Сколько стоит собрать ребенка в школу?

К школе - на отлично

Сколько стоит собрать ребенка в школу и кто учит наших детей?
До начала учебного года остались считанные дни. Не успеем оглянуться как прозвенит первый звонок. Кто-то уже готов во всеоружии встретить это волнующее событие, другие только примериваются и прицениваются к школьной экипировке. Корреспонденты "Р" уточнили, сколько стоит собрать ребенка в школу, какие новинки предлагает промышленность, а также кто и как учит наших детей?


Центр притяжения


Еще недавно здесь подкрашивали, подмазывали, подметали, мыли, высаживали цветы. В июне открывали современные спортивные площадки. И хоть сама школа № 56 Минска впервые приняла почти тысячу школьников еще 30 марта, на полную мощность и во всей красе она заработает лишь с 1 сентября. 


Юрий Круглик

Идем по первому этажу, где расположилась начальная школа. Одна из табличек, которая бросается в глаза, — это «1-й «Ж» класс». Удивляюсь, сколько же здесь будет первоклашек! Мой провожатый — директор новостройки Юрий Круглик улыбается: с начала нового учебного года здесь будет обучаться около 500 первоклассников, или 15 первых классов. Вторых планируется чуть меньше, но цифра тоже впечатляет — 12. Впрочем, то, что младший блок самый массовый, вполне объяснимо: новый район, много молодых семей. А вот школ в округе, как оказывается, было не так много. Так что новая пришлась как раз к месту и ко времени. 

Учиться в новой школе всегда интересно. Ведь это означает новые идеи, а иногда и традиции. Например, блок начальной школы оформлен на тему безопасности на дорогах, которую так необходимо соблюдать малышам, старшеклассников тоже ждут сюрпризы. Как, скажем, этаж белорусского языка и литературы, где все будет по-белорусски, от табличек до языка общения. «Мы хотим, чтобы наши ребята владели двумя языками одинаково, — задумчиво говорит директор. — И первая традиция у нас уже есть. Мой заместитель по воспитательной работе – учитель белорусского языка и литературы – одно время утром приветствовала ребят, приходящих в школу. Теперь даже в ее отсутствие все, приходя, говорят: «Добрай раніцы!». 


Фото Владимира ШЛАПАКА

Многие пока еще пустые стены со временем обретут свое интересное оформление. Это касается и самой современной школьной столовой. «Это может быть лес, морская лагуна, пиратский корабль, — мысленно разукрашивает ее Юрий Круглик. —Кто будет этим заниматься? Многое мы делаем своими силами. Но если чего-то не умеем, заработаем денег и пригласим специальную организацию. Убежден, заработать для школы – это реально, главное — не лениться. Бассейн, тренажерный зал, секция рукопашного боя, вокальная студия – все это приносит деньги. Это зачастую дополнительные доходы и для педагогов». 

Длинными школьными коридорами приходим к бассейну. Это днем здесь тихо и спокойно, а вот к вечеру, рассказывает мой гид, шумно и оживленно. Еще бы, ведь сюда могут приходить не только школьники, но и их родители или просто жители района. Но, конечно, только после тех, кому бассейн принадлежит по праву. Раз в неделю тут предусмотрены занятия для всех учащихся, начиная со второго класса. Есть и другие постоянные посетители – дети со всего Фрунзенского района, которые находятся в социально опасном положении. Их здесь ждут каждый вторник. 

Соседняя с бассейном дверь ведет еще в одно популярное место — хорошо оборудованный тренажерный зал. Но, оказывается, это далеко не все спортивные школьные владения. Здесь есть гимнастический зал и залы для игровых видов спорта, хореографии. На улице — площадки для игры в футбол, баскетбол и волейбол. На всех объектах современное прорезиненное покрытие.

 

Но это только на первый взгляд может показаться, что ты посетил школу со спортивным уклоном. «Мы стараемся найти разумное сочетание, чтобы школа развивалась во всех направлениях – и культурном, и спортивном, — делится мыслями Юрий Круглик. – Надеюсь, нам это удается». И руководитель демонстрирует крыло постройки, где в ближайшее время расположится филиал музыкальной школы. По его словам, учреждений культуры в микрорайоне немного. А ведь многие ребята дополнительно посещают художественные и музыкальные школы. Это означает, что родители вынуждены были их возить. И возить далеко. Ближайшая школа — только в Кунцевщине. Помимо того, многие частные организации, понимая, что услуги востребованы, на этом спекулировали. 

Тогда руководство учебного заведения задумалось: почему бы не организовать досуг школьников и не упростить жизнь их родителям? В итоге было принято решение создать на базе новой школы филиал музыкальной. И договорились с детской музыкальной школой № 20 об организации такого обучения. «Площади это сделать позволяют, — показывает кабинеты руководитель. — Выделено четыре кабинета для практических и один — для лекционных занятий. Набрано более 100 ребят из разных школ, которые приступят к занятиям с 1 сентября». 



Но, собственно, одним филиалом тут не ограничатся. В школе уже работает своя вокальная студия, совсем скоро появится музыкальный театр. Со временем откроется публичная художественная галерея. 

Идей и задумок у молодого и креативного коллектива школы № 56 более чем достаточно. Как и желания работать. Когда школа наводила лоск, по словам директора, некоторые уходили домой лишь после 10 вечера. Чем были заняты? Да хоть бы и работой на цветочных клумбах. Причем все – по личной инициативе. Ну а уж как сюда придут школьники, а их ожидается более 1700 человек, будет возможность трудиться в полную силу. 

«Есть у нас идеи относительно классов профессиональной направленности, — ведя по школе, рассказывает директор. – Я был на приеме у ректора БГПУ им. Танка Александра Жука, хотим с 2016/2017 года открыть направления – педагогику и эстетику. Предложили, чтобы вуз рассматривал нашу школу как практическую базу для своих студентов. Но этому должна предшествовать серьезная подготовительная работа». 

А еще есть в школе чудесная библиотека, которая в ближайшем будущем станет публичной. Идеей энергичный руководитель увлечен не меньше. И это не удивительно, ведь сам он – коллекционер, а потому к книгам относится особенно трепетно. «Когда берешь бумажную, а не электронную книгу в руки, чувствуешь особую энергетику», — улыбается он. Хотя те же библиотечные карточки здесь планируют упразднить, внедрив автоматизированную библиотечную информационную систему. Кстати, хороших книг было бы не так много, если бы не помощь района. А еще точнее — ряда предприятий, в числе которых Минский завод отопительного оборудования, который передал учреждению более 10 тысяч книг. За ним потянулись и другие предприятия. «В целом хранилище нашей библиотеки, — говорит собеседник, — рассчитано более чем на 66 тысяч изданий. Так что места еще достаточно».

Вера АРТЕАГА

veraart14@mail.ru

И снова в школу


Этим летом учебные заведения Гродненщины заявили о нехватке 583 специалистов с высшим и 211 педагогов со средним образованием. Правда, сегодня большинство школ, городских и сельских, практически укомплектованы. Надолго ли? Молодые специалисты нигде не задерживаются: отработали положенные два года — и поминай как звали. Чем заманить новоиспеченного педагога, особенно в деревню? 

Фото Татьяны КОНДРАТЬЕВОЙ
Фото Татьяны КОНДРАТЬЕВОЙ

Есть деревни дальние, а есть ближние. В Гродненском районе от областного центра до самой отдаленной – не больше часа езды. В нынешнем году в агрогородки и деревни района прибудут 64 учителя и воспитателя. Бывало, конечно, и больше. Но проблема с укомплектованностью кадрами в сельских школах остро не стоит. Большинство из них не уступают по комфортности и оснащенности городским. В одну из таких школ в деревню Путришки приехала работать молодая пара – Елена и Александр Кривулько. 

В свой первый в жизни полноценный трудовой день молодые педагоги пришли в учебное заведение с самого утра. И хоть летние каникулы еще не закончились, до 1 сентября им еще многое предстоит сделать. Елена Кривулько будет работать штатным психологом. Ее супруг Александр – учителем истории и географии. 

Директор школы Галина Разумневич не скрывает радости. В этом году на работу прибыли три молодых специалиста. С семейной парой она знакома уже не первый год. И Елена, и Александр подрабатывали здесь, будучи студентами. Тогда они еще не были женаты, но каждый показал себя с лучшей стороны. Руководитель давно присматривалась к активным молодым людям и, в конце концов, попросила их остаться в школе столько, сколько они сами захотят.



– Не буду скрывать, молодые учителя рвутся в город, – тревожится директор школы. – Насильно никого не держу, каждый волен выбирать. Вот и сегодня один молодой и перспективный педагог нас покидает. Девушка отработала положенный срок, а сейчас планирует уехать за границу. Но слаще ли там хлеб? Для своих новых специалистов выхлопотали в райисполкоме арендное жилье. Плата символическая – 182 тысячи рублей в месяц. Кроме молодой семьи, к нам пришел специалист-дефектолог. Как-то разговорились с молодой выпускницей. Узнала, что она тоже недавно вышла замуж, а жить негде. Пришлось просить председателя местного СПК о помощи. В кооперативе для ее супруга нашлось место. Так у нас появилась еще одна молодая семья. 

Путришковская средняя школа радует глаз. Полным ходом идет подготовка к началу учебного года. К сентябрю надо успеть отремонтировать фасад здания. Внутри все современно, светло, комфортно. Впрочем, Елена и Александр уже давно знают и здешнюю обстановку, и здешнюю детвору, начиная с первоклашек и заканчивая выпускниками. И в один голос говорят: 

Странно, но Елена и Александр познакомились вовсе не в вузе или школе, а в интернете. Во время переписки выяснилось, что у них есть общий знакомый. Встретились, погуляли, поели мороженого. А еще через несколько дней Сашу заселили в общежитие, в котором жила будущая жена. Видимо, сама судьба подтолкнула их навстречу друг другу. В Путришках студент оказался случайно. Галина Разумневич позвонила декану исторического факультета и попросила прислать толковых ребят. Так Александр впервые приехал в агрогородок. Работал в школьном музее и вел развивающие кружки. Со временем Елена нашла себе подработку в школе. После лекций она спешила в Путришки, где помимо работы занималась научно-исследовательской деятельностью. В итоге – призовые места на областной и республиканской олимпиадах. В январе молодая пара сыграла свадьбу в родной деревне Саши в Вороновском районе. 

Молодые сейчас мечтают лишь об одном: получить ключи от заветной арендной квартиры. Елена, несмотря на юный возраст, очень любит готовить. Особенно удается выпечка: торты и пироги. Увлечься чем-то еще до сих пор не позволяло время. Учеба, работа, музейная деятельность. Скоро привыкнут и к новым жизненным ролям. Родят детишек. А вот задержатся ли они на первом рабочем месте или со временем начнут искать другие варианты? Елена уверена, что пока об этом говорить рано:

– Мне нравится работать психологом. Дверь в мой кабинет редко бывала закрытой. То малыши прибегут, жалуясь на своих сверстников, то старшеклассники расскажут историю неразделенной любви. У каждого свои проблемы, кажущиеся глобальными и неразрешимыми. 

Молодые педагоги считают, что им очень повезло. Хотя любому понятно, что везение здесь совершенно ни при чем. Они получили хорошее место благодаря своему таланту и труду. Пусть зарплата небольшая, зато стабильная. Кстати, величина заработанного будет зависеть от результатов. Оклад плюс 20% сельских, а еще самые разные надбавки: две базовые от школы, 600 тысяч от отдела образования. За победу в олимпиадах отдельные премиальные. В общем, жить можно. При желании обзаведутся хозяйством, посадят огород. Отпуск у педагогов длинный, а урожай всегда кстати. 

Лена и Саша будто дополняют друг друга: симпатичные, веселые, добрые. Такими и должны быть настоящие учителя. Жаль, что огонек в глазах наших молодых педагогов часто гаснет из-за неустроенности быта и недостатка развлечений в удаленных деревенских уголках. 

Татьяна КОНДРАТЬЕВА

Tanula.K@mail.ru

По форме и содержание


Собрать ребенка в школу — занятие не только затратное, но и хлопотное. Правда, производители и торговля в нынешнем году приложили максимум усилий, чтобы создать удобства для покупателей и минимизировать семейные расходы. Товары для школы можно найти в 6,6 тысячи магазинов. Кроме того, организовано более 700 школьных базаров и около 2,2 тысячи выставок-продаж. Здесь только одежды для мальчиков и девочек наши предприятия представили около пяти сотен моделей. Цены на товары приемлемые, говорят в Минторге и призывают не откладывать покупки на последние дни. Какие новинки предлагает промышленность и на что первым делом смотрит покупатель, выясняли представители двух министерств – торговли, образования и концерна «Беллегпром». 


Фото Александра РУЖЕЧКА

Бобруйская фабрика «Славянка» уже отгрузила на внутренний рынок 170 тысяч единиц одежды. Еще 105 тысяч ушло в Россию. Директор фабрики Теймураз Бочоришвили говорит, что в части делового стиля россияне впереди нас: там родители и школьники нормально воспринимают, когда все дети ходят в одинаковой форме, с эмблемами и нашивками учреждения образования. Потому в Бобруйске с энтузиазмом восприняли идею Минобразования и «Беллегпрома» поучаствовать в проекте «Школа будущего». Суть затеи в том, что родители вместе с учителями и детьми выбирают определенную модель или расцветку формы и централизованно ее закупают для всего класса. В проекте участвуют около 500 учеников из шести школ страны. В частности, ребятам из минской школы № 101 предстоит год носить форму, пошитую из полушерстяной ткани с добавлением вискозы. Если по истечении этого времени родители и дети будут удовлетворены качеством формы и ее единообразием, то к эксперименту подключатся начальные школы. Через три года, в случае положительных отзывов, вопрос об определенном «лице» школы будет выноситься на государственный уровень. При этом замминистра образования Раиса Сидоренко подчеркнула: речь не идет о единой форме, как это было в Советском Союзе. 

Тем временем фабрики стараются удивить школьников. Ежегодно производители обновляют более 90 процентов ассортимента. 

— Дважды в год в «Беллегпроме» проводятся совещания, куда приглашаются представители торговли, предприятий, маркетологи, художники, они определяют модели. Делается заказ на следующее полугодие, учитываются все пожелания для того, чтобы не работать на склад. Мы заинтересованы выпустить вещи, которые ждет торговля и покупатель, — подчеркивает начальник управления организации торговли концерна Светлана Кахро.

В Минторге обращают внимание на то, что стоимость школьных товаров примерно такая же, как и в прошлом году. Директор бобруйского ОАО «Дом обуви» Людмила Стахейко подтверждает:

— В нынешнем году все предприятия соглашаются на совместные акции, рассрочки, чтобы привлечь покупателей. Но хочется, чтобы уступка со стороны производителей была больше. Минимально нужно 10—15 процентов скидки, мы даем столько же со своей стороны. В этом плане нет равных «Калинке», у которой и без того цены на товар разумные, большой ассортимент. В конце сезона скидки от предприятия заметно увеличиваются и с учетом наших могут доходить до 40 процентов.  

Стараясь предложить товар по приятной для родительского кошелька цене, фабрики нередко отдают предпочтение поливискозным тканям, нежели натуральным, обратил внимание Теймураз Бочоришвили. Зато за 550 тысяч рублей можно купить костюм для мальчика, комплект из четырех предметов для девочки потянет максимум на 700 тысяч.

Не нашли нужный размер или цвет – можно оставить заявку для фабрики. Максимум в течение десяти дней там пошьют понравившееся изделие. Но все же большинству родителей не приходится нарезать круги от прилавка к прилавку в поисках подходящего наряда – выбор есть даже в палатке на школьном базаре. Бобруйчанка Анна Воробьева вместе с сыном-третьеклассником Андреем покупки к школе делает в местном универмаге. За канцелярские принадлежности вместе с рюкзаком отдали один миллион рублей. В целом же, по подсчетам Анны, на обновки для сына придется потратить около 4 миллионов.



В торговле обращают внимание на то, что отечественные предприятия могут обеспечить школьников широким ассортиментом товаров. Правда, с канцелярией собственного производства – беда. За исключением разве что тетрадей. Над качеством пластилина надо еще работать. А вот карандаши, ручки, фломастеры, корректоры, ластики, точилки и пишущие узлы у нас не производятся, сетует начальник управления потребительского рынка непродовольственных товаров Нина Пашко. Практически только за счет импорта удовлетворяется спрос на товары для занятий физкультурой, в том числе на мячи, ракетки и мячи теннисные, воланы и ракетки для бадминтона, сетки для спортивных игр.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Николай РОГОЖНИК, заместитель председателя концерна «Беллегпром»:

— Буквально в течение года-двух мы закроем вопрос насыщения внутреннего рынка. Сегодня завершаются три крупных проекта по модернизации предприятий – Оршанского льнокомбината, Минского камвольного комбината и Барановичского производственного хлопчатобумажного объединения, и мы сможем конкурировать за счет полного цикла производства. Взять тот же «Камволь» — новые шерстяные и полушерстяные ткани с добавлением вискозы не будут уступать по качеству ведущим итальянским и китайским компаниям.

Мария ДРУК

m_druk@mail.ru

Учитель на десятку


Рабочий день у директора гимназии № 29 отличника образования Беларуси  Виктора Пшикова  только начался, а он уже принял родителей шести ребят. Определить сюда своих детей на обучение стремятся многие. Виктор Васильевич набрал в этом году в начальную школу 180 учеников. Родители более сотни из них — выпускники гимназии. 

Наша газета не раз рассказывала о талантливых учениках этой гимназии, которые прославляют нашу страну далеко за ее пределами. Летом, к примеру, учащийся Дмитрий Войнов завоевал бронзовую медаль на Международной математической олимпиаде в Таиланде. Корреспондент «Р» решила узнать, кто же готовит способных учеников.   

В гимназии № 29 Минска работает более 130 педагогов. Коллектив организован в лучших традициях: учителя со стажем передают опыт начинающим — молодым кадрам. Здесь сформировался своего рода институт наставничества по разным предметам. Виктор Васильевич возьмет на работу не каждого соискателя. Более чем за двадцать лет руководства у него сложилась своя система оценки кандидата. 


Виктор Пшиков. Фото Виталия ГИЛЯ

— Важно, чтобы человек шел в школу осознанно, понимая, с какими сложностями может столкнуться. Школа — живой организм, где много детей, каждый из них уникален. Конечно, нужно любить свою профессию. Если ты вкладываешь душу в любимое дело, то и получаешь результат — профессиональный рост. Тебя непременно заметят. Кроме того, важно и умение налаживать контакты. 

— Виктор Васильевич, как вы с ходу определяете, насколько кандидат соответствует этим критериям? 

— Просто беседую с человеком. Интересуюсь его кругозором. Даже по отдельным фразам можно многое понять. Есть уже наработанные вопросы. Обращаю внимание на профессиональную заинтересованность. Когда слышу: «Интересно с детьми, хочу познакомиться с учителями, мечтаю внедрить свою программу», понимаю: человек приходит не просто провести уроки, а сделать что-то важное. Мой принцип — не мешать учителю, а помогать. Советом, решением финансово-хозяйственных вопросов. 

— Показатель работы учителя — это успехи его ученика? 

— Отчасти. Победы на олимпиадах — значимо, но важно еще, какими людьми станут наши ученики. Как реализуют себя в роли отца, матери, как воспитают своих детей.

Виктор Пшиков гордится каждым педагогом, который работает под его началом. В их числе посвятившие гимназии десятки лет учитель информатики Нил Бикбулатов, учителя физики Геннадий Кембровский и Михаил Сенюк, учитель белорусского языка и литературы Людмила Антюх.

Людмила Антюх обожала физику, математику, геометрию, доказательства теорем сами выстраивались в уме. Мечтала стать физиком-ядерщиком, но личные обстоятельства заставили сделать крутой поворот в сторону белорусской филологии. Но и этот вираж в ее судьбе не просто так. В Людмиле Георгиевне уживаются и физик, и лирик. Среди ее учеников многие сочиняют прозу и поэзию.

— Очень нравилась литература, писала стихи. А вот язык полюбила позже. Пришла к этому логическим путем. Поняла, что в основе всего — слово. Литература для меня — состояние души. Всегда говорю детям, чтобы они прислушивались к тому, что произведение пробуждает в сердце, какие чувства затрагивает. Вы будете свободны в любой науке, когда с детства обогащены словом. Одиннадцатиклассники сами приглашают писателей на уроки. В гимназии есть все условия, чтобы работать с удовольствием. Сюда приходят дети с большим потенциалом.

Учитель информатики Нил Бикбулатов воспитал немало талантов, увлек ребят робототехникой. У него необычные уроки. Нередко занятие ведет бот. Разговаривает с детьми, ставит задачи.

— Мое кредо — не мешать детям. Хотите работать — работайте, хотите играть — играйте, но только в те игры, которые написали сами. 

Учитель протягивает диск «Безмолвие». Игра долго ходила в российском прокате. Автор этой игровой программы — ученик Нила Бикбулатова. Ребята создают и другие игры, роботов.

В гимназии № 29 учебным процессом правит свобода творчества, где никто никому не мешает и все друг друга поддерживают.

Ольга КОСЯКОВА

drug-olya@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter