К врачам пришли помощники

11 часов дня. К одному из кабинетов участкового 34–й поликлиники Минска подтягиваются пациенты...



11 часов дня. К одному из кабинетов участкового 34–й поликлиники Минска подтягиваются пациенты. У каждого — свои недуги. Кому–то скрутило спину, у кого–то — давление зашкаливает, другие — с банальным ОРВИ. В общем, каждому нужно показать свои болячки специалисту. И никого, по сути, не смущает, что прием ведет не врач–терапевт, а его помощник, Илья Янович. За те пару лет, что молодой фельдшер работает на этом участке, к нему попривыкли. Иначе как доктором не называют, внимательно выслушивая все указания и полностью полагаясь на его компетентность. 

Впрочем, и двое других помощников врача здесь тоже на хорошем счету. На таких новых для нашей страны специалистов как на правую руку участковых терапевтов последнее время делает особую ставку Минздрав. По сути, средний медперсонал сегодня берет на себя роль своеобразного фильтра и до 40 процентов фронта работы: проводит первичный осмотр, назначает лекарства, отправляет на анализы... В результате терапевт понадобится далеко не каждому пациенту. Некоторых помощники врачей курируют до полного выздоровления, пока сами доктора разбираются в более запутанных историях болезни.

ДИПЛОМ НА ДОЛЖНОСТЬ НЕ ВЛИЯЕТ

— Вот днем еще ничего, а ночью спать просто невыносимо, такая боль, — жалуется очередная пациентка Илье Антоновичу.
Тот тем временем изучает, какие лекарства были назначены, параллельно звонит в регистратуру, чтобы записать на прием к неврологу. Спустя некоторое время, после того как невролог определит тактику лечения, пациентка снова придет к Илье Антоновичу для так называемого динамического наблюдения. В общем, по статистике и подсчетам, которые проводили в поликлинике, лишь 14 человек из ста нуждаются в консультации специалиста с высшим образованием. 

С проблемами остальных полностью справляются помощники. По словам главного врача 34–й центральной районной поликлиники Минска, председателя Белорусской ассоциации врачей Дмитрия Шевцова, это здорово помогает разгрузить докторов:
— Но важно еще понимать, кого ставить на должность помощника врача. Когда эксперимент только начинался, мы проводили опросы среди медсестер: около 85 процентов из них были готовы самостоятельно работать. Но вот как выйдет на практике? Хотя, когда мы все–таки подобрали специалистов на эту должность, сразу поняли — они могут чуть ли не полностью взять на себя функции врача. Потому что у них уже был опыт работы: у Ильи Яновича — на «скорой», а у его коллеги Лилии Бобровой — в фельдшерском пункте.

Конечно, изначально в комитете здравоохранения Мингорисполкома планировали, что помощники будут работать в связке с врачами, а никак не самостоятельно. Но они показали, что прекрасно справляются! Вот поликлиника и предложила их полномочия расширить. Так что теперь правая рука терапевта официально может и назначать лечение в рамках своей компетенции, и выписывать рецепты, и проводить иммунопрофилактику, и заниматься патронажем пациентов на дому, и, и, и...

ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ

И это правильно: к врачу, если понадобится, пациент пойдет уже подготовленный. И специалисту не нужно будет тратить время и уточнять, когда сдавались анализы или, к примеру, снималась кардиограмма. Достаточно изучить готовые результаты и вынести вердикт. Сколько времени экономится! Естественно, пока работу врачей и их помощников курируют заведующие отделением. Но эксперимент определенно оправдывает себя: недавно в 34–й поликлинике провели опрос среди пациентов — 73 процентам пришлась по душе новация. Но самое, по сути, важное — то, что качественная медицинская помощь стала для людей доступнее. Не этого ли наша система здравоохранения стремится добиться? 

С учетом того что врачей, увы, не хватает, их помощники — этакая палочка–выручалочка. С рациональной точки зрения кто, скажем, должен навещать больных на дому? Именно помощники врача, считает Дмитрий Шевцов. Ведь как ни парадоксально, на дом докторов вызывают чаще всего просто для того, чтобы... выписать рецепты. Мол, тянуться в поликлинику лень, да и времени нет, пусть лучше врач лично придет. Но как специалисту разорваться?! И как бороться с такой, иначе не скажешь, наглостью пациентов?

Дмитрий Шевцов уверен: пришла пора учить население обращаться за помощью к специалистам только тогда, когда это действительно нужно. И приводит пример работы коллег со всего мира. В Америке, допустим, считается, что первичный контакт с врачом — это слишком расточительно для системы здравоохранения. Сначала — осмотр у медсестры, и только в экстренных случаях — к доктору. Да и в Скандинавских странах медсестра направляет к специалисту, только если сама не справляется. К слову, в Швеции в течение 25 лет проводилось реформирование системы здравоохранения. И если у нас на одного пациента приходится в среднем 11 посещений врача в год, то у них — 3,5. Как этого добились? А предложили платить за визит к медсестре и врачу — копейки по их меркам, но все же. 

Если же пациент хроник и за непродолжительное время уже вложил в свое здоровье определенную сумму денег — вся последующая медпомощь оказывается абсолютно бесплатно. Так вот, количество ненужных визитов к врачам сократилось в разы! «Профессиональных пациентов», плетущихся в поликлинику просто ради того, чтобы померить давление и пообщаться с медперсоналом, заметно поубавилось.

Прижились бы подобные меры у нас? Дмитрий Евгеньевич считает, что эксперименты имеют право на жизнь:
— Скажем, почему не предложить нашим пациентам платить за талон, который им выдается в регистратуре? Как в транспорте — полторы тысячи за проезд. Конечно, эта сумма и близко не покрыла бы всех расходов на обслуживание. Но... Зная, что придется заплатить эту копейку, многие бы задумались. С другой стороны, на вырученные деньги мы смогли бы приобрести качественное оборудование, поднять зарплату персоналу. Подсчитать просто: в нашей поликлинике обслуживается в среднем тысяча человек в день. То есть в месяц можно было бы заработать более 31 миллиона. А в год — 378 миллионов. Но это всего лишь мои мысли. Реформировать систему здравоохранения нужно очень тонко, поэтапно. Чтобы ни в коем случае не наломать дров.

***
Как бы то ни было, помощники врача уже сегодня решают проблему очередей, которая еще вчера казалась трудноразрешимой. Сейчас за Ильей Яновичем закреплен целый участок — почти 2 тысячи человек. А с осени в поликлинике будут работать пять таких специалистов. И это, похоже, только начало тенденции. Уже в нынешнем году в средних специальных учебных заведениях начнут готовить помощников врачей целенаправленно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter