Кабаны-разбойники.

По земельному участку Иосифа Жуковского из деревни Заверье Браславского района будто бы прошла маршем рота солдат. — Кабаны совсем обнаглели, — сетует он и показывает глубокие следы копыт. – 22 сотки картофеля уничтожили. Специальная комиссия в составе представителей райисполкома, землепользователей и арендаторов охотничьих угодий на месте оценивает ущерб. Уничтоженный урожай, расходы на семена, удобрения тянут на два миллиона рублей…

По земельному участку Иосифа Жуковского из деревни Заверье Браславского района будто бы прошла маршем рота солдат.

— Кабаны совсем обнаглели, — сетует он и показывает глубокие следы копыт. – 22 сотки картофеля уничтожили.

Специальная комиссия в составе представителей райисполкома, землепользователей и арендаторов охотничьих угодий на месте оценивает ущерб. Уничтоженный урожай, расходы на семена, удобрения тянут на два миллиона рублей…

Потравы сельхозкультур дикими кабанами – проблема номер один в сельском хозяйстве Браславского района. В 1995 году здесь был создан Национальный парк «Браслав­ские озера». С тех пор клыкастые расплодились в невероятных количествах. По официальным данным Нацпарка, на 1000 га охотничьих угодий приходится 13,6 кабана (при норме 3,2). Всего более тысячи голов. Прожорливы до нахальства: едят картофель, кукурузу, пшеницу, овес, ячмень, даже лен… Секачу ежедневно надо примерно 30 килограммов корма.

У пенсионерки Терезы Жарковой та же беда. После визита лесных «разбойников» в земле пропало более 400 килограммов картофеля. Это 10—12 мешков, то есть годичный запас бульбы для семьи из 3—4 человек…

— Порохом эту заразу гнать надо, — гневается бывший охотник Даниил Волчек. – Другие средства не помогают. Когда приходит стадо из 40 голов, толку нет от пугал, колючей проволоки, жестянок. Даже изгороди высотой в метр дикам нипочем…

Но порохом нельзя. Пару лет назад «потрошители» огородов настолько достали местных жителей, что те попросили столичных гостей пальнуть из ружья. О факте узнала специальная инспекция Национального парка. Пришлось заплатить астрономический штраф – по 6 миллионов рублей за каждую кабанью голову.

Сельчане догадываются, кому в районе выгодно разводить кабанов. Пользователям охотугодий приятно удивлять иностранных гостей обилием зверья в здешних лесах. Чем больше кабанов, тем интереснее охота. И доходы от таких туров большие. Вот только у сельчан и сельхозорганизаций одни убытки. Нередки случаи отказа от возделывания земельных участков. Например, в Слободковском сельсовете ежегодно по этим причинам зарастает бурьяном до 50 га. Кому предъявлять претензии?

— Национальному парку «Браславские озера», — считает Петр Урбанович, заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Браславского райисполкома.

Он ссылается на Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденные 8 декабря 2005 года Указом Президента Республики Беларусь. Там сказано, что ущерб, причиненный в результате уничтожения или повреждения охотничьими животными сельскохозяйственных культур, возмещается пользователем охотничьих угодий. В данном случае – Национальным парком.

А ущерб немалый. В этом году в районную комиссию по потравам, которую возглавляет Петр Климентьевич, поступило около 80 сообщений от сельчан. Потравлено 22 га посевов. В сельхозорганизациях лесными «гостями» повреждено 6340 га: 3861 га зерновых и зернобобовых культур, 1435 га кукурузы, 130 га картофеля. Общий ущерб более двух миллиардов рублей. Эта сумма сравнима со стоимостью 24 новых тракторов МТЗ-1221. Подсчитав убытки, Петр Урбанович намерен обращаться в Высший хозяйственный суд Беларуси с иском к ГПУ Национальный парк «Браславские озера».

— Но что деньги? Не для того мы вели сев, чтобы потом покупать готовую продукцию, — говорит Петр Климентьевич. – Проблему эту следовало решить намного раньше. Райисполком обращался с конкретными предложениями в ряд министерств и ведомств, Витебский облисполком. Эффекта мало. Нам пишут: «Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты не могут иметь исключений для отдельно взятого района республики. Приходилось даже слышать упреки, что мы, дескать, на кабанов списываем недобор урожая. В этом году хозяйства района потеряли 4—5 центнеров с гектара зерновых. Вина тому – сухой июль и проливные дожди августа. Эти цифры мы открыто признаем.

Как можно повлиять на ситуацию? Предлагается резко сократить количество диких кабанов в районе (другие меры борьбы с потравами доказали свою неэффективность). По подсчетам Петра Урбановича, в 2006 году надо довести лимит добычи дикого кабана в охотугодиях района до 800 голов (в прошлом году, для сравнения, было добыто 486 голов). Для этого не обойтись без изменений в правила охоты. Требуется, в плане исключения, разрешить в районе охоту на диких кабанов во все дни недели, продлить сроки загонной охоты до
15 января 2007 года, а с 15 декабря по 15 января разрешить добычу диких кабанов с подхода. Логично и предложение — снизить стоимость охоты (сегодня охотничья лицензия стоит 620 тысяч рублей, путевка 11 тысяч).

Все эти предложения я озвучил Петру Ситникову, начальнику отдела охраны животного мира, водоемов и охотничьих хозяйств Национального парка «Браславские озера». Он согласен, что численность дикого кабана надо срочно сократить. Но подчеркивает:

— Сам по себе Национальный парк «Браславские озера» не может внести изменения в правила охоты. Да и не хватит у егерей возможности до конца года добыть 800 голов. Решения должны приниматься на высоком уровне. На мой взгляд, нужно срочно собрать комиссию из представителей Министерства лесного хозяйства, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси, Управления делами Президента Республики Беларусь. Сесть, обдумать и решить. Что касается судебных исков в нашу сторону, то мы все примем к рассмотрению. Надо еще доказать, были ли приняты землепользователем надлежащие меры для предотвращения потрав.

 

Компетентное мнение.

Владимир Тышкевич, заведующий сектором охотоведения и ресурсов охотничьей фауны Института зоологии Национальной академии наук Беларуси, кандидат биологических наук:

— Кабаны по своей природе почти безразличны к звукам. Секрет, как ни странно, в пятачке. Единственное, что может их отпугнуть (помимо ружья и огня) – это резкие запахи. В Польше, например, с нашествиями диких кабанов эффективно борются при помощи репеллентов «Стоп-кабан». Кстати, ситуация с потравами на Браславщине мне хорошо знакома. Во многом она обусловлена мелкоконтурностью полей (средний контур поля 4,5 га – Н.Г.). Считаю, что большую «лепту» в проблему вносят кабаны-эмигранты из Латвии и Литвы, где вдоль границы заброшены поля. Свиноматки из тамошних лесов начиная с мая приходят в Беларусь нагуливать жир и вскармливать потомство.

 

 

 

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter