«К барьеру! Или верните деньги по-хорошему…»

На  что  больше  всего  жалуются  минчане, защищая  свои  права  потребителя?

На  что  больше  всего  жалуются  минчане, защищая  свои  права  потребителя?

Сталкиваясь с нарушениями своих прав, многие потребители спрашивают: «Куда обращаться за защитой?» Не все знают, что в Беларуси наряду с общественной активно развивается и государственная система защиты потребителей. Ее преимущества: по-прежнему бесплатна, на страже наших прав стоят опытные специалисты, да и нарушитель остерегается спорить с государственным чиновником. Входят в эту систему уполномоченные по защите прав потребителей в районных и городских администрациях, аналогичные отделы и управления созданы в облисполкомах. Государственная политика в этой сфере возложена на Министерство торговли Беларуси.

Но не получается ли на деле, что у стольких нянек дитя без присмотра? Давайте рассмотрим это на примере работы отдела защиты прав потребителей и контроля за рекламой управления предпринимательства Комитета экономики Мингорисполкома. С каждым годом растет количество обратившихся сюда за защитой клиентов. Например, в прошлом году – почти 500, возмещено материального ущерба на 35,5 миллиона рублей.

Претензии, о которых ниже, далеко не простые и легкоразрешимые. Уже три года подряд держится на высоком уровне главный, пожалуй, критерий – положительное разрешение письменных обращений граждан. До суда доводится только несколько процентов претензий. Большинство удовлетворенных из них в прошлом году касались некачественного изготовления и установки балконных рам, оконных блоков и кухонь. Так, заключено мировое соглашение между индивидуальным предпринимателем И.Х. и Людмилой Л., согласно которому ИП обязан выплатить один миллион рублей за некачественный  компьютер. На  7 миллионов 715 тысяч рублей наказал суд Заводского района коммерческий технический центр за недобросовестно оказанные услуги по ремонту авто Анатолия Г. Индивидуальные предприниматели Е.С. и С.Т. в добровольном порядке возвратили по 270 и 200 у.е соответственно Александру К. и Эдуарду С. за некачественные куртку и бензопилу, а Галина К. отсудила у одного ОДО 400 тысяч рублей за безобразный ремонт шубы.

— На что больше всего жалуются минчане, — интересуюсь у руководителя отдела Игоря Дударева.

— Количество жалоб на торговлю уменьшается, зато на услуги, напротив, растет. С чем это связано? Думаю, что потребитель стал более грамотен и защищен, ужесточились требования и контроль за изготовлением товаров и продуктов.

Так, здесь печальное «лидерство» держит некачественная обувь (ее почти догнала одежда), второе место в антирейтинге перешло к сложнобытовой технике. Практически на прежнем уровне остались жалобы на мебель, стройматериалы.

В то же время претензии на различные услуги с 2002 года увеличились почти вдвое. Больше половины жалоб все же на бытовой сервис. Вне конкуренции наш ненавязчивый автосервис. На второй позиции — строительные услуги: изготовление и установка балконных и оконных рам, дверей. Резкое сокращение обращений на недоброкачественные риелторские и туристические услуги связано с принятием ряда законодательных актов в этих сферах и возросшей потребительской грамотностью, особенно на отдыхе. Немного увеличилось количество обращений на нашу связь, правда, в основном на мобильную. Стабильны несколько жалоб на общепит, образование, автоперевозки, медицину и трудоустройство.

Итак, потребитель уже знает, что его обязана защитить и местная власть. Стоит ему лишь туда обратиться.

— Другой же стороне, продавцам и производителям, — подытожил начальник управления предпринимательства Мингорисполкома Александр Калиновский, — надо усвоить одну простую жизненную истину о неотвратимости наказания за брак. Так  стоит ли нарушать наше законодательство?     

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter