Что ждет моду на «эко-», «био-» и «органик-» продукты?

Кабачок с приставкой «био-»

Что ждет моду на «эко-», «био-» и «органик-»  продукты?
Наша страна уже давно завоевала репутацию надежного поставщика продовольствия, а по некоторым экспортным позициям мы даже входим в число лидеров. Например, по сырам мы занимаем третью строчку в мире, по молоку — пятую. При этом стоит понимать: речь идет о сельском хозяйстве традиционного формата. Когда речь заходит об органическом фермерстве, нашим сельхозпроизводителям сказать особо нечего. Несмотря на огромный спрос на «чистые» продукты во многих регионах планеты, в Беларуси наберется лишь с десяток энтузиастов, возделывающих свои земельные наделы вовсе без применения химии.



Мода на «эко-», «био-» и «органик-» уже давно захлестнула развитые и развивающиеся страны, в некоторых государствах предложение сильно отстает от спроса. Не смущают потребителя и высокие цены на экологически чистое продовольствие, которое дороже обычного минимум на треть. Эксперты ожидают, что мировой рынок органических продуктов к 2020 году превысит 200 миллиардов долларов. Согласитесь, сумма впечатляющая. Ежегодно наша страна экспортирует сельхозпродукцию в среднем на 5 миллиардов долларов. «Зеленые» аграрии мечтают: если бы в Беларуси органическим земледелием занимались на должном уровне, то эта цифра могла бы серьезно увеличиться. Пока же фермерам приходится довольствоваться малым: лишь четверо из них в прошлом году начали сертификацию своей продукции по европейским экостандартам. А всего в стране отведено под такое сельское хозяйство только 400 гектаров. Основных причин, которые, по мнению сельчан, тормозят развитие у нас подобной деятельности, несколько: отсутствие нормативной базы и финансовой поддержки, проблемы с торговыми сетями, слабая информированность и заинтересованность со стороны покупателей.

Организатор и руководитель крестьянского фермерского хозяйства (КФК) «ДАК», специализирующегося на производстве козьего молока и продукции из него, Дмитрий Крылов с сожалением признает: производство органических продуктов у нас в стране не развито. Сегодня фермеры больше всего ждут, когда же появится соответствующее законодательство, речь о котором ведется не первый год.

— Нам нужны четкие правила игры на внутреннем рынке, — поясняет фермер. — Сегодня только ленивый производитель не указал на своей этикетке, что продает биокефир или биосметану, например. Мы же требуем не вводить покупателя в заблуждение и убрать пометки «био», «эко», «органик» с тех товаров, у которых нет подтверждающих их органичность и безопасность сертификатов. Чтобы выпускать биопродукцию, для начала нужно сертифицировать земли, на которых выращивается сырье, а потом уже получать документы на готовую продукцию.



В хозяйстве Игоря Хващевского «Верми Экопродукт», которое расположено на площади в 20 га в Сморгонском районе, европейский сертификат, позволяющий экспортировать продукцию в Евросоюз, имеется лишь на 4 гектара. Казалось бы, можно было бы наладить прибыльный бизнес. Однако, по словам фермера, это сделать очень непросто:

— С нашими объемами почти невозможно выйти на европейский рынок. А для того, чтобы увеличить объемы производства, нужна специальная техника. Аграриям, которые занимаются традиционным сельским хозяйством, гораздо легче: они используют химические средства защиты, им проще, дешевле и быстрее вырастить те же овощи кондиционного вида.

Пока фермер сотрудничает с одним из специализированных интернет-магазинов, который реализует его экопродукцию. Продавать овощи, фрукты или молоко, которые действительно можно считать органическими, в торговых сетях для таких энтузиастов невыгодно. По словам хозяйки КФК «СидСад» Елены Сидоровой, ее плодово-ягодная продукция, выращенная на чистых землях, сейчас стоит столько же, сколько традиционная. А для того, чтобы начать продавать хотя бы одну товарную позицию на полках супермаркетов, фермерам придется раскошелиться.

— Сегодня наши продукты становятся просто нерентабельными. Чтобы войти в сети, нужно много денег: для начала необходимо создать особые технические условия — для тех же овощей затраты на одну позицию начинаются от 6 миллионов рублей. Еще в три миллиона обходится декларирование. Итого 9 миллионов рублей только за то, чтобы мы могли начать реализовывать свои яблоки или голубику. При наших небольших объемах и скудном ассортименте это просто разорительно! — разводит руками Елена Сидорова. — А покупателю хочется широкого выбора товара, но мы его пока не можем предложить. Это на Западе человек приходит в магазин и может купить весь необходимый набор продуктов на тот же суп. А у нас что? Кому нужна одна экокартошка, если рядом нет таких же кабачков, моркови или лука?

Правда, дело не только в ассортименте. Связываться с экопродукцией магазины не хотят еще и по другой причине: как правило, ничем не обработанные овощи, фрукты или зелень быстро портятся, а молоко «мягкой» пастеризации на полке месяц не простоит. Срок реализации у такой еды обычно составляет 48 часов. Для торговой сети есть определенные риски, что покупатели не раскупят весь ассортимент. Кроме того, многих не устраивает цена, которая выше, чем на аналогичную продукцию, выращенную по традиционной технологии. К тому же и товарный вид у экопродуктов зачастую менее привлекательный.

Получается, с какой стороны ни посмотри, органическое сельское хозяйство остается невыгодным: больших барышей оно не принесет ни аграриям, ни ретейлу. Только пользу здоровью. Именно поэтому фермерам так нужен долгожданный закон. Они верят, что с его принятием все может поменяться.

КОМПЕТЕНТНО

Дмитрий КЛЕГА, замначальника управления агропромышленного комплекса Минэкономики:

— В проекте программы социально-экономического развития на ближайшие пять лет планируется определить одним из перспективных направлений АПК органическое сельское хозяйство. В 2016—2017 годах ожидается принятие закона о производстве и обращении органической сельхозпродукции. Сегодня мы активно защищаем эту тему, так как видим в ней механизм повышения доходов аграриев, престижности сельского труда, а также роста экспорта.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter