Как найти управу на проверяющих?

К вам едет ревизор

Совершенно анекдотичную историю услышал недавно в одной из школ Минска. Сразу оговорюсь, что к всевозможным комиссиям, контролерам, проверяющим нашим учителям не привыкать. Они в этом плане народ выносливый и стойкий. Но тут случай особенный, и сохранить невозмутимость сложно человеку даже с железными нервами. Сначала в школу с проверкой пришли люди из санстанции и настоятельно порекомендовали повесить на окна жалюзи. Для пущей убедительности прочли целую лекцию о том, что это необходимо для здоровья детских глаз. Прислушались — повесили. Через какое–то время специалисты из МЧС столь же настоятельно посоветовали убрать жалюзи — слишком пожароопасный элемент интерьера... Хозяйственники вздохнули и жалюзи сняли. Правда, решили далеко их не убирать. А вдруг нагрянет завтра снова кто–то и потребует вернуть все на место.


Возможно (по крайней мере, хочется в это верить), перед нами всего лишь частный случай и данной школе просто не повезло с проверяющими. Но даже если так, факт остается фактом: сама система проверок в стране нуждается в перезагрузке. На эту тему шел обстоятельный разговор на пятничном совещании у Президента. Проблема не то чтобы назрела — перезрела! Только вдумайтесь —  сегодня действуют три десятка контролирующих проверяющих и надзорных организаций. И все они вправе наложить штраф, опечатать склады, закрыть расчетный счет предприятия или даже конфисковать товар, а в довесок еще и руководителя арестовать. Обилие контролирующих структур и контрольных проверок с последующими санкциями даже у самого талантливого и успешного предпринимателя отбивает всякую охоту вести бизнес. Если уж такому промышленному гиганту, как «Белкоммунмаш», недоплатившему по технической причине 91 копейку налогов, арестовали счета, то что говорить об остальных.

Я вовсе не призываю пускать дело на самотек и не собираюсь агитировать за безраздельную вольницу в хозяйственных отношениях. Ограничители со стороны государства должны быть всегда. Но зачем же перегибать палку и беззастенчиво «кошмарить» тех, кто честно работает, исправно платит налоги и создает рабочие места. Ведь и вправду доходит подчас до абсурда, когда те же санслужбы могут жестко наказать за грязный коврик у дверей или невытертую пыль на полке. Если раньше, например, представители Госстандарта занимались проверкой измерительного оборудования, фактами обвеса и обсчета, то теперь круг проверок у них значительно расширился, а значит, и возможностей для наложения штрафов стало больше. К примеру, забирают из магазина фабричные пакетики с перцем на экспертизу и обнаруживают там плесень. Виновата, естественно, торговля. Хотя режим хранения соблюдается, документы все в порядке. Не могут же, в конце концов, продавцы вскрывать каждый пакетик?

Впрочем, это еще мелочи жизни. Встречаются и куда более вопиющие факты. Есть большая группа псевдоконтролеров, которые вообще не имеют права на проверки. Скажем, какое–либо общество с ограниченной ответственностью «перекрасилось» под защитников потребителей и курсирует по торговым точкам. Обнаружили малейшие недостатки — и под предлогом обучения предлагают раскошелиться... Только в Минске эксперты насчитали более 50 таких групп. По данным Ассоциации розничных сетей, в месяц на такой «учебе» они собирают более миллиарда неденоминированных рублей.

Самое печальное — все это творится достаточно долго, и никто не в силах навести порядок, потому что они никому не подчиняются. А если сами предприниматели вздумают постоять за себя, то такие псевдопроверяющие сразу начинают «строчить» грамотные жалобы в санитарные органы. Тогда уж будь готов раскошелиться на куда более серьезную сумму. Ибо плох тот проверяющий, который не найдет к чему придраться. Штрафы, к слову, совсем не маленькие: от 30 базовых величин в случае выявления нарушений районной санстанцией и от 100 базовых, если за дело взялась городская служба.

В итоге вырисовывается парадоксальная картина. Количество проверок с каждым годом сокращается, а сумма штрафов растет. Но ведь наказание наказанию рознь и действовать здесь надо предельно аккуратно и справедливо. Мелкие провинности, и тем более ошибки, не могут становиться поводом для большого разорения и ликвидации предприятий. Для этого надо вносить изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Дело хлопотное, но оно того стоит. Ведь миссия контролирующих и надзорных структур не в том, чтобы собрать больше штрафов, а в том, чтобы нарушений стало меньше.

Социологи и психологи утверждают, что склонность к предпринимательству имеют лишь несколько процентов населения, остальным привычнее работать по найму. Значит, систему контроля надо выстроить так, чтобы не загубить энергию самой активной части общества, чтобы она выросла во что–то сильное, полезное и нужное для государства.

konon@sb.by

Советская Белоруссия № 244 (25126). Вторник, 20 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter