В Беларуси реализуются ключевые принципы ESG-повестки

К социальным вопросам и экологии – с повышенной ответственностью

Парадоксально устроен этот мир. С одной стороны, все страны (и развитые — громче всего) декларируют необходимость повышенной ответственности бизнеса, его активного и погруженного участия в социальной повестке и развитии общества. Тема на самом деле не новая. И она неоднократно транслировалась под различными названиями. Сейчас наиболее модное название — ESG. С другой — чем дальше углубляются в озабоченность, тем острее происходят проявления социального кризиса, с которым приходится сталкиваться уже многим странам. В Беларуси с реализацией концепции устойчивого развития дела обстоят намного лучше, чем в среднем по планете. Впрочем, вопросы общественного совершенства никогда не теряют актуальности. Эти проблемы обсуждали на конференции «На пути к устойчивому будущему: ESG-вызов», организованной Министерством экономики. Почему вызов? Потому что экологическая и социальная сферы постепенно становятся одним из жестких инструментов конкуренции, защиты собственных рынков и дискриминации конкурентов. Вот так стремление к общественному благу по причудливому повороту судьбы в наше время превратилось в вызов.

Горячая тема 

В глобальном разрезе качество жизни снижается. Исполняющий обязанности постоянного представителя ПРООН в Беларуси Армен Мартировян констатировал: в планетарном масштабе индекс человеческого развития откатился к показателям 2016 года, так как в более чем 90 странах он снизился. Кстати, Беларусь за этот период показала рост. Эксперт отметил: для устойчивого развития человечеству необходимо 5—6 триллионов долларов дополнительных инвестиций в социально-экологическую сферу. Представитель ПРООН поднял традиционную проблему таких конференций: что делать, по большому счету, ясно и очевидно, но где взять денег? 

Учитывая высокие нагрузки на бюджеты во многих странах, а также фантастические уровни государственного долга в большинстве из них, средства в последнее время принято искать в сфере бизнеса. Только каким образом его подвигнуть на дополнительные затраты?


В этом и кроется ключевая дилемма в реализации ESG-повестки. В той или иной интерпретации, но представители экспертной среды из сферы консалтинга и общественных инициатив на конференции в разных интерпретациях склонялись к тезису: нужна соответствующая регуляторика на государственном уровне. В частности, ввести стандарты ESG на национальном уровне, в нормативных правовых актах предписать их обязательное выполнение и соответствующую форму отчетности. Насколько я понял, наработки в этой сфере уже сформировались в консалтинговой среде. Но пока нельзя сказать, что очень востребованы. Скажем, есть рейтинговое агентство, которое предоставляет услуги оценки рейтинга ESG. Но, судя по всему, очередь за рейтингами пока не стоит. 

А дело-то нужное и правильное, как считают эксперты. Приверженность мировым трендам экологической и социальной ответственности, по их мнению, должна повысить статус наших компаний на международной арене. Усилить их экспортные позиции. Ведь ESG-повестка гремит по всему миру. И в России признают ее актуальность, и в Китае — наших ключевых торговых партнерах. Правда, в каждой стране своя позиция по этой проблематике. И пока по многим позициям до конца не формализованная. На какие тенденции ориентироваться? 

Еще один аргумент в необходимости активизации работы на национальном уровне — мировой тренд. Точнее, западный. С нами вроде бы они не дружат. Только санкции вводят. Но постепенно становится правилом (что является чистой правдой) предъявлять дополнительные требования по разным параметрам при допуске на европейский и американский рынок. Впрочем, экологические стандарты уже давно эксплуатируются в качестве нетарифных барьеров для допуска на рынок. Причем от поставщиков требуют раскрывать не только свою нефинансовую отчетность, но и контрагентов. Приводились примеры крупных китайских корпораций, которые просят это делать своих партнеров в силу своего транснационального положения и активной работы, в том числе на западных рынках.


Вроде бы все выглядит логично. Только есть один нюанс: во время санкционной войны (будем называть вещи своими именами) разговоры о прозрачности и каких-то раскрытиях дополнительной информации выглядят авантюристично. Да, в кулуарах конференции активно муссировалась тема: мол, умные люди понимают, что ESG-повестка — способ обойти санкции. Подробно механизм не объясняли. Но реальность подсказывает другую парадигму. Например, Белорусский металлургический завод обладал прекрасными позициями высокотехнологичного предприятия. И являлся одной из самых экологичных компаний в мировой отрасли. Вторичная металлургия (а БМЗ работает на металлоломе) сама по себе уже относится к «чистой». К тому же предприятие перманентно вкладывало средства в очистные системы, переработку отходов и другие мероприятия. И по всем показателям находилось на одной из лидирующих позиций. Поэтому поставляло свою высокотехнологичную продукцию мировым машиностроительным корпорациям, шинным компаниям. Но грянули 2000-е, и каток санкций прокатился по нашим металлургам без скидки на всю широкую корпоративную ответственность. 
«По большому счету, это явление (ESG) знакомо каждому гражданину нашей страны. Потому что с момента обретения своей независимости белорусский народ осознанно избрал для себя модель социально ориентированной рыночной экономики, когда бизнес наряду с решением коммерческих задач ответственно ведет себя по отношению к обществу»

Старое под новым соусом

Надо отметить, что реальный сектор, впрочем, как и банковский, очень даже заинтересован в зеленых стандартах. По крайней мере, некоторые компании. И выступает за их формализацию на законодательном уровне. Тогда можно будет сформировать и развивать инструменты зеленого финансирования. И кредитов, и размещения облигационных займов.


В подтверждение приводят российский опыт. Например, правительство Москвы выпустило зеленые облигации, которые стремительно разошлись как среди корпоративных, так и частных инвесторов. Средства столичные власти соседнего государства пустили на развитие общественного транспорта — закупку электробусов и другого электрического подвижного состава. Поэтому и займ «выкрасили» в зеленый цвет. Другой вопрос: этот ли фактор стал ключевым в формировании спроса? Если бы Москва по старинке назвала бы проект не экологическим, а инфраструктурным, пришли бы покупатели за долговыми бумагами? Лично я уверен: да. После фрагментизации инвестиционного и фондового рынка в соседней стране сформировались избыточная ликвидность и дефицит надежных заемщиков. А в условиях современной волатильности и турбулентности очень немногие корпорации могут похвастаться гарантированной устойчивостью. Банкиры на своей профильной конференции не так давно об этом говорили: тяжело оценивать риски. Они возникают ниоткуда. И анализировать и прогнозировать внешнюю санкционную активность и протекционизм совершенно невозможно. Тем интереснее правительство Москвы выглядит в качестве заемщика: налогоплательщиков в свой бюджет Первопрестольная всегда найдет. 

Поэтому зеленый статус однозначно гарантировать оживление кредитного рынка не может. И первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко отметил: зеленые финансовые инструменты не должны быть самоцелью. Хотя в этом направлении и ведется работа. По мнению Дмитрия Кийко, и само по себе «внедрение стандартов отчетности ESG не позволяет чего-то достигнуть». 


Правда, в концепции зеленого финансирования в нарративе коммерческого сектора — создание благоприятных условий со стороны регулятора. Скажем, снижения норматива обязательного резервирования со стороны Национального банка. А реальный сектор хотел бы послаблений по линии бюджетной политики своей экологической ответственности. Собственно говоря, дискуссия повторяет российский трек. Через ESG-повестку крупные корпорации в соседней стране пытаются «продавить» себе более интересные условия со стороны государства. Даже Национальный ESG-альянс создали. Кстати, его генеральный директор Андрей Шаронов, в прошлом топ-менеджер «Сколково», тоже выступал на конференции в Минске. Учредителями российского альянса стали сливки бизнеса соседней страны. Один из активных участников — компания «Русал». Что вполне объяснимо: ее ключевой бенефициар Олег Дерипаска в последнее время является одним из оппонентов в публичных и кулуарных дискуссиях с министерством финансов и Цетробанком России — предприниматель активно доказывает регуляторам, что они должны деньгами подпитывать амбициозные проекты крупного бизнеса. Естественно, «Русал» в том числе. Или даже в первую очередь. Надо подчеркнуть, что корпорация — одна из самых экологически чистых в мировой алюминиевой индустрии. Прежде всего благодаря тому, что ключевая производственная площадка расположена рядом с Красноярской ГЭС и питается возобновляемой энергией. 


Собственно говоря, банки уже давно, два десятилетия так точно, оценивают экологические и социальные риски своих клиентов. Если кредитополучатель тщательно не отработал экологические моменты проекта, то рискует просто его не завершить: вето наложат контролирующие органы. И такие примеры мы уже видели. Точно так же и социальная повестка. Если не соблюдаются требования к рабочим местам, тоже есть риск не сдать объект в эксплуатацию. А плохие условия труда и отсутствие социального пакета сверх законодательного минимума способны оставить предприятие без персонала, который нынче в дефиците. Низкая экологичность продукции ограничивает рынки сбыта. Поэтому в зеленом финансировании не совсем и понятно, какой стимул действует на бизнес более завораживающе: деньги или ответственность.


Впрочем, тут стоит вспомнить оценки ПРООН: кто все-таки будет платить? И готов это делать? Опросы показали: почти все потребители озабочены состоянием окружающей среды. Но платить более высокую цену за чистые товары согласен только каждый десятый. «Если станем слишком зелеными, то будет ли кому-то нужна наша продукция?!», — справедливо заметил заместитель генерального директора ОАО «Березастройматериалы» Олег Панасюк.

Без перекосов

Да, ESG — модная и актуальная повестка. Но не стоит забывать и про экономику. Поэтому заместитель министра экономики Андрей Картун и отметил: соответствующая работа ведется. Государство будет предъявлять дополнительные требования к бизнесу по экологической и социальной ответственности. Планируется выработать стандарты нефинансовой отчетности. Будут сформулированы и рекомендации по интеграции ESG-принципов в стратегию развития компаний. «Бизнесу придется этим заниматься», — констатировал Андрей Картун. Хотя бы в той части, чтобы не потерять традиционные рынки сбыта. Но каких-то жестких требований, по убеждению Андрея Картуна, вводить в среднесрочной перспективе не будут. 


Председатель Государственного комитета по имуществу Дмитрий Матусевич констатировал: ESG-повестка в стране активно реализуется. Но называется по-другому: охрана труда, высокие социальные гарантии и так далее. Он привел в пример «Беларуськалий», который в Петрикове, например, финансирует создание социальной инфраструктуры. И строит арендное жилье. Причем не только для своих работников, но и для врачей, учителей. Он согласился с коллегой, что пока вполне хватит и рекомендательных мер. «Мы можем упаковать действия наших субъектов хозяйствования в терминологию ESG», — сообщил он. 

Заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков обратил внимание, что по развитию социального блока Беларусь занимает высокие места в международных рейтингах. «Только об этом не привыкли говорить», — констатировал он. Большую лепту вносят и предприятия. «Объем поддержки зависит от финансовой составляющей, — объяснил эксперт. — Жесткой регуляторики быть не может. Нефинансовая отчетность нужна, но не ради отчетности». 

Об экологической составляющей высказался заместитель министра природы и охраны окружающей среды Виктор Галанов. Он отметил, что около 9 процентов площади страны относится к особо охраняемым территориям. Беларусь входит в число лидеров по обратному заболачиванию торфяников: более чем на 80 тысячах гектаров восстановлен гидрологический режим. 

Словом, ответственность бизнеса — особенно государственного — у нас реализована весьма сильно и рельефно. Другой вопрос, что пиара добрых дел, облаченных в модные термины, пока не хватает. Как кажется, если и разрабатывать какие-то стандарты, то исходя не из международных трендов, а из собственного опыта. Наши экспортно ориентированные компании безо всяких напоминаний реализуют мероприятия, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляются на внешних рынках. Тем более что в каждом регионе начинают формироваться свои, оригинальные требования к социальной и экологической ответственности. Разумно ли искать какой-то единый знаменатель в современных условиях неопределенности?! 

КОМПЕТЕНТНО


Заместитель Главы Администрации Президента Максим Ермолович: 

— По большому счету, это явление (ESG) знакомо каждому гражданину нашей страны. Потому что с момента обретения своей независимости белорусский народ осознанно избрал для себя модель социально ориентированной рыночной экономики, когда бизнес наряду с решением коммерческих задач ответственно ведет себя по отношению к обществу. Реальным смыслом принцип социальной ответственности начал наполняться и воплощаться в жизнь с приходом к власти нашего Президента, который очень четко обозначил задачи для бизнеса, что прибыльно работающее предприятие должно вносить вклад в развитие общества и социальные проекты. На сегодняшний день, наверное, на каждом крупном государственном предприятии и на многих частных такой подход реализован. Такие крупные флагманы белорусской промышленности, как БЕЛАЗ, «Беларуськалий», МТЗ, МАЗ, имеют на своих балансах социальные объекты, все они вкладывают миллионы из своей прибыли, чтобы не только поддерживать свои коллективы, но и реализовывать проекты в регионах. Так, «Беларуськалий» построил в Петрикове детский сад. Сейчас возводит физкультурно-оздоровительный комплекс. Таких примеров очень много. У «Горизонта» принцип социальной ответственности реализован в рамках его организационной структуры. В состав холдинга входит целая группа управленцев, которые отвечают за реализацию социальных проектов: санаторий, детские оздоровительные лагеря и так далее. Эта инфраструктура с советских времен не была утрачена, получила свое развитие и продолжает развиваться. Есть и общереспубликанские проекты. Например, «В школу вместе с Беларусбанком», в рамках которого закупаются школьные автобусы. Банк развития запустил программу по закупке автомобилей скорой помощи: планируется приобрести 66 автомобилей для всех областей нашей страны. 


Заместитель министра экономики Андрей Картун:

— Напомню, что есть 17 приоритетов Национальной стратегии устойчивого развития, начиная от борьбы с бедностью и заканчивая экологическими вопросами. Первое, на что ориентирована ESG-повестка, — оценить влияние бизнеса на экономику, экологию, общество. Поэтому этот вектор для нас как бы не является новым, предприятия этим занимаются. Основной посыл конференции — показать бизнесу, что этим необходимо заниматься, что это новый вызов. И нужно оценивать правильно все свои экологические и социальные риски, экономику в целом предприятия, потому что не только возможность получения прибыли — основная цель, необходимо заботиться и об остальных аспектах. И не только ради статусности компании. Мы говорим о том, что, назвав конференцию «ESG-вызов», хотим показать бизнесу, что если они этим заниматься не будут, то тогда в недалеком будущем мы можем столкнуться с очередными недружественными действиями со стороны недружественных стран, которые будут предъявлять дополнительные требования к нашей продукции. Мы видим, что наши основные партнеры, дружественные страны, активно этой повесткой занимаются. Белорусская экономика открытая, мы должны присутствовать на международных рынках, поэтому надо заниматься этой повесткой. Не секрет, что начата работа по разработке Национальной стратегии устойчивого развития — 2040. Как раз принципы ЕSG мы будем в нее интегрировать. В следующем году будет разработана пятилетняя программа развития нашей страны. Поэтому однозначно ужесточатся подходы к субъектам хозяйствования с точки зрения внедрения ESG-повестки как инструмента проникновения на внешние рынки. Как товаров и услуг, так и на финансовые рынки. 

Единых мировых стандартов как таковых не выработано. Но есть принципы международной торговли, есть инструменты оценки экологической, социальной составляющей. И если вы хотите работать с мировыми компаниями, то, конечно, нужно определенные требования выполнять. И мы видим, что требования на внешних рынках достаточно жесткие. Имею в виду не только к качеству товара, но и к его экологичности, проведению социальной политики по разнообразным критериям. Мы должны быть готовы конкурировать с мировыми компаниями и выполнять их требования, предъявляемые к поставщикам. 


Заместитель председателя правления АСБ «Беларусбанк» Дмитрий Красковский:

— Для Беларусбанка вопросы устойчивого развития давно стоят на повестке дня. Даже когда термин ESG не был широко известен, мы применяли активно его принципы в нашей деятельности. С 2017 года наш банк присоединился к сети глобального договора ООН, эта работа стала более системной. Вопросы и мероприятия ESG-трансформации мы включили в нашу новую стратегию на 2024—2026 годы, в том числе внедрение безбумажного оборота в наших офисах. Когда мы могли привлекать деньги на европейском рынке, ESG влияло на возможности привлечения и даже ставки. Сегодня, когда доступ временно закрыт, наверное, большого влияния это не оказывает.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter