К самоуправлению — через экономику

Каким будет бюджет первичного уровня? Налоговые поступления: откуда и сколько? Кто будет отвечать за состояние дорог, школ, детских садов? На эти и другие вопросы отвечает начальник управления по взаимоотношениям с органами местного самоуправления Администрации Президента Республики Беларусь Анатолий РУДЕНКО.

Новое русло для финансовых потоков
— Анатолий Георгиевич, чем было вызвано принятие президентского указа о повышении роли органов местного управления и самоуправления?
— С принятием этого документа поставлена точка в спорах: быть или не быть местным Советам? Однозначно: быть. Но им нужна помощь. Глава государства неоднократно подчеркивал, что Советы являются одной из опор нашего гражданского общества. От их работы во многом зависят успехи и всей страны. Указ подводит нормативно-правовую базу под деятельность первичного звена власти. Прежде ведь даже не было положения о председателе сельисполкома.
— Но действует же закон о местном самоуправлении. Или он устарел?
— Закон лишь в общих чертах определяет, кто и чем должен заниматься. Указ же четко разграничивает функции и обязанности всех сторон.
— Прав и раньше у местной власти было достаточно, а дел — маловато. Почему так происходило?
— Что значат права, не подкрепленные достаточными финансами? Финансы — это бюджет. А его в “низах” не было.
— Сейчас будет?
— В указе записано: “в бюджеты сельсоветов... зачисляются”. И дальше идет перечень: налоги на недвижимость, земельный налог, поступления от реализации имущества, госпошлина за нотариальные действия, сбор с заготовителей, доходы от реализации бесхозного имущества, доходы от сдачи в аренду имущества и земельных участков и так далее. То есть речь идет о полноценном бюджете. И это большая победа.
— А как было раньше?
— Все решал райисполком: оставить налоговые поступления в районе или отдать на село, сколько отдать, а сколько оставить. Прежде в законодательстве не было четко прописано, кто должен получать эти налоги. В итоге в районном бюджете относительно первичного звена власти была лишь строка: столько-то средств на зарплату, канцтовары, телефонные разговоры, аренду занимаемых помещений и еще на кое-какие нужды.
— В распоряжении сельсоветов теперь будут оставаться доходы от продажи земельных участков. Их цена не возрастет?
— Нет. Все земли в зависимости от их качества, месторасположения, наличия там коммуникаций имеют разную стоимость. Составлены подробные карты. Они есть в каждом исполкоме. Участки земли реализуются на открытых аукционах. И здесь не может быть никакой самодеятельности.
— Сельсоветы получают возможность заработать и на брошенных строениях...
— Это тоже должно сыграть положительную роль. Ведь появляется мотивация искать покупателей на то, что никем не используется.
— За выдачу справок с людей будут брать деньги?
— Справки, как и прежде, будут бесплатными, а вот нотариальные действия, касающиеся земли и строений, скорее всего, платными. Кстати, раньше средства от регистрации актов гражданского состояния шли опять же в район. Теперь они будут оставаться на местах.
— Анатолий Георгиевич, прокомментируйте, пожалуйста, пункт указа, где говорится, что в первичные бюджеты пойдет “до 50 процентов средств от реализации по решению районного, областного Совета депутатов недвижимого имущества, расположенного на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, находящегося в коммунальной собственности района, области”.
— Это очень важный пункт. На территории сельсовета может быть, например, санаторий, завод. При его продаже сельскому Совету прежде ничего не перепадало. Но разве это справедливо?
— Рассматривается ли бизнес как источник пополнения низовой казны?
— В последние годы намечается отрадная тенденция: малое и среднее предпринимательство начинает все активнее идти в глубинку (там достаточно свободных площадей и специалистов). Если этой ситуацией умело воспользоваться, то можно материальное положение местных Советов значительно укрепить.
— Что значит “умело воспользоваться”?
— От сельисполкомов многое зависит: это и регистрация фирм, выделение им помещений, земельных участков. Там, где власть способствует развитию предпринимательства, это сразу заметно. У нас немало примеров, когда в деревнях открываются цеха по переработке сельхозпродукции и производственные участки.
— Предполагается, что в местном бюджете займут достойную строку и доходы с акций. Реально ли это?
— Если бизнес придет в небольшие населенные пункты, если будет развита система унитарных предприятий при сельских исполкомах, то почему бы и не появиться такой форме доходов, как дивиденды.
— Какие льготы предусматриваются для коммунальных предприятий?
— Существенные. И это правильно. Представьте ситуацию. Живет крестьянская семья. У нее целый ворох забот: нужно отремонтировать дом, купить шифер, кирпич, заготовить топливо на зиму, обработать свои “сотки”, собрать урожай, реализовать его, а еще бытовые мелочи — починить телевизор, стиральную машину. К кому обратиться за помощью? Надежда на систему бытового обслуживания. Но она не всегда способна решить все проблемы. Именно поэтому несколько лет назад и начали на селе открываться унитарные предприятия по оказанию услуг населению. Однако никаких послаблений для этих предприятий не было. Теперь же они приравнены к сельскохозяйственным организациям. То есть они имеют право “для выполнения соответствующих работ (оказания услуг) приобретать сельскохозяйственную технику отечественного производства, минеральные удобрения, нефтепродукты по ценам, определяемым в соответствии с законодательством для сельскохозяйственных организаций, а также получать кредиты на закупку тракторов, сельхозмашин и оборудования, в том числе передаваемых на условиях долгосрочной аренды (финансовой аренды (лизинга), на условиях, предусмотренных для сельскохозяйственных организаций”. Но льготы действуют только в одном случае — если 70 процентов услуг такие предприятия оказывают населению.
Но это отнюдь не означает, что предоставление льгот стоит рассматривать как обязательное требование открывать коммунальные предприятия повсеместно. По-прежнему будут развиваться служба быта и районные специализированные структуры. Государство поощряет конкуренцию. А люди пусть выбирают, к кому им обращаться за помощью.
И у проселочной дороги должен быть хозяин
— Какое оно, новое поле деятельности первичной власти?
— Это благоустройство населенных пунктов, их водоснабжение, жилищное и дорожное строительство, коммунально-бытовое и социально-культурное обслуживание населения, охрана природы.
— Но этим же занимается и ряд других организаций и учреждений.
— Да, но сейчас сферы деятельности четко разграничиваются. Например, за колонки с водой отвечает сельский Совет, а трубопроводная система перейдет на баланс района. Лампочки на столбах, грубо говоря, — это за сельсоветом, а вся электропроводка — за районом. То же самое дороги. Некоторые из них были ничьи, и, естественно, за ними никто не следил. Теперь ситуация меняется. Улицы в деревне — это зона ответственности сельсовета, а до и после населенного пункта — забота района, где есть специализированные дорожные организации.
— Нужно многое сделать, чтобы принцип разделения полномочий воплотился в жизнь.
— Одна из первоочередных задач — инвентаризация всего хозяйства. Именно после составления техпаспортов на все объекты и станет ясно, что нужно делать в первую очередь, кто это должен делать и какие финансы необходимы. И тогда будет прорисован круг конкретных задач для каждого исполнительного комитета. Но в любом случае ничейных домов, заброшенных ферм и клубов, у нас не должно быть.
— Кстати, за кем в деревнях останутся школы и детсады?
— Они должны быть переданы специализированным службам, которые и будут заниматься ремонтом, переоборудованием и так далее. Первичный уровень власти необходимо освободить от несвойственного набора функций.
— А штаты низовых исполкомов увеличатся?
— Раньше они формировались, как под кальку — едины для всех. Сейчас же их величина перейдет в прямую зависимость от числа населения, размеров территории и количества предприятий. Где-то в штате могут остаться и один-два сотрудника, а где-то будет и семь-восемь. Это вправе решить райисполком.
Чтобы власть состоялась
— Появится ли у Советов всех уровней координирующий центр?
— Согласно указу главы государства Совету Республики Национального собрания Беларуси рекомендовано образовать Совет по взаимодействию органов местного самоуправления. Есть также поручение Президента и о проведении съезда Советов. Ориентировочно он должен состояться осенью 2007 года. Депутатам базового уровня нужна объединяющая структура, где могла бы быть сформулирована позиция большинства, которая при этом была бы и услышана. Самостоятельно из глубинки достучаться даже до министерства трудновато. Приходится через множество ступенек проходить. Однако здесь необходимо понимать и другое — система местного управления и самоуправления должна кардинально измениться. Нужно работать по-новому. В Директиве N 2 Президента четко поставлена задача: люди, которые обращаются к представителям первичного звена власти, должны получить там ответы на все свои вопросы.
— Почему пункт о профучебе столь детально расписан в указе? Неужели это настолько актуальная проблема?
— Учеба кадров проводилась всегда. Однако единой системы выстроено не было. Сейчас будут разработаны соответствующие программы для всех представителей первичной власти. И это важно. Ведь прошли выборы, депутатские мандаты получили новые люди. И их надо учить, как организовать и провести прием граждан, как работать с населением и в комиссии, как направлять запросы в вышестоящие организации. Откуда, допустим, учитель или бригадир это может знать? Поэтому в указе и заложено требование о постоянном повышении квалификации. — Что же нужно, чтобы указ заработал?
— Нужны значительные усилия исполнительных и распорядительных органов. Роль и значимость сельсоветов должна значительно возрасти.
И их главнейшая обязанность — обеспечивать нормальную жизнедеятельность на своих территориях. Чтобы были хорошие дороги,
качественная вода, работали магазины, без проблем ходил общественный транспорт, на улицах было светло, а в домах тепло. Если это будет так, значит, местная власть на данной территории состоялась.
И еще. Территория сельсовета должна быть самодостаточной. То есть могла бы самостоятельно развивать и обеспечивать гражданам высокий уровень соцгарантий. А основа для этого одна — высокоэффективное производство. Это и есть главная цель совершенствования местного самоуправления.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter