J:Mорс "Концерт в театре"

CD-обзор ушами Сергея Пукста

(20 треков)


Группа решила выпустить юбилейный диск к своему 10-летию, который был назван "сеансом с разоблачением". Любопытно, что лучшие хиты музыканты решили исполнить в облегченной полуакустической аранжировке. Учитывая практически стадионный по масштабу стандарт звучания группы, шаг достаточно смелый. Смелым он, правда, оказывается лишь на первый взгляд. На самом деле, когда в составе банды играют высококлассные музыканты, а партию ударных исполняет один из лучших джазовых барабанщиков Кирилл Шевандо, дело выглядит очевидно выигрышным. Помимо прочего, Владимир Пугач и компания здесь отнюдь не первопроходцы. Мы знаем, что чем-то сходная с нашими звездами украинская группа "Океан Ельзи" в лице своего лидера записала достаточно интересный джазовый диск "В ночi". В нашу задачу не входит, впрочем, сравнивать эти диски.


Вот если окинуть взором все эти годы и, в частности, вспомнить начало карьеры нашего славного коллектива, то первое, что приходит на ум, - это мое недоумение от избыточной ассоциативности и неопределенности песни Web design, которая появилась на вполне понятной волне любви к творчеству Земфиры Рамазановой. Но вскоре, впрочем, группа встроилась в общественное сознание, обрела многочисленных поклонников и заняла прочное положение в нашей поп-музыке. Не в последнюю очередь благодаря тому, что сделала упор на "вечные ценности" - не всегда оригинальную, но приятную мелодику и беспроблемную фрагментарную лирику. Помимо всего прочего, сама поп-музыка на протяжении существования коллектива совершила гигантский скачок в сторону потери всякой видимой логики внутри самой себя, успешно превратив FM-формат в набор бессвязных речевок. А интуитивная лирика J:Mорс на этом стремительно меняющемся фоне приобрела прямо-таки родниковую ясность.


Позволю себе небольшое отступление. Сегодня имеется тенденция оценивать исполнителей по такой довольно неопределенной категории, как "продукт". Вот мне иногда говорят - "да, музыка выдающаяся, но группа не дает "продукт", имея в виду, что нет "качественно" записанного альбома, "профессионально" снятого клипа. Меня всегда отпугивало это "качество", по которому продукт становится синонимом музыки. А как же чудо? Как же затягивающая музыкальная стихия, без которой ты не можешь жить, которая, по моему опыту, связана сплошь с музыкой негладкой и неправильной? И как раз музыка, которая не представляет никакой трудности, загадки или неудобства для слушателя, мне кажется неперспективной. И с таким подходом существовать становится все сложнее. Потому что у музыканта в голове сегодня - прежде всего формат. Ну а то, что тот же "продукт" может и не содержать самобытной музыкальной мысли, мало кого волнует.


Но ближе к теме. Концерт построен динамически разнообразно. Быстрые вещи перемежаются лирическими и медленными. Есть достаточно интересные аранжировки, которые оживляют и делают музыку заметно теплее. Нет нужды говорить, что замечательные музыканты, приглашенные ассистировать коллективу, справились с работой на "отлично".


Как это ни любопытно, но самые интересные номера концерта почему-то содержатся в разделе "Бонусы". В частности, это песни, которые исполнены музыкантами, в разное время сотрудничавшими с J:Mорс. Это песня "Оставь позади" в исполнении старинного участника группы Артема Ледовского и композиция "Остаюсь", спетая Вячеславом Бондаренко. Как можно понять, на заре карьеры музыка группы не была такой однозначно эпической, а состояла иногда из приятных джазовых пустячков. Но в этой видимой несерьезности как раз и содержится текстовая и музыкальная стройность и отчетливая композиторская интрига, которая не помешает даже самой искренней и лирической группе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter