К сожаленью, чей-то праздник только раз в году...

Старая как мир истина - праздники когда-нибудь заканчиваются.
Старая как мир истина - праздники когда-нибудь заканчиваются. А вместе

с ними постепенно улетучиваются повышенное внимание, ярко выраженные почтение и участие в судьбах вчерашних именинников и героев торжества. Сегодня им цветы и подарки, а завтра - "не до тебя сейчас, других забот полно".

Накануне Дня Победы пришел в редакцию ветеран Михаил Васильевич Малахов. Не с жалобой на тяжкое житье-бытье, не с челобитной. Принес аккуратным почерком записанные воспоминания из своего военного прошлого - вдруг кому интересно будет. И такой, знаете, милый старичок, тихий, спокойный, без претензий, вся грудь орденами-медалями увешана (чего стесняться, прятать, раз заслужил). Рассказал он мне такую историю. "Гулял как-то по парку Челюскинцев, благо живу недалеко. Вечер выдался теплым, свободной лавочки днем с огнем не сыщешь. На этих лавочках сплошь молодежь "с ногами" разместилась, отдыхает... Даже не знаю, что меня дернуло к одной из компаний подойти. Говорю: "Детки, вдруг старому человеку, как я, например, присесть захочется, а вы тут с ногами..." А они в ответ: "Приходи, дедушка, 9 Мая. Мы тебе и лавочку почистим и вокруг нее подметем", - и смеются". У Михаила Васильевича при этом глаза повлажнели. Не ругал он молодежь, просто понять не мог, почему только в этот день все будет так, как должно быть всегда.

Нынешний праздник великой Победы уже остался в прошлом: отмаршировали парады, отзвенели музыкой парки и зоны отдыха, отгремели салюты. Слова благодарности и признательности за отвоеванную Родину звучат уже тише и реже, вот-вот совсем смолкнут до будущего мая. Жизнь опять становится такой, какая она есть всегда между праздниками: у молодых свои проблемы, у стариков - свои. И это "межсезонье" особенно заметно по содержанию редакционной почты.

"Никогда никуда не писал, но после выступления Президента Александра Григорьевича Лукашенко по случаю Дня Победы, в котором он ясно дал понять властным структурам, как они должны относиться к участникам Великой Отечественной войны, решился-таки обратиться в газету, - признался в письме наш читатель из Петрикова, фронтовик Борис Мартынович Кулак. - В прошлом году я решил воспользоваться правом ежегодного санаторного лечения. Обратился в местный райсобес с просьбой о выделении путевки. Меня отправили в поликлинику за справкой. Там целую неделю гоняли по кабинетам - никак не могли решить, действительно ли я нуждаюсь в путевке или нет, но в конце концов нужную бумагу дали. Зато в райсобесе опять разочаровали: теперь, мол, нужно стать на очередь за путевкой и ждать... годика 2 - 3. А пока обещали платить компенсацию. И действительно, какое-то время выплачивали скромненький процент от стоимости путевки. Но вот уже пятый месяц задерживают и эти гроши, говорят, что высшие инстанции не перечисляют деньги". Вот и обидно Борису Мартыновичу, что на старости лет не может он ни воспользоваться положенной ему льготой, ни компенсацию за нее получить.

А ветерану войны Валериану Федоровичу Смирнову из Барановичей обещают удовлетворить его просьбу о расширении жилплощади вот уже 15 лет. Понятно, что квартирный вопрос не решается сиюминутно. Иные полжизни (а то и больше) скитаются по чужим углам, пока не заимеют своей крыши над головой. Но случай Валериана Федоровича, думается, все же особый. Во-первых, Смирнов - ветеран Великой Отечественной. Во-вторых, в 1999 году на очереди числился четвертым (получается, что за последние 4 года в Барановичах не было построено и десятка квартир?). В-третьих, в мае 2000 года сам председатель горисполкома в присутствии председателя Комитета госконтроля по Брестской области клятвенно пообещал старику решить его вопрос. Только вот сроков не обозначил. Потому Валериан Федорович по сей день обивает пороги "высоких" кабинетов.

Четыре года бьет челом перед всевозможными начальниками и солдат минувшей войны, житель деревни Чароты Пуховичского района Владимир Казимирович Шпилевский - установите телефон. А ему всюду от ворот поворот. Плати, дед, 400 тысяч - и аппарат твой. Не всякому молодому и самодостаточному под силу такая сумма, а где же 80-летнему старику взять эти деньги? И куда подевались все те пресловутые льготы и уступки, на которые вправе рассчитывать одинокий ветеран? Хотя нам известно, что в стране все ветераны войны "телефонизированы"... Значит, в отношении В.К.Шпилевского либо допущен казус, либо на самом деле - формализм и черствость. Ждем немедленного ответа из Пуховичского райисполкома.

Инвалид II группы Сергей Михайлович Жуков из деревни Шапчицы Рогачевского района не претендует ни на дополнительные квадратные метры, ни на установку телефона. После того как на фронте дважды был контужен и почти полностью потерял слух, все, что ему действительно необходимо для нормальной жизни, - слуховой аппарат. Но даже эта малость фронтовику недоступна. "Ждите", - отвечают ему в районном магазине "Оптика". "Ждите", - уговаривает его письмами гомельское предприятие "Белмедтехника". И ждет Сергей Михайлович аж с сентября прошлого года. И конца и края этому ожиданию не видно. "Весь народ праздновал День Победы, а для меня это был самый грустный праздник, - написал ветеран в редакцию. - Хоть и говорят, что у нас никто не забыт и ничто не забыто, кажется, обо мне как раз-таки забыли все на свете".

На мой взгляд, безнравственный случай произошел с 86-летней минчанкой Анной Михайловной Белой. Всю свою долгую жизнь женщина прожила в частном доме без удобств в деревне Малый Тростенец (сейчас относится к Заводскому району Минска), отгоревала в оккупации. Но никогда ни на что не жаловалась. Вот только в нынешнем феврале снегопад был сильный, занесло старушкино подворье "по самое нельзя". Несколько дней просидела женщина в "снежной засаде", а в выходной день пришла дочь и расчистила двор. Оказалось, уже и не стоило этого делать. В очередную пенсию (и без того небольшую) Анне Михайловне недодали 6 тысяч рублей. На эту сумму участковый милиционер оштрафовал бабушку (без ее, кстати, ведома) за февральский "беспорядок" на подворье. Зарубила бабуля себе на носу: "Помирать собирайся, а снег убирай".

Больно и обидно за таких стариков. И это лишь те, кто отважился написать в газету, излить душу, попросить помощи. А сколько их, "невыявленных", которые просто доживают свой век, уже ни на что не надеясь и ничего не требуя... Больно и обидно! Уверена, не все придерживаются такого же мнения, испытывают такие же чувства. Мол, нашла за кого радеть - молодым помогать нужно, а старикам пора о душе думать. Но ведь в том-то все и дело: у молодых есть и время, и силы. А когда возраст уже за 70, счет далеко не всегда идет на годы. Грош цена нашим словам благодарности и признательности ветеранам-фронтовикам по случаю очередной годовщины великой Победы, если хотя бы один из них уйдет в другую жизнь с обидой на нас и неоправданными надеждами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter