В Союзном государстве могут появиться единые правила защиты прав потребителей

Качай права

В Министерстве экономики Беларуси в режиме конференц-связи обсудили подходы к определению единых правил защиты прав белорусских и российских потребителей. Участники встречи — заместитель Госсекретаря Союзного государства Владимир Амарин, представители Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Минюста Беларуси, Минэкономразвития России, Роспотребнадзора и Минюста России — решали, каким двусторонним нормативным актом должны быть утверждены единые правила в области защиты прав потребителей. Пришли к выводу, что необходимо заключение отдельного межправительственного соглашения.

Покупатель должен знать свои права.
СЕРГЕЙ КУКСИН

Сегодня в России права потребителей подробно прописаны в отдельном законе. Так, каждый гражданин имеет право обменять или вернуть непродовольственный товар продавцу, если посчитает, что у товара «неправильные» габариты, форма, фасон, расцветка, комплектация. Граждане Беларуси при покупке в России товаров или получении услуг также в полной мере защищены законом о защите прав потребителей, говорит глава Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.

— Весь вопрос в юрисдикции — в российском или белорусском суде защищать свои нарушенные права. Я бы рекомендовал выбирать российскую юрисдикцию и идти таким путем: сначала оформляется протокол об административном правонарушении. А потом уже с требованием моральной или материальной компенсации вместе с организацией по защите прав потребителей или с помощью какой-либо адвокатской конторы защищать свои права, — резюмировал он.

Что же касается возможности вернуть не соответствующий требованиям товар, то стоит знать, что так можно поступить не всякий раз. Предметы личной гигиены, бытовую химию, обручальные кольца, животных и растения обменять в магазине не получится.

Важно знать, что все это действует для офлайновых покупок, то есть если вы лично пришли за покупкой в магазин. Если товар приобретен в онлайн-магазине, то вышеприведенный список отказов уже не действует. Еще вот о чем должны помнить покупатели: на возврат покупки дается до семи дней.

Важный момент в защите прав потребителей касается гарантийного срока службы товара. Многие считают, что за пределами этого срока защита заканчивается, однако так бывает далеко не всегда. Если вы сможете доказать, что телевизор, допустим, имеет срок службы три года при гарантийном сроке в один год, то поломка телевизора на втором году эксплуатации должна, по идее, привести вас сначала к ремонту. А если производитель в своих официальных мастерских с этим не справится за 20 дней, то после этого уже можно требовать возврата денег. Кстати говоря, если телевизор весит больше пяти килограммов, то его вывоз и доставка обратно осуществляются за счет производителя.

Своевременность доставки товара тоже регулируется законом о защите прав потребителей. Так, если вам доставили покупку на сутки позже указанного в договоре срока, то можно смело требовать компенсацию — 0,5 процента от стоимости купленной вещи.

Еще одна норма, защищающая потребителя в России на законодательном уровне, касается навязывания дополнительных товаров и услуг. Особенно часто это случается при покупке товара в кредит. Так вот, стоит знать, что страхование жизни при ипотеке является дополнительной услугой, причем совершенно не обязательно выбирать предложенную банком страховую компанию, услуги которой часто бывают дороже средних по рынку. На одобрение кредита наличие или отсутствие страховки не влияет.

Кстати говоря, граждане России становятся все более «законодательно грамотными» потребителями: суды в 2022 году удовлетворили 85 процентов требований граждан по искам о защите прав потребителей. Об этом в начале 2023-го отчитался председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. На совещании председателей республиканских, краевых, областных, арбитражных и военных судов по итогам работы судебной системы России в 2022 году с участием Пре­зидента Вячеслав Лебедев особо отметил: «По этой категории дел судебной практики реализуется принцип полного возмещения убытков, причиненных потребителю».

Если человек купил некачественный товар, который у него отказываются принять обратно, или ему навязали услугу, то единственная дорога — в суд, констатирует глава Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин:

— Проблема в том, что сфера услуг у нас сегодня только развивается. И тем потребителям, которые в судебном порядке доводят тяжбы с производителями товаров и поставщиками услуг до конца, формируя ту самую статистику в 85 процентов удовлетворенных исков, можно только поаплодировать и искренне восхититься их настойчивостью в желании доказать свою правоту.

Здесь тоже немало нюансов. В основном они связаны с низкой юридической грамотностью населения и высокой стоимостью услуг юристов.

Тарас ФОМЧЕНКОВ.

taras@rg.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter