Таксисты чаще, чем представители многих других профессий, становятся жертвами преступлений

Извоз в зоне риска

Таксисты чаще, чем представители многих других профессий, становятся жертвами преступлений...

Машины такси, как известно, бывают легальные и нелегальные. Их водители — непримиримые враги и конкуренты, вечные взаимные недоброжелатели. Только в одном судьба уравняла их шансы: и те и другие, выходя на маршрут, могут лишиться автомобиля, дневной выручки, а то и жизни. Таксисты чаще, чем представители многих других профессий, становятся жертвами преступлений. На них нападают разбойники и грабители, нетрезвые хулиганы и даже маньяки. Опасность многократно возрастает в ночное время, на окраинах городов и за их пределами.


Двадцать лет из своих шестидесяти могилевчанин Олег Старовойтов отработал таксистом. Обычно выезжал в ночное время, когда меньше городской трафик. Но после случая четырехлетней давности сменил профессию. Устроился на предприятие плотником и спокойно дождался скромной пенсии.


...В тот вечер он, как обычно, скучал на стоянке. Подошла нетрезвая компания из ресторана — двое парней и девица. Потребовали отвезти на дачу к приятелю, пообещали хорошо заплатить. Но по дороге попросили остановиться, на шею таксисту накинули удавку. Он отчетливо помнит, как с трудом освободился — благо у нетрезвых пассажиров была замедлена координация движений. Потом Старовойтов отчаянно отмахивался монтировкой, которую постоянно возил под сиденьем. Повезло: в разорванной куртке, с многочисленными ссадинами ему все же удалось вырваться. Нападавших через сутки задержала милиция.


Однако немало коллег Олега погибли в подобных ситуациях. Вспомним нашумевшее дело в Минске, когда таксиста убили из–за машины, нелепое убийство в Бобруйске из–за нежелания клиента рассчитываться.


Проблема не раз обсуждалась на профессиональном интернет–портале «Такси и таксисты Беларуси», в средствах массовой информации. Однако менее рискованной эта работа не становится.


Житель Могилева Максим Сорокин, много лет занимающийся извозом, рассказал мне о некоторых мерах предосторожности. В середине 90–х годов, перед самым распадом государственного таксопарка, вроде бы там появились две–три «Волги», оборудованные электрошокерами. В случае опасности водитель мог их активизировать под любым из сидений.


У частников ничего подобного нет — дорого. Но имеются другие хитрости. Само собой, монтировки в салонах, ножи, газовые баллончики в кармашках на дверцах авто. Некоторые возят травматическое и пневматическое оружие в своих автомобилях, укрепляют сиденье фанерой, чтобы сделать недоступным для колющих предметов. Есть и другие, более сложные, устройства заграничного производства, о которых коллеги не больно–то распространяются. Максим знает водителей, которые принципиально не берутся везти большие компании, только «одиноких странников» или семейные пары. Некоторые работают исключительно в дневное время, другие ни за какие деньги не поедут за город. Однако все это полумеры.


Возникает закономерный вопрос: что делать?


Во многих странах водительское сиденье отгорожено от пассажирских перегородкой. Собираются ли у нас ввести подобные меры безопасности? Заодно сразу бы стали заметнее таксисты-нелегалы, быстрее отсеялись.


Начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Могилевского облисполкома Евгений Жилинский не обрадовал. Госавтоинспекция, оказывается, не только не инициирует установку перегородок, но в случае, если кто–то по собственной инициативе ее смонтирует, со стороны ГАИ могут возникнуть претензии. Мол, любая дополнительная конструкция — самовольное переоборудование машины, что недопустимо. Нужно изучить, как стеклянная или пластиковая перегородка отразится на обзоре из кабины, как поведет себя в случае аварии. Вот если заводы–изготовители сами проведут испытания и поставят выпуск специализированных особо безопасных машин–такси на поток, тогда ГАИ будет не против.


Резонно, но звучит удручающе. Такой вариант, возможно, и более правильный, однако громоздкий, неповоротливый, многочисленные согласования займут годы.


К счастью, обнадежил председатель Могилевского обкома профсоюза «Садружнасць» Сергей Яськов (в этот профсоюз входит большинство таксистов):


— Мы попросили ученых Белорусского научно–исследовательского института «Транстехника» на базе спутниковой связи создать оборудование, которое, если установить его в кабине, позволит на пульте «Охраны» видеть местонахождение такси. Конечно, разработки займут некоторое время, как и изготовление немалого количества приборов — к примеру, для Минска их потребуется 8.000, для Могилева — около 500.


Радует уже то, что дело сдвинулось с мертвой точки. Давно назрела необходимость выводить машины с шашечками из группы риска.


Фото автора.


Советская Белоруссия №207 (24344). Пятница, 1 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter