максимально недорогой товар. Когда же в эту простую логику начинают вмешиваться чиновники, которые пытаются создать тепличные условия для отечественных производителей, то стимулы искажаются. Зачем напрягаться в постоянном поиске самых эффективных производственных и маркетинговых решений, если чиновники все равно защитят?

Это классическая ситуация для экономики, в которой административные методы управления ставятся выше рыночных законов. Так было всегда. Достаточно вспомнить не такой уж далекий опыт Советского Союза. Там тоже с законами экономики пытались бороться административно. Победить в такой борьбе было невозможно даже в те времена, а в современном открытом мире и подавно. Поэтому суть и задача экономической политики государства — создавать правильные стимулы. А административные меры, наподобие действий Минторга, не только не создают таких стимулов, но и оказывают отечественным производителям медвежью услугу.

Продажи — это лишь последнее звено в производственно-сбытовой цепочке (или предпоследнее, если учитывать послепродажное обслуживание). Это лишь айсберг системы. Конкурентоспособность товара начинается не на прилавке магазина. Поэтому совершенно бессмысленно пытаться решать проблему конкурентоспособности отечественной продукции на уровне айсберга: путем санкций против магазинов, предпочитающих вслед за покупателями иностранные товары. С помощью Минторга можно, конечно, здесь и сейчас продать на несколько тысяч единиц белорусских товаров больше. Но что дальше? Как это отразится на качестве и конкурентоспособности наших производителей? А какие побочные эффекты имеют такие решения, в том числе для инвестиционного климата? Правительство стремится привлечь в страну иностранных инвесторов, проводит недешевые инвестиционные форумы в Нью-Йорке и Лондоне, а чиновники Минторга одним росчерком пера сводят на нет все усилия.

Как же исправить ситуацию и повысить качество белорусских товаров? Легких и волшебных сиюминутных решений, к сожалению, нет. Иные лекарства могут быть очень горькими, но без них не обойтись. Экономике необходимо очиститься от тянущих ее вниз неконкурентоспособных производителей. Рано или поздно такое очищение произойдет в любом случае, и лучше не ломать копья, не тратить дополнительных бюджетных средств, не противиться неизбежным законам экономики.

Могут быть разные режимы реализации этих мер. Какие-то административные формы защиты отечественных производителей можно снимать быстрее, какие-то медленнее. В определенных секторах экономики следует быть более осторожными, а где-то уже сегодня надо идти на самые решительные шаги. Однако общее направление мысли и действий должно быть однозначным: отечественным производителям следует самим думать о качестве своих товаров и не надеяться на постоянную помощь со стороны государства. Это самый лучший стимул, который Правительство может предложить экономике. Ведь единственный способ узнать и одновременно повысить реальную конкурентоспособность товара — поместить его в по-настоящему конкурентную среду. Иного в человеческой системе координат не дано.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter