Изюминка театра — славянский фестиваль

За что мы любим театр? Пожалуй, одинаковых ответов на этот вопрос нет. Одна моя знакомая актриса говорит так: “Постоянно удивляюсь этому чуду. Ведь на сцене возможно все: сменяются эпохи, проживаются новые и новые жизни, разрывают сердца трагедии, а комедии их врачуют”.

За что мы любим театр? Пожалуй, одинаковых ответов на этот вопрос нет. Одна моя знакомая актриса говорит так: “Постоянно удивляюсь этому чуду. Ведь на сцене возможно все: сменяются эпохи, проживаются новые и новые жизни, разрывают сердца трагедии, а комедии их врачуют”.

В Гомельском областном драматическом театре, который недавно отметил свое 65-летие, гордятся тем, что его первыми актерами были выпускники Московского государственного института театрального искусства имени А.В.Луначарского, ученики народного артиста СССР Леонида Леонидова. И первый спектакль — “Ревизор” Н.В.Гоголя — был в его постановке. Сразу была высоко поднята творческая планка, которую старались не уронить все последующие поколения гомельских актеров. Но театр — это живой организм. А с ним может случаться всякое. Помню и не лучшие времена. В иные дни на спектаклях зрителей можно было пересчитать по пальцам. Но, наверное, так распорядилась сама судьба, что именно тогда, 17 лет назад, коллектив возглавила мудрая женщина Валентина Георгиевна Роговская. Пришла с должности заведующей отделом культуры Гомельского горисполкома. В вышестоящей инстанции сказали: надо! Она же, как человек старой гвардии, не раздумывала. Раз надо, значит, так тому и быть. Хотя знала: неладно было в этом маленьком королевстве — театре. Измучен он был интригами, текучестью кадров. Не испугалась Валентина Георгиевна. Но, когда в первый же день подошел к ней один из актеров и с явным сочувствием сказал, что у них никто более двух лет не держится, предательский холодок подкрался к сердцу. Виду не подала. Промолчала. Да и что она могла сказать? Что театр она любит? Это и на самом деле было так. Но одно дело любить его парадную сторону, совсем другое — постигать непростую жизнь закулисья. Тогда она и произнесла слова, которые и сейчас многие помнят: “Если каждому из нас суждено прийти к храму, то пусть эта дорога будет через театр”. Началась многотрудная работа. Роговская пригласила из Минска в качестве главного режиссера Лидию Алексеевну Монакову, ныне заслуженного деятеля культуры Беларуси, профессора Белорусской академии искусств. Та когда-то начинала свою творческую биографию в Гомеле, потому и согласилась, образно выражаясь, пойти на прорыв. Две женщины, словно добрые мудрые феи, неустанно и самоотверженно боролись за театр, зрителя, актера. Всему голова — актер. А что же есть у руководителя, чтобы людей этой профессии поднять на должную высоту, окрылить? Не так уж и мало. Есть слово. Только к каждому — свое. Валентина Георгиевна тонко чувствовала индивидуальность каждого. И как-то сразу для многих стала доверенным лицом. Все постепенно налаживалось. Но после распада Союза многое пришлось начинать заново. Вначале надо было просто выжить. Иные учреждения искусства на своих площадях начали бурную торговую деятельность. Но в гомельском театре благодаря Валентине Георгиевне ни один метр площади не превратился в коммерческую точку. Помогали друзья театра, на долгие годы ставшие его спонсорами. Роговская и ее единомышленники понимали, что развал страны не означает разрыва прежних творческих связей. Ведь истина в том, что у искусства нет границ. И театры приграничных областей — Гомельской, Брянской, Черниговской — первый после распада страны совместный фестиваль провели под девизами: “Искусство за Союз” и “За союз творческий”. А с 1994 года у театрального форума появилось название “Славянские театральные встречи”. С тех пор он вырос в масштабах, проводится под эгидой Министерства культуры Беларуси и в его орбите сейчас ведущие театры трех славянских государств. Постановки спектаклей ведущими режиссерами Беларуси, России, Украины, что стали широко практиковаться в театре, не только внесли свежую струю в жизнь коллектива, но и подняли творческую планку многих актеров. Иные из них являются гордостью белорусской сцены. В Гомеле многие просто обожают народную артистку Беларуси Нину Алексеевну Корнееву. В своей книге “Театр в моей жизни” она написала: “Я не жалуюсь на свою актерскую судьбу. Да, я получила все, но мне этого мало, я хочу играть и работать над новыми ролями. Не могу и не хочу угомониться!”. И можно только позавидовать такой жажде жизни, такому оптимизму. Редчайший человек Нина Алексеевна! В свои 84 она не успокаивается. С легкостью соглашается на любую творческую встречу, даже в самом отдаленном районе Гомельщины. Вот и минувшей осенью объехала многие школы Речицкого и Чечерского районов с моноспектаклем “На свидание с Чеховым”. Когда размышляю о личностной неуспокоенности, о неустанном творческом поиске и истинных находках, то невольно вспоминаю роли народной артистки Беларуси Людмилы Корховой. Как, например, в буквальном смысле слова она проживала на сцене непростую, скорее трагическую жизнь Аркадиной в чеховской “Чайке” (постановка Рида Талипова) или как тонко, изящно, мудро расставляет акценты в жизненной драме в спектакле “Странная миссис Сэвидж” Дж.Патрика. Знаю, в нашем городе много поклонников таланта заслуженного артиста Беларуси Юрия Фейгина. Еще мальчишкой занимался он в драматическом кружке Дворца пионеров и школьников. Мастерство его росло на глазах многих гомельчан, которые, не задумываясь, могут назвать все лучшие роли любимого артиста, особенно комические. В них он, как говорят, превосходит самого себя. А сколько светлых мгновений связано у зрителей с именем заслуженного артиста Беларуси Федора Николаевича Иванова, недавно отметившего свой 75-летний юбилей и 50-летие творческой деятельности. Жаль, обо всех сказать хорошие слова невозможно. А многие того стоят. Ведь признанием высокого профессионализма труппы было присуждение театру пять лет назад высокого звания “Заслуженный коллектив Республики Беларусь”. Несколько ранее звание заслуженного деятеля культуры Беларуси удостоилась Валентина Георгиевна Роговская. А в 2000 году она стала лауреатом специальной премии Президента Республики Беларусь. Все последующие годы Гомельский театр подтверждает свое почетное звание новыми победами на международных фестивалях. Одна из последних — Гран-при за спектакль “Рядовые” А.Дударева (режиссер-постановщик — народный артист Беларуси, лауреат государственных премий СССР и БССР Валерий Раевский) на международном фестивале “Славянские театральные встречи” в Брянске. На таком же фестивале в Чернигове гомельчане удостоились за этот же спектакль пяти дипломов в разных номинациях. Наверное, глубоко символично, что свой 65-й театральный сезон в Гомеле, как и когда-то первый, начали с Гоголя. На постановку “Мистической комедии” (сценическая версия поэмы “Мертвые души”) пригласили мэтров белорусской сцены — народного артиста Беларуси Валерия Раевского и народного художника Беларуси Бориса Герлована. Получился яркий, красочный спектакль. Классика всегда современна. Это истина. А высшее мастерство состоит в том, чтобы донести до зрителя актуальность поднятой классиком темы. Полагаю, многие, внимая похождениям гоголевских героев, ловили себя на мысли, что жизнь — бесценна. И как много зависит от каждого из нас, чтобы не тратить ее на суетное, мелкое. В этом спектакле наряду с ведущими мастерами сцены уверенно заявляет о себе молодежь. О достойной смене в областном драматическом заботились всегда. В те годы, когда Роговская с Монаковой только начинали, они при поддержке Союза театральных деятелей Беларуси создали при театре молодежную студию. Несколько позже организовали заочный курс. Таким образом, молодые актеры, заочно занимаясь в Белорусской академии искусств, свою профессию досконально изучают на театральных подмостках. Вот и в предстоящей премьере, спектакле “Последняя ночь дон Жуана” Л.Жуховицкого, играют в основном молодые. Да и режиссер-постановщик тоже молодой, свой, доморощенный, Богдан Орловский. Готовятся декорации, шьются костюмы, подбирается реквизит. Делается все, чтобы мы, зрители, придя в театр, могли поверить всему, что происходит на подмостках. Мы будем сопереживать, смеяться, негодовать, радоваться. И как всегда будет манить и завораживать сцена. И очень кстати по этому поводу вспоминаются слова народного артиста СССР Николая Еременко: “Почему театр обладает магнетической силой? Почему у него столько любителей и поклонников? Да потому, что этот таинственный, загадочный мир зовет сквозь слезы и радости, страдания и муки к возвышенному и прекрасному, к вере и надежде”. Без помпы и больших торжеств отметил театр свой 65-летний юбилей. И совсем недавно в кругу близких людей были отмечены еще две даты — 50-летие работы в сфере культуры Валентины Георгиевны и ее юбилейный день рождения. “Главное — не праздновать, а работать”, — говорит директор театра. И претворяет в жизнь собственную же инициативу, активно включаясь в подготовку празднования 60-летия Великой Победы. Когда-то в грозное военное лихолетье часть гомельских актеров вошла в первую фронтовую бригаду белорусских артистов. По ее образу и подобию сформирована концертная бригада по обслуживанию сельских районов области. Ее костяк составляют артисты облдрамтеатра. Колесит по Гомельщине театральный автобус, добираясь в самые глухие уголки. Не столь уж важно, что и сцена не приспособлена, и порой холодно в клубе. Люди рады этим встречам, несущим добро, свет и любовь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter