Минский государственный областной лицей бывшие выпускники часто называют школой мечты

К открытиям готовы

Без малого 20 лет Минский государственный областной лицей дает старт во взрослую жизнь одаренным и мотивированным старшеклассникам. Главный же принцип работы учебного заведения — общность интересов молодых людей и педагогов — остается прежним. Обе стороны учебного процесса открыты всему новому, а значит, являются единомышленниками.

Яна Прохорова, ученица 11-го класса.

Сегодня лицей — это 321 одаренный учащийся. Большинство старшеклассников — выпускники школ Минской области, для них учреждение образования — и школа, и дом, и место для реализации творческих амбиций. Подросткам в этом помогают 47 педагогических работников, в том числе 29 учителей. У лицея хорошая материально-техническая база: современные кабинеты, в том числе лингафонные, с мультимедийными проекторами, интерактивными досками, мультибордами, а также компьютерный класс, актовый, спортивный, тренажерный залы, столовая, общежитие на 280 мест… Впрочем, все это факты. Что за ними?

— Одна из особенностей нашей работы — очень быстрая смена контингента учащихся, — рассказывает директор Минского государственного областного лицея Виктор Хатеев. — Принимаешь под свое крыло десятиклассников из разных школ, и, пока направишь их привычки, настроение, понимание образовательного процесса в единое русло, проходит какое-то время. А ведь еще нужно успеть дать ребятам проявить себя, помочь определиться с учебными приоритетами. К счастью, построенное нашими учителями образовательное пространство помогает пройти процесс адаптации достаточно быстро, и это результат доминирования «семейных» традиций и нашего тесного общения с детьми.

Виктор Хатеев.

Конкурс в Минском областном лицее приличный — 3,2 человека на место. Это значит, что под одной крышей собираются высокомотивированные ребята. Профили обучения формируются в соответствии с запросами школьников и их родителей. Традиционно сильны физико-математический и химико-биологический профили, популярен химико-математический, а также экономический. По словам директора, отдача от такого обучения фантастическая!
Вот пример прошлого года: все 22 ученика химико-биологического класса поступили в университет по своему направлению, 20 на бюджет и двое на платное обучение. В целом же в вузы поступает 98 процентов выпускников лицея, в том числе 86—88 процентов их — на бюджетную форму.
— Уже на вступительных испытаниях молодые люди, выбирая один из профилей, обеспечивают себе «стартап» по индивидуальному образовательному маршруту, — продолжает директор. — Конечно, определенное количество учащихся стараются следовать ранее выбранным приоритетам, но есть и те, кто успевает попробовать себя во всех сферах нашего образовательного пространства.

Урок проводит учитель физики Константин Сечко.
 
Наиболее полно сотрудничество учителя и лицеиста проявляется в рамках созданного в 2006 году научного общества «Прометей». За время его существования реализовано около 250 научных работ, презентованных на научно-практических конференциях и конкурсах исследовательских работ различного уровня, включая международный. Фактически у каждого лицеиста есть возможность попробовать себя в одном из серьезных исследовательских проектов. И даже сделать небольшие открытия. Пример тому — исследование одиннадцатиклассников Дмитрия Борейко и Ивана Куракова, посвященное акустической левитации на ультразвуковых излучателях.

— Мы провели ряд экспериментов по левитации частиц и стали свидетелями нескольких эффектов, описания которых не нашли в источниках информации, — рассказали ребята, которых мы встретили в одной из аудиторий. Они согласились продемонстрировать журналистам свою работу. — Практическая значимость исследования акустической левитации в том, что это явление может найти применение в фармакологических технологиях и технологиях изготовления радиоэлектронных элементов.

Учитель биологии Лариса Ковалевская с ученицами 11-го класса Кариной Лизун, Анастасией Окулик и Елизаветой Козловской.
Еще один показатель качества взаимодействия учителя и ученика — успешное участие в олимпиадном движении. По результатам республиканских олимпиад в 2016—2020 годах лицей входил в топ-5 лучших учреждений страны.
 — Есть успехи и на международном уровне, — говорит заместитель директора по научно-методической работе Валентина Скиба, проводя мини-экскурсию по учебному корпусу. — Например, в прошлом году ученица Елизавета Жук стала обладательницей бронзовой медали на Международной научной конференции юных ученых в Сербии. Так стоит ли удивляться, что и по итогам централизованного тестирования на протяжении ряда лет областной лицей входит в топ-10 лучших учреждений образования страны?..

Ученик 11-го класса Дмитрий Борейко. 

Впрочем, не одними учебой и наукой жив современный лицеист. Существующая на протяжении 10 лет система ученического самоуправления способствует выявлению лидерской одаренности и воспитанию политической зрелости представителей молодого поколения. В лицее работает собственная студия телевидения, силами учащихся издается газета. Налицо интеграция учебной, внеклассной, внеурочной, внешкольной и воспитательной работы — то, что и нужно для старшеклассника.

Несмотря на наличие конкурса при поступлении в лицей, представители учебного заведения постоянно ищут юные таланты по всей Минской области. Нацеливают потенциальных абитуриентов и их родителей на достижение новых образовательных рубежей. А еще в нынешнем году лицею предстоит апробировать новые правила приема учащихся. Напомним, изменились сроки подачи заявлений и проведения вступительных испытаний. Последних будет два, и форма — только письменная. Разработка заданий, ответов и критериев оценивания поручена Республиканскому институту контроля знаний. Зачислять в лицеи будут только тех, кто получил на экзамене отметку не ниже 6 баллов, а школьники, которые поступят и захотят изучать, к примеру, математику, физику, биологию или химию на повышенном уровне, должны будут иметь средний балл в аттестате не меньше 7.

Ученица 11-го класса Анастасия Окулик.
С 2012 года Минский государственный областной лицей является площадкой для реализации республиканских инновационных и экспериментальных проектов.
­ВАЖНО

В 2016 году указом Президента за достижения и наилучшие показатели в образовательной деятельности Минский государственный областной лицей был занесен на Республиканскую Доску почета.

­ЦИФРЫ И ­ФАКТЫ

Минский государственный областной лицей за время своей работы дал дорогу во взрослую жизнь 2285 выпускникам. 356 из них получили аттестаты особого образца. За годы работы лицея учащиеся стали обладателями 603 дипломов третьего этапа республиканской олимпиады, 153 дипломов заключительного этапа республиканской олимпиады, 15 дипломов международных олимпиад. В активе у лицеистов 107 дипломов областных научно-практических конференций, 99 — республиканских, 85 — международных.

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter