Кабины за дверями нет?..

Почти  9000  лифтов  работают  сверх  нормативного  срока,  но  к  2015  году  процесс  их  старения  остановят

Почти  9000  лифтов  работают  сверх  нормативного  срока,  но  к  2015  году  процесс  их  старения  остановят 

Комфортный, вертикальный, быстрый, опасный — лифт. Как и любая другая машина, он имеет свой срок службы, нуждается в ремонте и не прощает невнимательного к себе отношения. В лучшем случае пассажиру придется 15—20 минут просидеть в тесной кабине где-нибудь между седьмым и восьмым этажом. Или вернуться домой с синяком на руке. В худшем… 

2003 год стал воистину черным для отрасли подъемных сооружений Беларуси: сразу три несчастных случая, в которых погибли люди. Сначала в жилом доме по улице Казинца лифт насмерть зажал выпившего мужчину. Затем в 9-й столичной больнице при попытке освобождения погибла застрявшая пациентка. И наконец, трагедия в общежитии технологического университета на Белорусской: студент вызвал лифт на 7-й этаж, тот пришел и раскрыл двери. Парень шагнул – и камнем полетел в шахту. Кабины за дверями не было… Позже выяснилось, что короткое замыкание реле произошло из-за технического состояния лифта – он уже несколько лет работал сверх норматива. В том же году в республике приняли первую программу по замене лифтов, которые отслужили свой срок – 25 лет.  

— Из 30 тысяч 759 пассажирских лифтов страны без малого 9 тысяч откатали по четверти века. Это не значит, что они сразу же выходят из строя или начинают «чудить». После соответствующих проверок, испытаний и модернизации они в состоянии проработать еще лет 10—15. Далее балансодержатель должен всерьез задуматься, на что он вскоре заменит «ветерана», — рассказывает «Р» Алексей Щеглов, начальник управления по надзору за подъемными сооружениями Госпромнадзора МЧС. – В 70—80-е годы Беларусь покупала по 1000 лифтов в год. Большинство из них было отечественного производства. «Могилевлифтмаш» уже в те времена —  крупнейший сборочный цех Советского Союза. Небольшие партии привозили также из Узбекистана, Венгрии, Болгарии, Польши и Германии. Именно с этими лифтами сейчас много проблем: надо делать капремонт, а детали давно не выпускаются… При всем своем качестве, надежности и комфортности именно они – первые в списках на замену. 

Чтобы решить проблему с обновлением старого парка за 10 лет, нужно ежегодно покупать по 900 лифтов. Так записано в программе. Но лифт – дорогое удовольствие. Пока что получалось менять по 400—450. Процесс старения, увы, продолжается… 

— Чем более возрастной лифт, тем хуже он выполняет команды пассажира. Тем чаще отказы и возможный риск. Кнопки не срабатывают на нажатие, остановка не точна, двери не закрываются, кабину клинит в шахте – за таким механизмом нужен ежедневный контроль, — говорит Алексей Щеглов. – Будем справедливы: помогают им поскорее отправиться на «пенсию» и сами жильцы. Только в 2007 году в Беларуси сожгли 15 лифтов. Число машин, искореженных и выведенных из строя вандалами, растет как на дрожжах. 

Самый старый лифт в Беларуси демонтировали два года назад в оперном театре. Объект стал на реконструкцию, инженеры начали смотреть и — удивились: в его техническом паспорте стояли немецкие печати освидетельствования. Подъемный механизм с 65-летней историей проверяли на исправность даже в военное время. 

…Сейчас это делается каждый день. С Валерием Костелеем, электромехаником по лифтам ОАО «Лифтсервис», мы идем в девятиэтажку по Корженевского, 33 (к. 2). Третий подъезд, верхний этаж, железная дверь – и мы в машинном помещении. Именно здесь находятся «мозг» и «руки» новенького могилевского лифта грузоподъемностью 400 килограммов. Станция управления и редуктор подъемного привода – вот то, благодаря чему мы с такой легкостью путешествуем между этажами. 

— Хочу развеять растиражированный миф: мол, если оборвется стальной канат, лифт рухнет в шахту. Это невозможно в принципе: во-первых, потому, что канатов три, а запас прочности — восьмикратный. Во-вторых, в системе предусмотрены ограничители скорости и ловители, которые заблокируют кабину при малейшем отклонении от заданных параметров движения, — показывает Валерий. – Но даже при таких гарантиях безопасности каждое утро мы проверяем лифты во всех подъездах этого дома и еще 184 на своем участке. Раз в месяц – детальный техосмотр всех узлов. В конце года – итоговая проверка и испытания в присутствии инспектора Госпромнадзора МЧС. Они длятся целый день и охватывают все: от машинного отделения лифта до его приямка. Цепи безопасности, канаты, посадка на ловители… Отметку об исправности в техпаспорт поставят только после всех тестов.               

Корженевского, 31. Еще один дом и еще один могилевский лифт: в эксплуатации 34 года. Кабина черна от надписей-иероглифов, следов зажигалок и наклеек. Схема устройства практически не отличает его от собрата из соседнего дома. Но вот «начинка» их рознится, как «запорожец» и «мерседес» Е класса. Там платы, здесь – пыльные реле... 

— И старые, и новые лифты в 2004 году подключены к единому комплексу диспетчерского контроля. Чувствительные датчики позволяют оператору видеть на мониторе движение всех подъемных механизмов на участке Ландера—Казинца—Корженевского и даже слышать, что происходит в кабинах. Все это дает возможность быстро связываться с пассажирами и оперативно приходить им на помощь, — объясняет Валерий Костелей. – Самая массовая поломка, на которую приходится выезжать, – перегруз. Особенно в праздники, когда освобождаем из лифта по 7—8, а то и 10 человек… Лифты нового поколения, которые с прошлого года выпускает могилевский завод, смогли решить главные проблемы последнего десятилетия. У них плавный ход и повышенная точность остановки, пониженные шумность и вибрация, индикация перегрузки и совершенная микропроцессорная станция управления.  

Но самое главное — они с легкостью берут в кабину на несколько пассажиров больше, чем обычные, оснащены качественным переговорным устройством и имеют металлическую отделку купе. Так что даже самому махровому варвару теперь придется изрядно поднатужиться, чтобы отправить в нокаут этот высокотехнологичный «сейф».   

Прямая речь 

Михаил КОЛОСОВ, начальник отдела экс­плуатации жилищного фонда Министерства жилищного хозяйства Беларуси: 

— Надо понимать, что лифт – это не маршрутный автобус, где пассажиры каждый день отчисляют деньги на его амортизацию. Новый лифт с установкой сегодня стоит более 65 миллионов рублей, и тех средств, которые жильцы подъезда оплачивают по жировкам, хватает только на треть его стоимости. Остальную часть вносит государство…Этот год обещает стать переломным в программе обновления лифтового хозяйства Беларуси. Если в 2007 году мы закупили 460 единиц, то в планах на этот – уже 728. В ближайшее время планируем выйти на отметку 1000 лифтов в год и к 2015-му году полностью снимем нынешнюю проблему «старения».   

Кстати 

Всего в Беларуси сейчас насчитывается 35 297 лифтов. 3854 из них – грузовые, 855 – больничные. Остальные – пассажирские. На балансе
РУП «Беллифт» находится 16 500 лифтов, ОАО «Лифтсервис» — 7500, ЗАО «Гомельлифт» — 3500.    

На снимке: Валерий КОСТЕЛЕЙ: «Как и любая другая машина, лифт имеет свой срок службы, нуждается в ремонте и не прощает невнимательного к себе отношения». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter