К барьеру!

Среда и люди

Среда и люди


Каждый раз, выходя на станции метро «Уручье», любуюсь великолепной архитектурой просторного зала. Кажется, предусмотрено все — даже лифт для людей с нарушениями двигательного аппарата имеется! Это вовсе не лишняя трата денег, а свидетельство того, что работает программа по созданию безбарьерной среды, подумал я поначалу.


Но мой энтузиазм сменился разочарованием, когда на днях поинтересовался у контролера метрополитена, работает ли подъемник. Оказалось, он выключен. Почему?


— Пока лифт предназначен только для экстренных случаев, — строго заметила дама в синей форме. — Если обратится инвалид, ему придется подождать, пока приедут специалисты по эксплуатации грузоподъемника. А это в лучшем случае займет минут двадцать. Впрочем, зачем он нужен–то? Сядет, допустим, инвалид–«колясочник» здесь, а как он выберется на «Площади Победы» или «Академии наук»? Ведь пандусовыми платформами на уровне зала оснащено всего шесть станций.


— А действительно, как?


Звоню в КУП «Минский метрополитен».


— Вообще, с использованием лифтов и пандусовых платформ возникла сложная ситуация, — рассказал главный ревизор по безопасности движения Олег Круглов. — Дело в том, что строительные нормы 1984 года этих сооружений не предусматривали. И относительно недавно проектировщики, планируя станции, стали наносить на чертежную бумагу новые объекты. Появились платформы с лифтами и пандусами. К примеру, они есть на станциях «Могилевская», «Кунцевщина», «Каменная Горка», «Спортивная», «Уручье». А на «Борисовском тракте» инвалиды могут воспользоваться специальной пандусной платформой. Но как сочетать эти современные сооружения со старыми? Любой проектировщик подтвердит, что изменения в архитектуре станций могут негативно сказаться на безопасности пассажиров.


Все логично. Причины объективные. Но эти доводы вряд ли успокоят горожан, лишенных возможности свободно передвигаться. Неужели безвыходная ситуация?


В дирекции по строительству Минского метрополитена от каких–либо комментариев по этому поводу отказались. Однако, как позже меня уверили в КУП «Минский метрополитен», обижать безучастием в сложившейся обстановке инвалидов–«колясочников» никто не собирается. Технику могут заменить люди. А на любой из станций каждый нуждающийся человек вправе надеяться на помощь работников метрополитена...


Александр ВЕРБИЦКИЙ.


Из первых уст


Заместитель председателя по организационной и социальной работе ОО «Белорусское общество инвалидов» Сергей Дроздовский:


— Решивший воспользоваться услугой Минского метрополитена инвалид–«колясочник» встречает удивленные глаза сотрудников: «Вы спрашиваете, как спуститься, а как я вам могу помочь?» Ведь у работников метро нет специальных знаний и умений. Они даже не знают, как подступиться к инвалидной коляске. Однако причина не только в этом. Есть и психологический барьер. Далеко не все инвалиды решатся на подобный эксперимент. Кстати, по поводу специальных устройств. Есть немало технических средств, позволяющих обойтись без глобальных реконструкций. К примеру, в Германии широко используется специальный мобильный подъемный механизм, для эксплуатации которого не требуется никакой мышечной силы и сложных креплений к стене и ступенькам. Автоматический аппарат оснащен гусеничными лентами, которые позволяют с легкостью миновать гранитные ступеньки любого угла наклона.


Рита Сушко, начальник отдела по делам инвалидов управления государственной социальной поддержки населения Министерства труда и социальной защиты:


— Увы, сегодняшние технические условия не только ограничивают подвижность инвалидов, но зачастую вообще не позволяют выйти из квартиры. В жилых домах не приспособлены входы, лестницы, лифты, балконы и т.д. Создание безбарьерной среды влечет за собой большие временные и финансовые затраты. К тому же есть проблемы, решить которые пока сложно. Например, как можно сейчас перестроить трехэтажные или пятиэтажные дома? Как в них установить лифт, когда этого не позволяют условия? В таких случаях лучше всего не бездействовать, а самому искать пути обмена жилья. Что касается транспорта. В городах появились низкопольные автобусы, но заехать в них инвалидам–«колясочникам» или мамам с детской коляской по–прежнему проблематично: водители редко останавливают автобус впритык к тротуару... Еще один пример — очень мало высоких платформ, позволяющих с перрона без проблем попасть в поезд. А ведь это удобно не только инвалидам, но и пожилым людям, детям, беременным женщинам. У нас же они с трудом взбираются по ступенькам вагонов. Сегодня в стране только 25 процентов объектов социальной инфраструктуры учитывают требования безбарьерной среды. В Минске — около 60 процентов, но вся транспортная магистраль города находится в стадии реконструкции. Впрочем, это только первые шаги, ведь госпрограмма о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц была принята только в апреле прошлого года.


Юрий Комиссаров, и.о. главного архитектора, начальник архитектурно–планировочной мастерской УП «Минскпроект»:


— К проблеме безбарьерной среды у нас относятся настороженно, инвалидов словно не замечают. С коляской попасть в лифты в метрополитене нельзя ни людям с ограниченными возможностями, ни женщинам с маленькими детьми. Да и вообще, специальные подъемники для инвалидов практически не применяются — они дорогие и импортные. Производят такие в Чехии. Хотя могли бы и в Беларуси наладить собственное производство, если бы поступил социальный заказ. Да, на пересечении тротуара и проезжей части устраиваются пониженные борта, а на сложных участках рельефа — каскад пандусов. Увы, совсем обойтись без барьеров невозможно: по ним ориентируются незрячие люди. Выход — делать бордюры минимальными. Однако на практике... принятые нормативы связывают нам руки. В Минске улицу Берсона никак не могут реконструировать, потому что уклон на тротуарах в реальности больше нормативного. И пандусы здесь невозможно сделать из–за ограниченной территории. Раньше в особых случаях «Госстрой» мог разрешить какие–то отступления от норм. Теперь — нет. Хотя в Армении и Грузии, Украине, России тоже сложный рельеф и действуют свои нормативы, но все решается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter