К вопросу о бизнес–климате

О бизнесе...
В Москве недавно прошло заседание в Консультативном комитете по вопросам предпринимательства Евразийской экономической комиссии. В нем приняли участие и представители белорусских бизнес–кругов. Вернулись с некоторым удовлетворением. Их взгляд на один из самых чувствительных на сегодня вопросов — о техрегламенте на продукцию легпрома — воспринят. Какое последует решение?

Бизнес–климат на просторах Единого экономического пространства постепенно должен стать примерно одинаковым. Не это ли одна из главных целей интеграции? Рассуждая о таможенной тройке, люди сведущие ставят во главу угла экономику. Общую, с объективно крепкими связями, но все еще неодинаковую, если сравнивать страны между собой. Условия регистрации бизнеса, уровень налоговой нагрузки, торговые правила — различий пока хватает. Могут ли экономики без всякой притирки стать на единые рельсы? Очевидно, на это требуется некоторое время.

А вокруг жизнь кипит. Белорусские предприниматели–торговцы караванами гоняют за товаром в сторону российской столицы. И мысленно приближают начало ноября, когда Госстандарт начнет проверять их обувь–одежду на соответствие техрегламенту Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности». Напомню, многим его требования показались чрезмерными. Говорят, не готовы проводить сертификацию всего ассортимента. Это дорого, затраты взвинтят цены. А кому охота покупать джинсы за миллион? С основными доводами мелкого бизнеса могу согласиться. Но вот в просьбе о чисто механическом переносе срока действия документа на год большой логики не вижу. Год пролетит. И что? Опять будем не готовы? Жму руку тем бизнесменам, которые месяц вели переписку со всевозможными инстанциями и подготовили пакет предложений для Евразийской экономической комиссии. Того самого наднационального органа, решения которого должны исполнять чиновники и Беларуси, и России, и Казахстана. А самые смелые из предпринимателей выступили и на упомянутом заседании.

Подробностями поделился директор аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимательства Анатолий Змитрович. Во время обсуждения выяснилось, что техрегламент по продукции легпрома имеет более жесткую форму исполнения, чем аналогичный документ, гарантирующий безопасность продуктов питания. Товары народного потребления должны подвергаться лабораторным исследованиям гораздо более серьезным и затратным. Есть ли логика? Предприниматели ее не видят. Далее. Контроль качества у продавца, по сути, не первый. Продукция, которая выпускается в обращение на рынок ЕЭП, тестируется производителем. Может быть, разумнее основной груз сертификации оставить тем, кто товары выпускает? Или хотя бы снизить стоимость услуг по подтверждению качества для торговцев. С импортом, конечно, разобраться будет сложнее. Но предпринимателям самим решать, чьего производства одежду им продавать. Из других предложений — создать экспертный совет малого бизнеса стран — участниц ЕЭП. Советом больше, советом меньше — вряд ли бы это ситуацию автоматически исправило. Но «глас народа» лишним все же не будет.

Я поинтересовался у Анатолия Змитровича, надеется ли он на изменения: «Думаю, целиком отменять действующий техрегламент никто не станет. Но некоторые его нормы, надеюсь, будут пересмотрены. Ясно, что стоит его сделать мягче. Мяч на поле у чиновников ЕЭП».

Отчего так выходит, что нормы, до того не раз обсужденные и уточненные, оказываются полуживыми? Техрегламенты ТС принимаются не за неделю. Не менее двух месяцев идет общественное обсуждение, ни один отзыв не должен остаться без внимания. Затем процедура внутригосударственного согласования — самая пора поработать чиновникам каждой из стран. И только потом проект представляют коллегии ЕЭК. Обсуждали, согласовывали. Теперь все по новой?

Есть и еще один нюанс. Почему именно белорусские предприниматели забили тревогу? Почему молчат их российские и казахстанские коллеги? В приватных беседах бизнесмены объясняют это просто. В нашей стране строго следуют требованиям документов, принятых ЕЭК. Вот и легпромовский техрегламент слишком уж дисциплинированно приняли к исполнению. Партнеры же зачастую его жестких требований как бы не замечают. Возможно, в этом есть своя правда. Страны большие, всех мелких торговцев проконтролировать непросто, да и соответствующих лабораторий не хватает. Но ясно, что это явление временное и уже на примере компактной Беларуси отчетливо видно, к каким последствиям могут привести новые правила, когда они будут исполняться повсеместно. Это сигнал к действиям на упреждение. Видимо, поэтому доводы белорусских предпринимателей в ЕЭК выслушали заинтересованно. Теперь хотелось бы видеть и соответствующие логичные действия.

Советская Белоруссия №155 (24292). Среда, 21 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter