О стимулировании индивидуального строительства

К дому своей мечты

Обязательные процедуры при строительстве индивидуального жилья могут быть упрощены, сообщил заместитель министра архитектуры и строительства Дмитрий Семенкевич. Получение справок и разрешений в многочисленных инстанциях предлагается заменить единым документом — градостроительным паспортом, в котором будут прописаны все права и обязанности застройщика. Предложение, вполне укладывающееся в общую стратегию по оптимизации административных процедур. Важно только, чтобы новый документ не стал еще одним в череде бумаг, необходимых человеку для осуществления мечты всей жизни — строительства своего дома.

Ведь, строго говоря, и сейчас есть паспорт застройщика — итоговый документ, который владелец участка должен получить перед началом строительства после обивания порогов исполкома и проектных организаций. По своему опыту могу заверить: рядовому гражданину выполнить все условия можно только в том случае, если этим будут заниматься специализированные посредники, чьих предложений в интернете и профильных изданиях пруд пруди. Есть и второй путь, который выбирают для себя те, кто не желает переплачивать тысячи рублей, — начать самовольное строительство с дальнейшей перспективой выплаты штрафов. Причем этот выбор вполне осознанный даже не в силу сложности всех подготовительных процедур. Сейчас система построена исключительно на разрешительном принципе — это когда районный архитектор утверждает проект и делает его привязку к местности. Все бы ничего, но утверждать надо не только сам дом, но и все хозяйственные постройки — сараи, бани, пардон, нужники...


Давайте на минуточку представим себе человека, который выиграл аукцион на право освоения земельного участка под индивидуальное строительство. Откуда ему знать, где лучше поставить гараж? Или где у него будет мастерская — не сейчас, а потом, когда он выйдет на пенсию, поставит себе какой–нибудь столярный станочек? Но прямо сейчас от него требуют: скажи, где у тебя будет стоять это, где то... И потом только попробуй сдвинуть на 2 метра — ни–ни. Или захотел человек в процессе сделать пристройку. Отлично! Только все документы и согласования — по тому же большому кругу. И это на участке, который принадлежит гражданину на праве собственности и приобретен за его кровные...

Мой личный опыт такой. От момента покупки участка до завершения строительства и ввода дома в эксплуатацию прошло 11 лет. Много это или мало? Иной, у кого есть шальные деньги, которые можно вбросить в загородный коттедж, лишь усмехнется. Но мы строили постепенно, покупали стройматериалы и заказывали специалистов в ежемесячном режиме — по мере выплат зарплаты. К услугам банков не прибегали — кредиты были с заоблачными процентами. И так, уверен, строится большинство. Ясное дело, за десятилетие представления о том, каким будет дом, что и как будет расположено на нашем участке, претерпели определенные изменения.

К чему приводит явно избыточная опека потенциальных владельцев личных усадеб? «Да гары яно гарам!» — есть такая емкая белорусская поговорка. А это очень плохо — и для отдельного несостоявшегося домовладельца, и для в страны в целом. Потому что строительство, как известно, является прекрасным локомотивом для любой экономики. Дом — это и загрузка строительных организаций, заводов КПД, транспортников... В общем, всех тех, кто раскручивает хозяйственный маховик. Почему–то, когда мы говорим о строительстве, подразумеваем, как правило, возведение многоквартирных домов в переполненных городах. В итоге возник определенный перекос в сторону жилья городского типа. Ежегодно в Беларуси строится 60 — 70 тысяч квартир, а индивидуальных домов — в 4 — 5 раз меньше. Но частное домостроение не менее важно. Особенно в наше время, когда одной из актуальных проблем, стоящих перед экономикой, стало создание новых рабочих мест. Именно индивидуальные коттеджи могут «генерировать» занятость в строительстве. В этой сфере себя могут найти десятки тысяч людей. Кстати, сейчас наблюдается определенный парадокс: эту рыночную нишу активно осваивают микробригады строителей из Украины. И дело даже не в том, что, по мнению многих, они демпингуют, зачастую работая нелегально. Эти рабочие места сейчас нужны нашим людям — тем, кто значится на предприятиях с явно избыточной численностью персонала, работает несколько часов в неделю. И не знает, что делать, где себя найти, если уйти на вольные хлеба. Если поменять на государственном уровне отношение к коттеджному строительству как к какому–то вторичному и малозначительному явлению, то перспективы здесь могут просматриваться вполне серьезные.

Возможно, принцип надо поменять на более мягкий — «разрешено все, что прямо не запрещено»? Проще говоря, в градостроительном паспорте указывать только ограничения, например, по расстояниям до соседних участков или этажности строений. А дальше — на свой вкус. Люди это оценят, и коттеджное строительство получит новый импульс.

v3282726@yandex.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter