Извлекать уроки из неудач

Как России и Украине совместно строить конкурентоспособную авиационную отрасль Курс Украины на европейскую интеграцию и произошедшее недавно вступление государства во Всемирную торговую организацию (ВТО) представляет серьезную угрозу для отечественной авиационной промышленности. И без того не окрепший после затяжного переходного периода рынок окажется в одночасье открытым для самолетов всех типов, бывших в эксплуатации.

Они беспошлинно хлынут в авиакомпании Украины из зарубежья. Для приобретения новых  самолетов у авиакомпаний нет средств. И если сегодня нет внутреннего рынка авиатехники, то после вступления в ВТО авиационная промышленность Украины получит такой удар, от которого уже не сможет оправиться никогда.

Вместе с тем неизбежное усиление позиций западных производителей авиационной техники требует адекватных встречных шагов. И касается это не только авиастроительных и двигателестроительных предприятий Украины. В равной степени это относится и к защите российского рынка от прессинга иностранных конкурентов. Поэтому и действия кооперантов в обоих государствах должны быть слаженными и быстрыми. Интеграционные процессы, которые происходят сегодня в мировой экономике, наглядно демонстрируют преимущества объединения потенциала научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных предприятий.

Мировой опыт показывает, что лидерами самолетостроения становятся интегрированные структуры, выполняющие весь комплекс работ по созданию, серийному производству и обеспечению эксплуатации летательных аппаратов: Airbus, Boeing, Bombardier, EADS, Embraer и др.

России и Украине необходимо воспользоваться мировым опытом применительно к нашим условиям, объединив самолетостроительный потенциал для организации серийного производства конкретных самолетов, например Ан-148, Ан-70, Ан-124-100, Ан-140. И на этой основе осуществлять интеграцию самолетостроительных предприятий Украины в России и в европейских странах.

Я являюсь убежденным сторонником объединения предприятий и конструкторских бюро под конкретные проекты и программы. Нам не нужна интеграция ради самой интеграции, мы должны оценить эффективность уже реализованных совместных программ, а таких у нас уже множество, наметить точки дальнейшего соприкосновения, выработать стратегию и тактику взаимовыгодного сотрудничества, нацеленного на укрепление национальной безопасности наших держав. 

При этом, поскольку большой поддержкой в России пользуются проекты кооперации с зарубежными поставщиками авиационной техники (фирмами Pratt&Whitney, Snecma, предприятиями Италии, а они являются основателями военно-политического блока НАТО), нет сомнений, что в этой череде предприятий есть место Украине и братскому украинскому народу. А он стоит на позиции укрепления добрососедских отношений и кооперационных связей с Россией.

Принимая во внимание тот факт, что мы являлись составной частью авиационного комплекса СССР и воспитаны на едином научно-техническом и интеллектуальном потенциале, мы к России гораздо ближе, нежели западные производители. Попадание же в полную зависимость от научно-технического и технологического потенциала двух мировых концернов – Airbus и Boeing – приведет к полной дезорганизации как российской, так и украинской авиационной промышленности, которые предлагаю рассматривать как единый комплекс. В связи с этим необходимо объединить наши возможности, совместными усилиями бороться за существующий рынок, который ориентирован на нашу продукцию.

Мировой опыт создания интегрированных моторостроительных структур оправдан, так как самолетчики должны иметь свободу выбора авиадвигателей, в том числе на конкурсных условиях.

Такой принцип интеграции является следствием специфически отличительных технологий, разработки и производства, применяемых в самолетостроительных и авиадвигателестроительных предприятиях.

Объединение интересов разработчика и изготовителя способствует более эффективному инвестированию прибыли в инновационные проекты, позволяет решать задачи поддержания рыночного уровня серийных изделий, а также сокращать затраты при освоении новых изделий.

Вне интегрированных структур интересы конструкторских бюро и серийных предприятий совпадают далеко не всегда.

Эта ситуация особенно обострилась в последнее время, когда конструкторские бюро вынуждены заниматься несвойственной им работой – ремонтом серийных изделий, оказанием различного рода услуг сторонним организациям, коммерческой деятельностью. Кроме того, они вынуждены продавать зарубежным компаниям созданные ими объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть успешно реализованы отечественными производителями.

Сложившееся экономическое положение конструкторских бюро, а также специфика создания авиационной техники (особенно авиационных газотурбинных двигателей, где время от начала разработки до сертификации занимает не менее 5 лет) не позволяют КБ самостоятельно выполнить работы по созданию нового изделия.

В этих условиях серийные заводы, понимая, что без новых изделий у них нет перспектив сохранения и расширения своих позиций на рынке, оказывают КБ помощь, изготавливая опытные образцы авиатехники, финансируя работы по их испытанию, сертификации.

Именно так создавался самолет Ан-148, двигатели и ВСУ для которого разработаны и изготовлены за счет кооперантов ЗМКБ «Прогресс», ОАО «Мотор Сич», ФГУП ММПП «Салют». Безусловно, такое объединение должно происходить на добровольных, взаимовыгодных условиях.

Объединение ни в коем случае не должно строиться с целью решения проблем одних предприятий за счет других. Если новая интегрированная структура позволит успешно конкурировать в новых условиях, аккумулируя лучшие достижения каждого партнера, то государство обязано взять на себя решение проблем одного из партнеров. Только при таком государственном подходе к интеграционным процессам возможен успех.

Не надо изобретать велосипед – достаточно обратиться к мировому опыту, проанализировать его с привлечением ученых и внедрять у себя.

Пока мы будем столь безответственно экспериментировать, наши конкуренты уйдут далеко вперед. Надо учиться извлекать уроки из неудач (я имею в виду корпорацию «Антонов») и не повторять ошибок, иначе это может обернуться серьезными финансовыми потерями для страны и привести к краху благих намерений.
Я думаю, никто не будет спорить с тем, что промышленность должна быть крупной, конкурентоспособной, и ее размер должен соответствовать уровню конкурентоспособности. Но чтобы конкурировать на равных, промышленность должна состоять из таких же компаний, как во всем мире, – из акционерных обществ.
Главное – не упустить время. Тогда Россия и Украина совместно построят конкурентоспособную авиационную отрасль.


Вячеслав БОГУСЛАЕВ,
председатель Совета директоров
ОАО «Мотор Сич» (Запорожье, Украина),
народный депутат Украины (Партия регионов)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter