К какой рубашке ближе кошелек

За какой товар (отечественный либо импортный) охотнее голосуете рублем вы, уважаемые читатели?

«Своя рубаха ближе к телу», — эта известная поговорка вновь вспомнилась на днях, когда бывший глава МИД Петр Кравченко заявил в беседе с корреспондентом БЕЛТА, что в нашей стране необходимо сформировать и ввести в оборот понятие экономического патриотизма: «Этот термин основан на том, что человек, прежде чем отдать свой рубль за какой–либо товар или услугу, должен подумать: а в чей карман он его положит? В карман белорусского предприятия?» Однако экономическим патриотом, по мнению известного дипломата, должен быть не только покупатель, но и производитель, добивающийся высокого качества выпускаемого товара. «То, о чем я говорю, легко провозгласить, но непросто добиться. И все же к этому нужно стремиться», — считает бывший министр иностранных дел.

Однако, судя по комментариям на интернет–форумах, многие сдержанного оптимизма Петра Кравченко не разделяют. К примеру, один из включившихся в дискуссию авторов «Спор–площадки» убежден, что в эпоху глобализации призывы к экономическому патриотизму выглядят, мягко говоря, неубедительно. Правда, есть чем крыть и другому нашему спорщику. В дискуссионном запале он буквально рвет на себе льняную рубаху, пытаясь доказать, что лозунги вроде «Купляйце беларускае!» не только актуальны, но и экономически вполне целесообразны.


Интересно, за какой товар (отечественный либо импортный) охотнее голосуете рублем вы, уважаемые читатели? Ценные доводы принимаются на форуме sb.by любыми «купюрами»!


Не надо монетизировать!


Расскажу тебе, Андрей, как я покупал велосипед. Сразу сознаюсь, в этом непростом процессе вопрос патриотизма стоял для меня на последнем месте. Эгоистично думал лишь о том, как беззаботно помчусь наперегонки с ветром и не стану тратиться на ремонт после первых поездок. Поэтому просто переписал в столбик все–все–все модели, подходящие мне по цене, а затем начал вдумчиво изучать их параметры. Меня не сильно заботило происхождение педального агрегата, волновало только наличие амортизационной вилки, планетарной трансмиссии, эргономичного руля и комфортного седла. Был несколько озадачен итогом своего исследования: вся эта совокупность моих предпочтений обнаружилась... в белорусском велосипеде, который и приобрел. Откатался уже два сезона без единой поломки, вполне доволен покупкой. Как был удовлетворен и нашим телевизором «Горизонт», который, будучи купленным в 1994 году, исправно отслужил мне 11 лет.


Я к чему это рассказываю? Чтобы согласиться с уважаемым дипломатом, чью идею мы сегодня обсуждаем, единственно в том, что «экономическим патриотом» обязан быть производитель. И только он. В том случае, если на рынке будет появляться достойная белорусская продукция, потребителя не придется силком тянуть к нашим прилавкам — он сам придет. Добровольно откроет кошелек, без заклинаний о патриотизме и взываний к совести, на месте которой у всех давно выросло умение считать деньги. Но если изготовитель стоит на месте, то есть годами гонит одну и ту же модель давней конструкции, с легкой душой работая «на склад», то даже самый патриотично настроенный покупатель не проголосует рублем за бракодела или неумеху. А разве ярые патриоты Беларуси охотно приобретают за границей нашу «молочку» или одежду? Нет, обычные люди, которые наверняка любят свою страну, но в приземленных вопросах насчет прокормиться и приодеться исходят только из экономической целесообразности.


В общем, с какой стороны ни взгляни, все упирается исключительно в качество продукта. Значит, и к ответственности перед страной, которую стыдно позорить халтурой, следует призывать тех, кто производит некачественные вещи, а не тех, кто совершенно естественно отказывается их покупать.


Термин «экономический патриотизм» далеко не нов. Еще экономист и общественный деятель Петр Струве в первой половине XX века писал в своем «Дневнике политика», что ценность патриотизма, сам его дух необходимо распространить на производственную сферу. Но какие времена тогда были? О глобализации слыхом не слыхивали. Сейчас всемирная экономическая интеграция настолько сильна, что о закрытых национальных хозяйствах отдельных государств речи давно не идет. Взаимозависимость когда–то суверенных экономик стала так высока, что о глобализации заговорили как о неизбежной закономерности мирового развития. Ну куда нам тормозить этот процесс? Сейчас товары изготавливаются буквально всем миром, и вряд ли это повод для серьезной тревоги. К слову, тот самый велосипед белорусской сборки некоторыми своими узлами оказался иностранной машиной. Что с того? Можно ли теперь говорить, что я патриот велосипедной рамы, но предатель экономических интересов страны по каретке и переключателю передач? И достопамятный «Горизонт», между прочим, тоже был с импортным кинескопом, что не помешало моим деньгам, вложенным в его покупку, влиться в казну именно белорусского предприятия.


Разумно ли вообще культивировать некую национальную хозяйственную обособленность в то время, когда мы объединяемся в Евразийский экономический союз с Казахстаном и Россией? Это во времена СССР с его «железным занавесом» и отсутствием выбора можно было бессмысленно призывать граждан летать исключительно самолетами «Аэрофлота». Как будто существовали еще какие–то авиакомпании, кроме единственной государственной. Но стоит ли сегодня, в эпоху интернета, тратить усилия и деньги на подобные призывы? Я за несколько секунд открываю сайт и сравниваю, какими авиалиниями быстрее и проще долечу, допустим, в Астану из Москвы.


Понуждать к «экономическому патриотизму», на мой взгляд, стоит лишь в двух случаях.


Во–первых, когда наши хитромудрые умельцы намеренно используют импорт лишь для увеличения стоимости конечного продукта. Скажем, строители зачем–то ввозят оконное стекло или паркет из–за границы, хотя можно купить вполне высококачественные местные изделия и тем самым существенно снизить стоимость квадратного метра жилья. Или когда рестораны вместо белорусских напитков почему–то предлагают одну лишь французскую минералку и финскую водку.


Во–вторых, в случае защиты от культурной экспансии, как это делается во всем мире. Пример — известное обязательство радиостанций иметь в своем эфире 75 процентов белорусского музыкального репертуара. Тут в одном флаконе и культурный протекционизм, и возможность заработка для наших исполнителей.


А вот для народа пусть патриотизм остается таким, каким был, — глубоким чувством любви к Родине в целом. Без приставки «экономический». Не надо монетизировать это понятие.


Сквозь рифы мифов


Легко сказать: дескать, обеспечь, бизнесмен, качество по европейским стандартам — и люди потянутся к тебе! Можно, конечно, постараться. Вот Петр Кравченко, невольный зачинщик нашего спора, мечтает, что внедрение евростандартов приведет отношения производителей, продавцов и покупателей к долгожданной гармонии: «Люди приобретают отечественную продукцию и имеют для этого хорошую мотивацию, ведь производитель выложился на сто процентов и создал товар со всеми необходимыми потребительскими качествами».


Есть, однако, у нас характерная черта. Мы, как правило, не замечаем новое предложение на внутреннем рынке, пока услуга, товар, любая новация не будут одобрены за «бугром».


«Чей туфля?» Прежде чем наш покупатель с восторгом признает: «Моё!» — белорусская обувь должна стать, как выражается в кофейном рекламном ролике Ингеборга Дапкунайте, «чуть–чуть иностранкой».


И местного производства шоколадку многие, особенно молодые покупательницы, не попробуют на зуб, пока не узнают, что лакомство на ура принято сладкоежками из Бруклина. И футбольная команда (а спорт в современном мире — высокоразвитая индустрия, практически отрасль экономики) не заставит болельщика приобрести билет на стадион, пока не победит «Баварию». И в шоу–бизнесе даже бесспорный талант нередко будет неприкаянно слоняться по студиям с клеймом «неформат». Пока не приметит его заезжий московский продюсер...


Ты, Роман, восторгаешься достоинствами импорта... Что ж, приведу и свой пример. Одна моя знакомая, как и многие из нас, весьма скептически относилась к продукции родной легкой промышленности. До тех пор, пока не прикупила в Нью–Йорке стильный и легкий белый плащик. «Умеют же за границей шить!» — счастье от приобретения быстро сменилось на недоумение, замешательство и в конце концов на радость, ведь на подкладке красовалось нежданное Made in Belarus. Земляк! Один из тех, что не удостаиваются даже взгляда нашего, когда красуются на вешалках минских универмагов. Другое дело — вешалки чужестранных моллов...


Выходит, что здешнему производителю из–за чрезмерного увлечения тысяч сограждан еврошоппингом даже невыгодно афишировать местное происхождение изделий. Подозреваю, что где–то на рынках синеокой водятся белорусские джинсы, хотя скептики и предлагают искать их в библиотеке на полке «Фантастика». Причем наверняка законспирированная джинса ничем не уступает китайской. Но швейники сознательно не афишируют местное происхождение. Мол, пусть думают, что made in China, а то высунешься из окопа — и сразу попадешь под огонь злословия и отнюдь не дружеских подначек.


Объективности ради стоит признать: в рыночном море корабль экономического патриотизма повсюду натыкается на рифы потребительского нигилизма. Пренебрежение к своему и восторг перед западным, как известно, уходят корнями в эпоху тотального дефицита, генную память о серой продукции отечественного легпрома просто так не сотрешь. Это, впрочем, не означает, что сторонники экономического патриотизма предлагают нам утопию.


Нам есть чем гордиться, наши брэнды на слуху, слава о трикотаже, сгущенке и квасе, говорят, дошла до канадской границы, но под лежачий камень вода не течет. Это «девчонки стоят в сторонке», а люди дела должны отбросить ложную скромность и предпринять все для того, чтобы свой родной покупатель не прошел мимо и не сел в автобус на Вильнюс.


В разное время во многих странах идеологию экономического патриотизма сделали... модной. Сегодня уже мало кто вспоминает, что после Второй мировой экономика Японии была отсталой и разрушенной. Но в 60–е годы она стала расти (более десятилетия подряд быстрее 10 процентов год) и солнце над возрожденным Токио действительно взошло! А ведь японский феномен основывается именно на поддержке своих своими, потреблении местных товаров и желании не зависеть от импорта. А вот, Роман, еще одна страница истории экономического патриотизма: в 70–х годах прошлого века американские производители пытались защититься от экспансии импорта, в том числе из Японии, выдвинув популярный лозунг: Be american, buy american! («Будь американцем, покупай американское!») Схожие призывы звучат нынче и в Украине, и в России. Это — одновременно альтернатива глобализации и воинствующему антиглобализму. Чтобы стать «экономическим патриотом», вовсе не обязательно громить заведения сетей фаст–фуда, крушить витрины супермаркетов. Главное — построить для производителей и потребителей комфортную дорогу с двусторонним движением и двигаться по ней, не превышая, впрочем, скорость. Ведь в одночасье традиции, предрассудки не изменишь. И к патриотизму экономическому, так же как и к военно–патриотическому воспитанию, новое поколение нужно приучать с ясельной группы — кропотливо, без банальностей и штампов, объясняя ребятам, зачем и почему нужно «покупать белорусское». Недаром же в своей рекламной кампании одна отечественная фирма делает ставку на такой слоган: «Вкус, знакомый с детства».

 

Советская Белоруссия №10 (24393). Суббота, 18 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter