В обновленной «Павлинке» Геннадий Овсянников в роли Пранцися Пустаревича подтвердил свой класс

Изящно, убедительно, мощно

Театр не может без движения. В обновленной «Павлинке» Геннадий Овсянников в роли Пранцися Пустаревича подтвердил свой класс!

Купаловский театр — национальная культурная святыня Беларуси — продолжает добрые традиции в год своего столетия. Обновленная «Павлинка» это доказала, а народный артист СССР ведущий мастер сцены Геннадий Овсянников в роли Пранцися Пустаревича в очередной раз подтвердил свой класс. В феврале этого года он отпраздновал день рождения, который совпал с визитом нашего Президента в Купаловский. Александр Лукашенко отметил, что богатая творческая биография артиста, его преданное служение Купаловской сцене и своей стране являются примером для талантливой молодежи, вызывают уважение профессионального сообщества и зрителей.


С  Овсянниковым не бывает скучно в компаниях, поездках, киноэкспедициях. Может, именно потому любят его коллеги. Он и не добивался популярности всеми силами. Как пришел в свой родной театр, так и не забирал трудовую книжку. Играл то, что предлагали. Ждал своей роли. И она пришла в трагикомедии А. Макаенка «Трибунал». Трагикомическая роль Терешки отвечала натуре самого артиста. Ему все удалось: и внешний рисунок, и внутреннее состояние, вернее, перепады от комизма, хитрости до драматизма, лиризма и трагизма. Не будем забывать: пьеса-то о войне. Не до шуточек.

Запускали в производство на «Телефильме» мой первый сценарий короткометражной комедии «Деревенский эрудит». Даже не пришлось уговаривать режиссера В. Третьякова утвердить на главную роль любимого артиста. Он так изящно, убедительно, мощно сыграл роль директора вечерней школы, у которого в классных журналах мертвые души, подставные учителя, ловко скрываемые им от нагрянувшей комиссии, что до сих пор перед глазами его виртуозная роль. Да, ему нужен его материал, который он осмысливает интуицией и улавливает свой характер, — уж очень актер не любит внешнее перевоплощение!

Так мы познакомились, часто встречаясь потом и на киностудии «Беларусьфильм», где его, к сожалению, не рисковали утверждать на главные роли. В качестве мастера эпизода украшал своей яркой индивидуальностью фильмы Рубинчика, Ефремова и ярко сыграл в комедии-фарсе «Свежина с салютом».

Жаль, что «Беларусьфильм» не снимал комедий. Это стихия Овсянникова. К моему стыду, не помню его отчества. Знаю, что родом он из Белыничей Могилевской области. С ним на «ты» всегда было легко и в его 50, и в 80 лет. Подарил ему книгу своих новелл «Хаос». И этот подарок стал нашим паролем. Где бы мы ни встречались, он начинал со своей знаменитой фразы: «Жора, «Хаос» читаю. Знаю. Но ты скажи, как нам победить его гармонией? Я не знаю». И так всегда.

Проходит год, два — новая встреча. «Пока хаос не побежден гармонией. Не знаю, что делать. Пиши, подсказывай нам». Сразу на веселой волне вспоминаем, делимся новостями, обмениваемся анекдотами. Не любит обсуждать, в отличие от других, что делается в театре, как и когда «съедят» очередного режиссера. Он легко находит общий язык со всеми, потому что мудрый человек. Импозантен. Во французском стиле всегда повязывает легкий платочек на шею. И конечно, усы. Без усов его трудно представить. «Жора, почему ты отказываешься с актерами выпить по сто граммов?» — часто спрашивал он. Бывал на съемках в павильонах студии. «Это же приподнимает дух, развязывает язык, люди становятся открытыми. Писателю это на руку... Больше познаешь жизнь».

Геннадий Овсянников в спектакле «Паўлінка».

Почему-то критики замолчали исполнение им одной из главных ролей в экранизации романа И. Чигринова «Плач перепелки», причем достойное исполнение. Но на критиков не в обиде. Столько было комплиментов за исполнение Терешки в «Трибунале», что на всю жизнь хватит! Его голос ни с чьим другим не спутаешь. Очень мало радиоспектаклей обходится без участия в них мастера радиоэфира Геннадия Овсянникова. Когда мы были помоложе, удивленно с ним вздыхали: «Как летит время! Уже и Здиславу Стомме восемьдесят лет».

Он любил и уважал стариков купаловцев, но никому не подражал, никого не копировал. Народный артист — это знак качества, своя индивидуальность, свой актерский почерк. Если в очередном спектакле автограф ставит Геннадий Овсянников — идите смотреть, не прогадаете. Может, сам спектакль и не совсем то, что вы ожидали, но претензий к актеру Овсянникову у вас не будет. Лично я в этом уверен всегда.

Георгий МАРЧУК, писатель, лауреат Государственной премии Беларуси

Фото БЕЛТА и из архива Национального академического театра имени Янки Купалы
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter