К острову духовности

Роль  белорусской  литературы  в  контексте  глобализации

Роль  белорусской  литературы  в  контексте  глобализации

К своему расцвету в ХХ столетии белорусская литература прошла долгий путь. К сожалению, в эпоху Возрождения мы не смогли дать миру своего Данте, Шекспира, Сервантеса. Мы учились и набирались сил, медленно приобщались к Просвещению. Основополагающая тема всех великих писателей от Гомера, Софокла до Толстого, Шолохова – это любовь к Родине, любовь к человеку, любовь к жизни. Два направления в литературе мирно соседствуют до сих пор – это драма идей и драма страстей. На мой взгляд, глобализация под разными определениями существовала всегда. Человечество любопытно, обожает свободу и любит движение. По ряду технологических, природных, финансово-экономических, буржуазно-капиталистических причин в наши дни глобализация – это космополитизм экономически богатых стран, который приобретает характер агрессивный и уже не поддается контролю мировой общественности. Во имя своих корыстных целей глобализация готова оправдать насилие, войну. 

С одной стороны, в мире ежегодно умирает 9 миллионов человек от голода. В России, например, 10 % населения владеют 90 % национальных богатств. Чаще под лозунгами спасения от голода и нищеты, объединения усилий за распределение сырья, доходов глобализация скрывает свои хищнические интересы: контроль отдельных групп, даже не государств, за рынками сбыта, природными богатствами, капиталом. Бедные страны впадают в еще большую зависимость от ВТО и других финансовых фондов, более стабильные страны в плане экономики открывают свои двери для инвесторов. Одно несомненно: контроль над капиталом, экономикой влечет за собой и контроль над сознанием, духовностью. Идет своего рода скрытая унификация сознания людей, необходимая глобализации исключительно для оправдания ее иждивенческо-корыстных целей. Такие понятия, как «европейская литература», «мировая литература», — пустой звук. Чех Кундера признался, что европейской литературы нет. Есть литература национальная, которая и составляет европейскую литературу. В моде сарказм, ирония, цинизм, издевка. Когда-то мы с улыбкой шутили над декадентами, символистами, абстракционистами, модернистами. Но сейчас все больше видны тенденции опоэтизировать неразумное, подсознательное, приучить людей к пороку, размыть до окончания границы между добром и злом. А ведь если писатель не утверждает добро своими книгами, он способствует злу. Испытание на прочность под ураганами глобализации должна пройти и современная белорусская литература: как искать ориентиры и куда ж нам плыть? Ведь абсолютно отрицать глобализацию уже невозможно. Будем помнить, что конкуренция не терпит патриотизма. К сожалению, мы забыли, а скорее, не знали, от нас кто-то хитро спрятал знаменитое высказывание славянофилов: «Не губите лучшее у себя, принимайте лучшее у других». Так как же жить белорусской литературе, когда «поиск смысла жизни заменен поиском денег»? У многих писателей – и белорусские не исключение — толчком к творчеству был и остается протест против несправедливо устроенного общества, мира. 

Глобализация уважает грех, несправедливость, изворотливость, обман, выгоду. Писатель как раз и потрясает наши души обличением греха и несправедливости. Конфликт неизбежен. Глобализация жаждет подчинить сознание широких масс своим устремлениям и интересам. 

Писатель — на страже духовности. Но духовность для глобалиста не приносит выгоды. Опять конфликт. Хаотичное распределение рабочей силы приводит к расовым столкновениям. То, что происходит в Европе, тому пример. 

Очень часто любой человек как разумное существо задает себе сознательно или подсознательно вопрос, так остро поставленный когда-то Александром Пушкиным: «Куда же нам плыть?» И это хорошо. Наличие совести предусматривает работу души. В идеале такой труд должен происходить все время. Николай Гоголь учил: «Спасая чистоту души своей, сможем избавить от безверья, жестокости и равнодушия к жизни и душу ближнего». С помощью сомнений, очищения, веры приходим к уверенности в том, что человек живет недаром. Часто этот вопрос приобретает глобальное значение. Неудачи государства, мировые войны, катастрофы, локальные конфликты, экстремизм, терроризм увеличивают чувство опасения за свою жизнь, жизнь близких, жизнь народа – все это негативно воздействует и на наш внутренний мир, который мы кропотливо создаем с детства. А тут вдруг чья-то невидимая рука с помощью агрессии, натравливания одного народа на другой, одной религии на другую, благодаря навязыванию идеологии тотального поклонения деньгам (доллару) стремится именно к разрушению шаткой гармонии нашего внутреннего мира. И тут человек невольно подходит к переоценке проверенных ценностей. Неужели все лучшее, что создано человечеством в области культуры, не лучшее? Кроме того, что нелегко противостоять искушениям теперь уже слишком свободного (просто до проявлений наглой пошлости) общества, человека подталкивают к отчаянию именно с помощью безверия в его человеческую способность жить достойно, с Богом, верой, любовью в сердце. В принципе, так было всегда. Меняются лишь методы и средства разрушения совести. А цель культуры как раз противоположна черным силам – воспитывать совесть, подпитывать ее, аккумулировать, удерживать на высоком духовном уровне. 

Что вообще есть культура? На мой взгляд, это материализация духовности человека (человечества) с помощью всех видов искусства сквозь призму эстетики и этики. Мне могут возразить: да как же в наш трудный период глобализации исторического развития находить время для углубленного взгляда на жизнь как на драгоценнейший Божий дар? Человечество уже накопило в области культуры огромный опыт. Беда только в его низкой востребованности. Эта самая востребованность и должна сделаться для каждого душевной необходимостью. Думаю, что и перед Богом будет стыдно, если, например, прожил жизнь, а в музее, в театре не побывал, не прочел и десяти мировых шедевров, не знаешь ни одного национального поэта и прозаика. Александр Пушкин любил поучать брата: «Чтение – вот лучшая наука». «Когда читаю Шекспира, я делаюсь лучше, умнее, чище», — писал Гюстав Флобер. Несмотря на огромный поток информации, на новые виды искусства, общество возлагает большие надежды в процессе формирования культуры на слово, литературу. Это ведь прекрасно, что первые стихи поэтов льются от полноты добрых и светлых чувств к первой любви, к родителям, к Родине! 

И не стоит обращать внимание на скептические утверждения и даже насмешки над тем, что, мол, в Беларуси много поэтов и прозаиков, а большой литературы нет. Есть и отличные поэты, редкого таланта прозаики, есть и значительные литературные произведения, достойные Нобелевской премии. Чем больше белорусские читатели будут уважать, любить своих писателей и гордиться ими, тем больше их будут уважать и читать в Европе. Как составную часть патриотического воспитания рассматриваю я стремление молодежи с юношеских лет к творчеству духовных наставников своего народа, к познанию мира культуры посредством познания и сочетания со своей национальной культурой. Очень хорошо, что, кроме кружков бальных танцев, компьютерных игр, народной хореографии, еще не погибли кружки поэтические, драматические. Можно только приветствовать человека, который жаждет знаний, познания, стремится к обретению духовности. Но краеугольный камень культуры каждого человека – это этика. Она доступна всем, тем более что некоторым ее постулатам с детства учат в семье. Бескультурье, невежество, беззаботность, равнодушие к самообразованию были для Максима Горького (и не только для него) злейшими врагами. Надо жить так, чтобы о тебе сказки рассказывали и песни пели. Много чего находится во власти самообразования и самовоспитания, а оно начинается там, где есть очаги творчества, где есть самобытные, мудрые учителя. «Ну а где же стимулы для этого?» – скажет кое-кто из скептиков. Наше время рациональное и прагматичное. Есть стимулы не только духовные, но и материальные. Потому что человек некультурный, грубый, злобный, завистливый, с животными склонностями не только не пользуется уважением, но и обязательно вредит самому себе. И, наоборот, человек совестливый, добрый, скромный украшает общество. 

Не знаю, приходилось ли вам наблюдать такую ситуацию. Плохо живет улица, городок, единственная радость – дети, да и те растут эгоистами, охваченные с малолетства идеями накопительства, алчности. Создается атмосфера, когда на обычное бескорыстное проявление добра смотрят с подозрением, возмущением, осуждением. И вот на этой улице, в квартале, в деревеньке появляется совестливый, добрый человек. Он действует невидимо. Дает оценку злу, останавливает детскую жесткость по отношению к другим детям, к животным, к деревьям. Он откликается на просьбу о помощи, он рад каждому человеку. И люди некультурные, бездуховные начинают неуютно чувствовать себя. Не исключено, что под таким благодатным влиянием у кого-то зашевелится совесть, кто-то осознает свои грехи… и, дай бог, поставит вопрос: «Куда же я плыву?» Ради чего тем самым силам зла (некоторым особам, определенным государствам, кланам, финансовым группам) разрушать относительную гармонию внутри человека, его культурологическую ауру, а вместе с ней и моральные принципы, духовные основы жизни? А ради того, чтобы паразитировать на особенностях нашего характера, сделать независимого человека рабом своей воли, истощить. Потому что без веры, без чувства Родины, без национальной гордости человек слаб, он тростинка, он пыль на ветру. Даже в великом горе, отчаянии, голоде, холоде культурный, духовный человек сделает все, чтобы не унизить своего человеческого достоинства. А человек, у которого есть достоинство, никогда не позволит трепать честь своей Родины. Прежде чем стать гражданином, патриотом, надо создать в себе человека, воспитать в себе свое я

Так куда же нам плыть? Только к острову духовности. От нее будет исходить и оценка государства и общества, и самоанализ, и сравнительный анализ бытия своего народа и других народов. Потому что все одновременно и очень далеки, и очень близки. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter