Извините, у меня акварель... Самая капризная, трудоемкая, непослушная, непредсказуемая...

Это все — о ней, “мокрой акварели”, а точнее, акварели по мокрому. Ничего вам не напоминает это перечисление черт характера одной из самых редких техник в живописи? Правильно! Чисто женская у нее натура! Может, и найдется мужская рука, которая сумеет ее покорить. Но, пожалуй, душу ее никто не поймет лучше, чем женщина!
Наталья Петкун пишет “мокрой” акварелью уже более 20 лет. Они в буквальном смысле нашли друг друга! Не сразу, как это обычно и бывает в жизни. Закончив художественную школу, Наталья решила поступать в Театрально-художественный институт (ныне Академия искусств). Принесла в вуз работы, и некий художник из приемной комиссии авторитетно заявил ей: “Прекрасный рисунок! Вам, милочка, надо на графику!”
Тот, кто видел хоть раз буйство цвета, под стать матиссовскому, на акварелях Натальи Петкун, оценит эту шутку судьбы по достоинству. Тем не менее послушная девочка подала документы на графику, благополучно провалила экзамены и... сказала себе, что не всем дано быть художниками, и теперь ей одна дорога — в архитектурный.
Наталья забросила живопись, подарила кому-то свой этюдник и благополучно выучилась на архитектора. Но по окончании вуза старая страсть “проклюнулась”. Возможно, помогло то, что Наталья сидела с маленьким сыном Антошкой и “рисовала бесконечные машинки и паровозики”. Одним словом, этюдник собралась покупать заново... и вдруг его подарил Наталье не кто-нибудь, а Николай Байрачный — знаменитый белорусский скульптор и “оружейник”!
Сейчас Наталью Петкун знают, пожалуй, в равной степени как архитектора и художника. Ее акварели находятся в частных коллекциях России, Чехии, Германии, Франции, Швейцарии, США. Ее дизайнерские и архитектурные работы можно видеть как в белорусских Дудутках, так и в чешских Карловых Варах. Об одном из чешских проектов Наталья рассказывает с особым увлечением. Как известно, в Карловы Вары приезжал когда-то Петр Первый. То, что сам царь лечил там почки, по многочисленным свидетельствам, не мешало ему отдыхать весело, спаивать приближенных и затевать турниры с призовым фондом в бочонок вина. Чехи трогательно хранят память о веселом русском монархе. Дом, в котором Петр жил во время своего пребывания в Карловых Варах, не сохранился. Зато домик, который стоит напротив(!) того места, где прежде стоял осчастливленный историей дом, и сегодня называют “Петр”. Вот в этом-то Доме Петра один российский бизнесмен, переехавший в Чехию, и решил устроить настоящий архитектурный памятник Петру Великому — ресторан в старинном духе. Заказ получили сразу несколько лучших белорусских мастеров: Николай Байрачный и мастерская художников по металлу “Коўня” должны были выполнить оружие петровских времен и бюст монарха. Наталье Петкун поручили написать портреты Петра, Меншикова, Екатерины и еще нескольких легендарных личностей государства российского, разработать интерьеры. Наталье пришло в голову сделать для ресторана копию портрета Петра, написанного чешским художником. Портрет искали по всем музеям Чехии, по частным коллекциям... и в конце концов нашли в питерском Эрмитаже! Итак, ресторанчик обещал стать достопримечательностью Карловых Вар. Препона возникла на самом неожиданном месте — заказчику-бизнесмену чехи поставили условие: никаких современных материалов в реконструкции здания. Полностью восстановить старину. Просчитав стоимость такого восстановления, бизнесмен утратил энтузиазм и продал идею вместе со всеми разработками. Теперь Наталья Петкун, держась рукой за щеку, словно от зубной боли, рассказывает, что оружие, картины, бюсты и прочее украшают ресторан гостиницы “Аберг”, в четырех километрах от Карловых Вар, построенный в совершенно “не петровском” югендстиле (модерн начала ХХ века). Что ж, бывает...
И все же любимица Натальи — живопись. “Архитектура — мужская профессия, — говорит она. — Не то чтобы женщина не могла ее освоить, нет там ничего сложного. Просто все эти расчеты, перекрытия и прочее... Это как прокладку в кране поменять. Не потому что женщина не додумается, как это сделать — просто взяться же противно! Вот дизайн помещения — другое дело. Это уже — почти живопись!”
У акварелей Натальи — душа женская. Когда под Новый год холдинг Технохимтрейд издал корпоративный календарь с ее работами, именно женщин буквально пленили цветы на картинах! Специально для мужчин Наталья собирается в будущем добавить в свои работы “мужественные сюжеты”: пиво, знаете ли, раки...
Не сосчитать, сколько хитростей в “мокрой” акварели! Тот, кто понаблюдал бы за тем, что непосвященные осторожно называют “творческим процессом”, нашел бы в нем немало сходства... с извечной женской заботой: стиркой. Листы бумаги — а Наталья пишет работы форматом до 100 Х 70 сантиметров — тщательно замачиваются в ванной. После чего “шлепаются” на стекло или пластмассу, и начинается “глажение” — ведь лист надо выложить так, чтоб на нем не осталось ни складочки, ни пузырька, ни морщинки! Рядом, как возле хорошей гладильной доски, ставится пульверизатор с водой. И — скорее, скорее за краски, пока не высохло! Если Наталье звонят по телефону, а она  говорит: “Извини, у меня акварель”, все знакомые и друзья уже знают: надо класть трубку и перезванивать позже. Когда две эти дамы вместе, им нельзя мешать!
В самом деле, если маслом можно писать картину хоть год, как предыдущий гость нашей рубрики, Григор Данелян, или даже 20 лет, как писал Иванов свое полотно “Явление Христа народу”, то “мокрая” акварель — техника стремительная! На какие хитрости ни пускайся, чтобы сохранить бумагу мокрой, сколько ни брызгай ее из пульверизатора, как старательно ни подмачивай поролоном коробящиеся уголки... а все равно лист сохнет в лучшем случае часа четыре. По большому счету, даже от брызг пульверизатора могут остаться на картине незапланированные веснушки. И вот за эти три-четыре часа надо успеть все, что задумывалось, — ведь повторного прикосновения “мокрая” акварель не терпит. Разве что дополнить ее несколькими штрихами “по сухому” — но это, как говорится, уже другая история. Наталье ближе процарапывание рисунка — по бумаге перед работой красками или по еще мокрой написанной картине. В бороздки рисунка затекает краска, и получаются удивительной фактуры линии.
“Конечно, при такой быстрой работе нужна полная внутренняя мобилизация, — смеется Наталья и добавляет уже чисто женское: — Знаете, я даже худею за эти часы!” Все по рецепту Райкина: что тут сложного в том, чтобы быть художником! Берешь нужную краску и кладешь ее в нужное место. Только Наталья добавляет еще “в нужное время” — акварель сама по себе разводится на воде, и удачным мазком можно вовремя “подмочить” высыхающий бумажный уголок...
И самое оригинальное в капризной технике то, что Наталья в шутку называет КПД. Так вот, пресловутый коэффициент полезного действия поначалу был один к семи. То бишь из семи работ удавалась одна. Сейчас — одна из пяти. “Совершенствуюсь!” — смеется художница.
Акварель априори стоит в разы дешевле масла. Более того, масло популярнее, и если Наталье заказывают портреты, то преимущественно маслом. При работе маслом практически нет понятия кпд. Чем же “держит” вот уже двадцать лет Наталью Петкун капризница “мокрая” акварель? “Это такая техника, в которой невозможно на чем-то остановиться. Напишешь картину — и всегда хочется еще по-другому попробовать... Так она и гонит меня, не дает успокаиваться!”
Работает Наталья Петкун обычно весь световой день, увлеченно, не в силах оторваться. Потому лето выматывает ее на нет, а вот осенней да зимней темени она даже немного радуется — “рабочий день” поневоле укорачивается на несколько часов. И Наталья “отдыхает”, привнося все новые оригинальности в свой домашний интерьер. Ведь дом, в котором живет семья художников и дизайнеров, не имеет права быть обыкновенным! Обтянутые кожей табуретки и скамьи становятся произведением искусства — кстати, точно такие же были сделаны для туристического комплекса Дудутки. “Люблю скамейки! — говорит Наталья. — Разве сравнишь их со стульями! Особенно когда много гостей в доме!” Никому не нужный столик из-под старинной машинки “Зингер”, прозябавший у подруги Натальи в кладовке, стал элементом интерьера, которому завидуют все знакомые. Еще один стол обработан... самодельной бормашинкой, коей процарапан в полировке профиль папуаса. А вы думали, художник только кисти в руках держать умеет?!
То засилье евроремонтов в квартирах, которое происходит сегодня, Наталья Петкун считает настоящей катастрофой. Они обезличены, неуютны, в них дух гостиницы. Тем более что большинство клиентов заказывают такие ремонты по принципу — видели у знакомых, хотим точно так же.
— Утешает то, что эта мода уже уходит, — замечает Наталья Петкун. — Все чаще, как я знаю, передовые люди в Москве, да и в Минске, заботятся об эксклюзивности своего жилища. Об уюте, сделанном не под среднестатистического европейца, а под себя любимого. С учетом твоих пристрастий, вкусов, из твоих любимых материалов. Чтобы в доме по-настоящему уютно было жить, к нему кроме строителей и архитекторов должен приложить руку еще и художник-декоратор. Можно, конечно, самому повесить шторы или картину на стене... Но стоит ли экономить на красоте в жизни?
Когда попадаешь в царство акварелей и изящных вещей Натальи Петкун, понимаешь — да, экономить надо на чем-либо другом!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter