Jah Khalib стремится быть человеком старого порядка

Jah Khalib: чтобы чего-то в жизни добиться, нужно пройти через жесткие обстоятельства

Global Look Press
Гость ведущей авторской программы на канале RU.TV и звездного редактора «ТН» Елены Север приехал покорять российскую сцену из Казахстана. А сегодня многие песни Бахтияра Мамедова, более известного как Jah Khalib, уже на слуху у искушенных поклонников русскоязычного рэпа.

— Бахтияр, первый мой вопрос традиционен: есть ли у тебя девиз или слоган?

— Я всегда за простоту человеческую. Потому у меня девиз такой: «Быть человеком более старого порядка. Быть за душу, за человеческие отношения». 

— В клипе «Медина» ты сыграл такого стоического персонажа. Кого ты представлял в тот момент, когда в него перевоплощался?

— Никого не представлял. На самом деле в клипе я был неким оракулом. Мы даже специально одели меня в костюмы такие — вневременные, вне этнической группы. И песню я пою от третьего лица о страннике и девушке. И эта песня не совсем про любовь. Большую роль в клипе играет цвет. Когда идет война, он ближе к красному, чтобы показать, что льется кровь. А когда показывают меня крупным планом, цвет меняется, чтобы подчерк­нуть: я не на поле битвы.

Восток, загадочный и манящий 

— В клипе такая большая массовка. Вы что, действительно приглашали очень много людей или это все же компьютерный эффект? 

— Массовка, которая занята в битве, была скопирована. Но 300 человек в съемках этой сцены участвовало, и 70 человек — в сцене на рынке. Я благодарен тем, кто пришел сниматься. Это простые люди, бабушки, приехавшие работать не за деньги, а за некую идею. Мы снимали исторический ролик. И для каждого казаха это было приятно. Участники съемок понимали, что наша работа выйдет на мировой рынок. И люди увидят нашу культуру, наши костюмы, нашу ментальность. Много вложено положительной энергетики в этот клип.

Со звездным редактором «ТН» Еленой Север
Пресс-служба «Русской Медиагруппы»

— Подготовка к съемкам длилась долго?

— Двадцать дней. И в продюсерской команде было 47 человек.

— Ничего себе! Это просто кино.

— Кто-то отвечал за гримерку, кто-то — за еду, кто-то — за животных, кто-то — за массовку, кто-то — за меня. А сами съемки шли два дня. 

— И неспроста, конечно, ваш клип уже за первую неделю получил пять миллионов просмотров. Ты ожидал такого количества?

— Не ожидал. Но клип пошел, и это удивило. Мы недавно с музыкантами обсуждали такой момент. Сейчас прогрессирует западный стиль музыки, то есть все более открытое, более простое: «Как классно, давай погуляем, давай будем жить!» И люди немного устали от этого. Поэтому мы взяли восточную тему. А Восток всегда манил всех своей мистикой, загадочностью. Поэтому людям, наверное, и понравился наш клип. 

— Ты артист молодой, и, думаю, у тебя еще не было возможности поучаствовать в российских благотворительных концертах. А участвовал ли ты в подобных акциях у себя в Казахстане?
С рэпером Бастой
instagram.com

— В Алматы постоянно занимаюсь благотворительностью. У нас есть свой фонд, есть четыре программы, в которых мы участвуем. Одна называется «Дорога в школу» — мы покупаем канцелярские товары, завозим их фурами в Алматы. Потом собираем волонтеров доставлять канцпринадлежности в многодетные семьи. Есть еще программа, когда мы обеспечиваем нуждающихся продуктами. В каждой коробке мука, рис, макароны, тушенка, подсолнечное масло — 30 литров. Обычно товаров в коробке где-то на 10 000 тенге, это примерно 2000 руб­лей. И семья из семи человек растягивает еду на три месяца. Для меня, для моих ребят очень важно это знать, чтобы не взлететь в плане своего эго. Третья программа: мы, наши знакомые сдаем разные вещи, а семьи, у которых в данных вещах есть потребность, приезжают и выбирают нужные для себя. Наконец, четвертая программа: для тех, у кого квартиры не обогреваются газом, мы покупаем фуры с углем. В прошлом году нам выделили бесплатно 200 тонн угля. Один дядя нас поддержал. Посмотрел, как мы это делаем, сказал: вот вам. Кто-то огурцы нам давал, кто-то — кукурузу.

— Я читала, что ты еще мечтаешь построить школы. В деревнях на окраинах Казахстана.

— Да, у нас цель — построить общеобразовательные школы в провинции и сделать так, чтобы дети в них могли определиться со своим призванием, понять, чего хотят добиться в жизни.

Саксофон — из-под палки

— Бахтияр, я знаю, что ты родился в Алматы, но иногда в интервью ты говоришь, что Баку для тебя тоже родной город. Почему?

— Мой отец азербайджанец. И родина отца — это и моя родина. Я постоянно езжу в Азербайджан, туда, где моя кровь, скажем так, начинает бушевать. 

— Ты реально это ощущаешь?

— Да, и в Казахстане тоже. Я даже иногда не понимаю, кто я по нацио­нальности. Часто отвечаю, что азербайджанец. Поскольку отец не поймет, если я скажу другое. Но Казахстан — тоже моя родина. Это место, которое меня воспитало, вырастило, дало образование.

— Твои родители имели отношение к музыке?

— Отец — нет, но он очень хорошо поет. Он любит только народную азербайджанскую музыку. Есть такой древний иранский жанр — мугамы. Там просто протягивается одна нота на каком-то духовом инструменте. Раньше под тянущуюся ноту человек пропевал суры из Корана, рассказывал о жизни, о чем-то философствовал. Отец очень круто делает такие вещи. У него сильный голос. И он любит именно мугамы. А в семье у мамы все играли на музыкальных инструментах. Дядя играл на баяне, мама — на фоно, тетя, по-моему, на скрипке.

С мамой
instagram.com

— Родители дали тебе неплохое образование. Ведь параллельно с международной лингвистической гимназией ты окончил еще и музыкальную школу. Правда, особой любовью к учебному процессу в последней ты, говорят, не отличался.

— В школе я на 40 процентов был троечником, на 60 — ударником. Под палкой меня всегда заставляли на саксофоне заниматься. Но что-то в меня заложилось все равно.

— Сейчас удается играть на саксофоне?

— Недавно заказал себе саксофон и снова хочу взять его в руки. Играть на нем полезно для легких, для диафрагмы, в конечном счете для выступ­лений на сцене. А вообще, даже минимальное музыкальное образование, конечно, мне помогает. Допустим, приходит на студию музыкант, и я ему могу что-то объяснить хотя бы на простом языке. Мы же не пишем какие-то супероркестровые партии. А для нашей поп-музыки достаточно и минимального образования. Музыкантам приятно, они проявляют к тебе уважение, когда ты разговариваешь с ними их терминами. 

— А не хотелось все-таки получать музыкальное образование дальше?

— Я учился в консерватории имени Курмангазы по специальности «арт-менеджер», там, правда, уже речь шла про музыку со стороны бизнеса. Но пользу от пребывания на этом факультете я почувствовал. Узнал, как менеджеры занимаются организацией концертов, психологической работой с музыкантами, управлением всех процессов. Допустим, если консерватория выезжала в соседний город давать концерт, то наша кафедра отвечала за всех музыкантов. Да даже оттого, что ты просто заходишь в восемь утра в консерваторию, а там домбрист ра­зыгрывается, вокалист распевается, скрипачи что-то играют, ты погружаешься в атмосферу музыки. Плюс мы часто посещали концерты. И выходит, что в консерватории я получил много знаний через уши. Слушая музыку, ты все равно вдохновляешься, запоминаешь оркестровые партии, развиваешь эстетический вкус, расширяется твоя музыкальная база. А на студии, где я пишу музыку, у нас почти все ребята из консерватории. 

Первые заработки — в 12 лет

Ксения Собчак и Владимир Винокур вручают Бахтияру «Премию Муз-ТВ» (2017)
Persona Stars
— Как получилось, что уже в 12 лет ты смог зарабатывать деньги, причем музыкой? Ты писал биты и даже продавал минусовки?

— Да, в 10 лет я еще только начинал это делать, а в 12 уже пытался что-то продать на районе.

— Такова была финансовая необходимость?

— Да, был период в жизни, когда отца лишили бизнеса. Прежде наша семья еще держалась на плаву, потому что у отца была работа, был свой завод. В какой-то момент бизнес у отца забирают, и наша жизнь в одночасье меняется. Мы лишаемся квартиры, лишаемся всего. Начинаем скитаться по домам. Была некая заначка. И мы думали, что нам хватит этих денег хотя бы лет на восемь-десять. Но деньги — вода. И где-то через четыре года дело дошло до того, что мы переехали в избу — на старую дачу, доставшуюся моему старшему брату от деда. Это была небольшая хатка без печки, хотя уголь там был. Но в сильно влажные зимы мы дома спали в куртках.

— Сколько тебе тогда было лет?

— Где-то 13-14.

— И тебе удалось в этой ситуации помочь семье?

— На самом деле я тогда совершил большую ошибку: я злился на родителей. Оттого что был зеленым и глупым. Это со временем мне начало стрелять в голову, что надо что-то делать. Потому что родители пытаются что-то сделать, и я тоже должен что-то делать. Стал работать на студиях и зарабатывать хоть какие-то копейки. Я покупал продукты домой. Свою учебу старался оплачивать сам. 

— Если бы не такие обстоятельства, пошел бы ты в этом возрасте работать?

— Я благодарен обстоятельствам, что они так сложились. Есть у меня знакомые, которые выросли в достатке. Я сейчас на них смотрю и вижу: они не знают, что делать в этой жизни. Всегда нужны жесткие обстоятельства, которые тебя приучат к трудностям и научат, как поступать.

— Ты, кстати, многих друзей называешь «бро» (сокращение от английского слова «brother», что означает «брат». — Прим. «ТН»), даже в своей команде. 

— Я не люблю, когда в команде все слишком серьезно: сделайте то, сделайте это. Я болею своим проектом и хочу, чтобы все мы болели им. По­этому у нас такое семейное движение.

— Ты говорил, что любишь, когда вы вместе собираетесь и творите. Но, интересно, последнее слово все равно за тобой?

— Да, потому что ребята всегда ждут моего последнего слова. Но субординация не утрирована некими клише типа: ты мой подчиненный, я твой начальник. И я всегда стараюсь советоваться. Это важно. Допустим, если у меня есть сомнение, я подойду к одному из ребят, который вообще особо не принимает никаких решений в команде, и спрошу: «А что ты думаешь, как мне поступить? Я считаю, что вот так и так». Потом спрашиваю другого и, исходя из общего мнения, принимаю решение. Если мы команда, то должны двигаться как команда.

— Твой первый концерт в Москве прошел с огромным успехом. Такой прием был для тебя ожидаем?

— У нас первый концерт в Москве был очень давно и такой мелкий — 1000 человек. На следующий год — полторы тысячи. А потом мы надеялись на 3000. И когда ребята сказали, что все, билетов нет, а желающих много, мы сделали еще второй, дополнительный концерт. Вот это было неожиданно. Когда я вышел в зал и увидел тысячи человек, у меня на третьей песне в горле пересохло. Второй концерт вообще был ужасный, я заболел. У меня температура 39, я просто в гримерке валялся. Но понимал, что не могу отменить выступление, потому что три с половиной тысячи человек пришли и ждали этого месяц. Кое-как я вышел на сцену. А потом адреналин и поддержка людей помогли выстоять. Люди даже не заметили, что я болел. А как со сцены ушел, меня врачи взяли и повезли в отель под капельницу. Тем не менее это было классно, первый такой большой бум.

Приоритет здоровью 

С рэпером Джиганом
instagram.com
— Получается, что в свои 22 года ты давал по 150 концертов в год. Чуть ли не через день концерт. Физически, конечно, это серьезная нагрузка. А эмоционально тоже?

— Эмоционально — нет, я как-то в плане эмоций стойкий. Что же касается физического состояния, у меня еще было много лишнего веса на тот момент. Мне это мешало. И с мая позапрошлого года я занялся собой. Сделал поменьше концертов и сосредоточился на здоровье.

— Мне кажется, другой на твоем месте тогда бы сказал: «Пока столько концертов, надо сейчас максимально все получить».

— Я не гонюсь за деньгами. Считаю, что всех денег не заработаешь.

— Правильная философия.

— Мы раз в год объезжаем города, где нас всегда ждут. И у нас есть база своих людей, которые нас всегда ждут. И вот мы раз в год катаем этот тур, распределяя его грамотно. Можно распределить все грамотно, чтобы и для себя многое сделать успеть. Я взялся за здоровье, потому что понял: меня в турах оно тянет вниз. А когда меня что-то тянет вниз, я пытаюсь от этого избавиться. И я пошел к нашему семейному врачу, а он воспитанник школы тибетской медицины, то есть это банки, иглоукалывание, кровопускание через пиявки, правильное питание. В позапрошлом году я весил 131 кг, и у меня еще была грыжа. И я думал: вот я такой молодой и такой нездоровый. Еще Рамадан на тот момент выпал, и я отменил все концерты. И за время Рамадана благодаря массажам, кровопусканию, правильному питанию сбросил 15 кг. Потом мы с врачом пошли на следующую ступень. А с августа я еще занялся спортом, когда у меня вес уже пришел в какую-то норму.

— Каким спортом сейчас занимаешься?

— У меня силовые функциональные тренировки, в баскетбол с друзьями играем, на борьбу ходим. 

— А в детстве у тебя был спорт?

— Я занимался кикбоксингом. Это круто на самом деле, когда ведешь активный образ жизни. Я с прошлого мая не болел ни разу. Причем не пил ни одной таблетки, мне мой врач запрещает. Говорит: «Не пей лекарства, они уменьшают симптомы, но не лечат».

Мама ждет невестку

— Бахтияр, ты считаешься одним из самых завидных холостяков в мире шоу-бизнеса. Каким критериям должна соответствовать девушка, чтобы у нее появился шанс стать твоей женой? 

— Я буду выбирать жену по уму. Многие выбирают по любви, а я выберу по уму. Потому что строить семью — это не забава. Для девочек же часто семья — это просто свадьба. Они живут с мыслью о свадьбе, мечтая, как будет классно. И не представляют, что после свадьбы начнется настоя­щая война — с миром, с бытом и со всем, что тебя окружает.

— По уму, это что значит — чтобы жена была умной? 

— Важно, чтобы жена относилась к моей семье так же, как я.  Хочу, чтобы дети выросли грамотно. Чтобы мой отец увидел своих внуков, увидел, какими они стали, и со спокойной душой вернулся на небо и понимал: он эту жизнь прожил не зря.

— А вероисповедание избранницы для тебя важно?

— Мне важна адекватность человека. В вероисповедании, идеологии всегда можно прийти к общему. Все равно  ведь впереди целая жизнь с женой, и мы можем друг у друга чему-то учиться. Плюс муж может служить примером для жены, и, исходя из примера, она сама может прийти к твоему вероисповеданию. Для меня важно, чтобы жена понимала, что мы пойдем на некий фронт, скажем так, в эту взрослую жизнь. А не представляла, что это поцелуйчики, цветочки, как классно, деточки бегают. Деточки по ночам будут плакать, и ты будешь нервничать всю ночь.

— Значит, тебе важно, чтобы твоя спутница была хорошей матерью и женой. Для многих же молодых людей имеет значение, чтобы у супруги был и свой личностный рост.

— Есть такая теория, не знаю, насколько она верна, что характер детям передается от отца (характер — это как именно жить и как адаптироваться в жизни), а разум и воспитание дает мать. Скажем, моя мама, она и музыкант, и журналист, и человек культуры. Если бы у нее этого не было, и у меня бы этого не было. Я не буду говорить жене: сиди дома, вот твоя клетка. Нет, она должна будет вырастить детей, а потом я начну создавать ей условия для творческого роста, чтобы она чем-то занималась. Я же хочу, если у меня родится дочь, чтобы она вышла замуж и чтобы в другой семье о ней говорили, какая она образованная девушка. То есть это все такая большая система.

— А для тебя важно, чтобы родители приняли твою избранницу?

— Да, это немаловажно, потому что я буду жить с родителями по-любому, так как я младший в семье. Сейчас я, когда не гастролирую, тоже живу с родителями. И моя мама хочет видеть в доме женщину. Представьте, мой отец — просто жесткий кавказец, настоящий мужчина, без всяких нежностей, прямо лидер семьи. Брат старший у меня жестяк, я тоже жестяк. И мама одна живет с тремя мужиками и еще пытается нас в узде держать.

— Мне кажется, когда ты приведешь жену, она будет рада любому твоему выбору.

— Я понимаю, что мама ждет образованную девушку. Когда советуюсь с родителями, говорю: «Есть вот такая девчонка…» Они мне в ответ: «Подумай, посмотри!», куда-то направляют. В славянских странах момент родственников не акцентируется так сильно, как у нас. А мы не считаем, что семья — это два человека, семья — это все мы, все, кто у нас есть. Поэтому я и хочу, чтобы моя жена была мудрой женщиной. Именно мудрой. Красота со временем уйдет и у тебя, и у нее. Так зачем гнаться за этой обложкой.

— Бахтияр, нашу беседу хочу закончить твоим признанием: «Я человек и не могу быть в двух местах одновременно. А как возвращаюсь в Алматы, на меня сваливается много всего. И я реально мечтаю о клоне, который мог бы хотя бы просто сидеть на студии вместо меня». И вот я хочу сказать от имени поклонников: никакого клона Jah Khalib нам не надо. Я желаю тебе писать песни и радовать нас своим творчеством.
JAH KHALIB

Настоящее имя: Бахтияр Мамедов

Родился: 29 сентября 1993 года в Алма-Ате (Казахстан) 

Семейное положение: холост

Образование: музыкальная школа по классу саксофона, Казахская национальная консерватория им. Курмангазы

Карьера: казахстанский русскоязычный рэпер, певец, битмейкер, продюсер. Получил известность благодаря социальным сетям, где распространял свои треки. Среди первых произведений наиболее популярными стали «Твои сонные глаза», «SnD», «Сжигая дотла» и «Ты для меня». Выпустил 5 альбомов, 6 видеоклипов. В июне 2017 года стал лауреатом «Премии Муз-ТВ» в номинации «Прорыв года»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter